Электронный
методический кабинет

Таможенное дело как составная часть внешнеполитической и внешнеэкономической политики государства

Зельниченко О.И. • Таможенное дело • 2000 (ru) 
24 августа 1991 Украина была провозглашена независимым государством. Суверенитет Украины распространяется на всю ее территорию. В состав Украины входят 24 области, Автономная Республика Крым, города Киев и Севастополь, которые имеют специальный статус, определенный законами Украины.

Любое государство, организованное общество должно иметь четкую законодательную и нормативную базу, которые бы отражали интересы государства в целом и каждого субъекта хозяйственной деятельности в частности. Действующее на современном этапе действующее таможенное законодательство постепенно приводится в соответствие с Конституцией Украины, с общепринятыми в европейской и мировой практике нормами и стандартами и должно соответствовать требованиям рыночной экономики. Украина делает свои первые шаги независимого развития и интеграции в международное разделение производства и от этих шагов зависит формирование внешнеэкономической среды.

Первоочередной задачей перед страной встали проблемы определения и установления государственной границы, обеспечения его надежной охраны как политической, так и экономической. Обеспечение экономических и политических интересов достигается помощью государственных органов, одной из которых является Государственная таможенная служба Украины.

Задача по обеспечению экономических интересов со стороны ГТСУ изложены в Таможенном кодексе Украины, в ряде законов и постановлений Верховной Рады, указах и распоряжениях Президента, декретах, постановлениях и распоряжениях Кабинета Министров Украины об осуществлении внешнеэкономической деятельности. Все эти законодательные и нормативные акты направлены на защиту государственно-политических и национально-культурных интересов страны, на укрепление добрососедских отношений с сопредельными государствами.

Вхождение Украины в мировую экономическую систему требует четко определенной и выверенной экономической политики, которая является основой развития государства. Учитывая результаты мирового опыта, можно сказать, что без рассудочное открытия экономических границ приведет к разрушению собственного производства. Для достижения высоких показателей в экономике необходимо постоянно совершенствовать законодательную базу внешнеэкономической деятельности, в частности такие вопросы регулирования, как тарифное, нетарифное, валютное регулирования.

Таможенное регулирование, таможенная политика государства направлены на увеличение товарообмена, стимулирование развития национальной экономики и т.д..

Таможенная служба нашей страны имеет многовековую историю. Изучение истории таможенной дела помогает глубже усвоить процессы ее формирования, развития, задачи, нужно решить, повышает профессионализм и культуру ее работников.

Митник - один из первых, с кем встречаются лица, которые прибывают в страну. Прохождение таможенного контроля в значительной степени определяет их суждения и впечатления от посещения любого государства.

В договоре князя Олега с Византией таможенные налоги и льготы упоминаются как обычные явления издревле, примененные в общении между государствами.

В IV-V вв. до нашей эры в городах Причерноморья существовали отношения с взысканием налогов за продвижение через чужую территорию. В начале VII в. до н.э. в степях Причерноморья появились скифы, которые, по мнению некоторых историков являются предками нынешних украинский, и Скифское государство было таможенные отношения с Оливией, Херсонесом и другими городами. Скифы жили за счет нападений на другие племена и за счет торговле с греческими колониями на Черноморском побережье товарами, которые на долгие годы остались традиционными: зерно, меха, мед и др..

Слово "таможня" произошло от тюркского слова "тамга", означающее в кочевых народов Средней Азии "клеймо" - знак собственности.

В Древней Руси в эпоху монголо-татарского ига "тамгой" называли торговое пошлины. В Киевской Руси один из источников доходов

княжеской казны были: плата за судопроизводство, штрафы и пошлины. Киевская Русь имела известную во всем мире торговую артерию - реку Днепр - так называемый "путь из варяг в греки ".

Запорожская Сечь имела торговые отношения с различными странами мира, о чем свидетельствует исторический договор с турецким султаном 1649 года. Договор "с войском запорожским и народом русским "на 100 лет освобождал русских и турецких купцов от пошлин и налогов. Архивные документы 1746 свидетельствуют, что в настоящее время в Сечи стояло 8 судов из Греции и Турции. Существуют исторические свидетельства о таможенном регулирование времен, когда Украина была частью Российской Империи. Изменения политических ситуаций и политических лидеров накладывали отпечатки и на таможенную политику государства. Нестабильность законодательной базы регулирования пагубно влияло и на благосостояние государства. Например, в 1724 году Екатерина I издала приказ, так называемый "Покровительственно таможенный тариф". По этому приказу иностранные товары, которые ввозились в Россию, облагались пошлиной, русские купцы вывозили свои товары беспошлинно. Это привело к уменьшению таможенных доходов казны. Исправить такое положение было подписаны русско-английский (1726 г.) и русско-прусский (1728р.) договоры, которые для большинства товаров устанавливали режим взаимного таможенного благосостояния. "Покровительственно тариф" был отменен в 1731 году.

Феодальная Россия постепенно начинает превращаться в капиталистическую державу: растут города, увеличивается количество промышленных предприятий и торгово-промышленного населения. Постоянно растет внешнеторговый оборот страны: экспортируются зерно, лес, пушнина и т.д., импортируются машины, земледельческое орудия, ткани, краски и т.п.. Первое место в торговом обороте занимала Англия, второе - Франция и Немецкие государства.

Таможенный тариф 1822 частично приостановил ввоз импортных товаров, а Таможенный тариф 1850 частично смягчил этот запрет.

Начало XIX в. негативно отразился на таможенной деятельности в связи с Крымской войной 1853-1856 pp. и Парижским мирным договором 1856 г., по условиям которого терялись юго-западная часть Бессарабии, выход на Дунай и военно-морское значение России на Черном море. В связи с этим при проведении запретной ввозной политики конец XIX века был отмечен тем, что Россия экспортировала в основном промышленное сырье и сельскохозяйственную продукцию. В 1913 г. продажи зерна за границу составлял около 2/5 от всего экспорта России. Этот период указан наиболее глубоким экономическим кризисом, его преодоления казалось в установлении иного государственного устройства.

Начало XX в. ознаменован Октябрьской революцией 1917 года. Относительно таможенного регулирование в этот период необходимо отметить исторический Декрет "О разрешении на ввоз и вывоз товаров ", подписанный Ульяновым-Лениным. Декрет впервые определил правила перевозки товаров через границу и понятие "контрабанды". Циркуляр № 4032 от 9 марта 1918 провозгласил: "Таможни служат интересам народа, работа таможен должна быть четкой и открытой для общества ".

В 1964 году Верховный Совет СССР утвердил Таможенный кодекс СССР, которым руководствовалась и Украина до принятия собственного Таможенного и кодекса.

Украина, как суверенное государство, создала собственную таможенную систему и успешно осуществляет таможенное дело, которое является составной частью внешнеэкономической деятельности Украины. Таможенные органы непосредственно осуществляют таможенное дело. Государственная таможенная служба Украина в своей деятельности руководствуется Конституцией и законами Украины, постановлениями Верховной Рады Украины, указами и распоряжениями Президента Украина, законодательными актами Кабинета Министров Украины.

Основными задачами ГТСУ является:

1. Защита экономических интересов Украины, содействие развитию внешнеэкономических связей.

2. Контроль за соблюдением законодательства Украины о таможенном деле; обеспечения выполнение обязательств, вытекающих из международных договоров Украины по вопросам таможенного дела.

3. Содействие защите прав интеллектуальной собственности участников внешнеэкономических связей, других юридических и физических лиц.

4. Использование средств таможенно-тарифного и нетарифного и регулирования перемещении через таможенную границу Украины товаров.

5. Осуществление совместно с НБУ контроля за валютными операциями.

6. Сотрудничество с таможенными и другими органами иностранных государств, а также международными организациями по вопросам таможенного дела.

7 Совершенствование таможенного контроля, оформление и налогообложение товаров и других предметов, которые перемещаются через таможенную границу Украины.

8. Товаров и соблюдение участниками внешнеэкономических связей государственных интересов на внешнем рынке.

9. Создание благоприятных условий для ускорения товарооборота и увеличения пассажиропотока через таможенную границу Украины.

10. Борьба с контрабандой, осуществление мероприятий по предотвращению нарушений таможенных правил.

11. Ведение Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности, 1 2. Осуществление верификации сертификатов происхождения товаров из Украины.

13. Ведение таможенной статистики.

Таможенное дело в Украине развивается, учитывая общепринятые в международной практике нормы и стандарты:

- Единые формы декларирования экспорта и импорта товаров;

- Системы классификации и кодирования товаров;

- Формы таможенной информации.

Территория Украины - это единая таможенная территория где Украина имеет исключительную юрисдикцию (Лат. - полномочия давать правовую оценку фактам) относительно таможенного дела. Общее руководство таможенным делом осуществляют высшие органы государства.