Электронный
методический кабинет

Применение автоматизированных систем управления в таможенной службе

Зельниченко О.И. • Таможенное дело • 2000 (ru) 
Когда в 1991 Украина получила независимость, таможенная система Украины не имела собственного информационной инфраструктуры. Этот недостаток был устранен, задача создания собственной информационной инфраструктуры были выполнены за шесть лет.

Организация информационно-аналитической службы (ИАС) украинской таможенной системы началась одновременно с формированием организационной структуры, технической основы, с разработкой процедур приобретения, обработки и анализа таможенной информации, разработкой необходимого программного обеспечения, обучением специалистов, которые на тот момент фактически отсутствовали в Украине. Все упомянутые выше крупномасштабные мероприятия были приняты, начиная с самого первого дня формирования таможенной системы, ориентируется на международные нормы. Была сформирована законодательная основа деятельности таможенной службы в целом и удовлетворены требования в информационной области.

Большой объем информации относительно таможенного дела вызвало необходимость в ее систематизации и донесении к субъектам внешнеэкономической деятельности, специалистов других отраслей. Этот вопрос наиболее удачно решил выпуск энциклопедий по таможенного дела в шести томах, содержащих законы Украины, указы Президента Украины, постановления Кабинета Министров Украины, приказы и письма Государственного таможенного комитета Украины, регламентирующие таможенное регулирование по различным видам внешнеэкономической деятельности юридических и физических лиц. Систематизация нормативных документов по тематическим признакам, а также расположение части в хронологическом порядке внутри разделов существенно облегчают работу с материалом, который определяет теорию и практику осуществления таможенного регулирования: организации таможенного контроля и проведения таможенного оформления в различных случаях при осуществлении внешнеэкономических операций субъектами предпринимательской деятельности, а также при перемещении товаров и предметов гражданами.

Обработку и передачу таможенной информации регламентирует приказ Государственной таможенной службы Украина № 48 "Об электронной информации в таможенной системе Украины" от 08.02.97 p., закон Украины № 2657 "Об информации" 1992г., приказ Государственной таможенной службы Украины № 116 от 23.03.95 p., Которые устанавливают, что таможенной электронной информацией является такая совокупность данных и программ, подлежит или может подлежать обработке, передаче и хранению средствами электронной вычислительной техники, независимо от его физического и логического представления на каждом уровне структурной иерархии таможенной системы Украины, и которая по содержанию несет в себе сведения о работе таможенных органов или касается внешнеэкономической деятельности.

Источником таможенной информации есть собственная информация ГТСУ, которая производится из непосредственной деятельности таможен и таможенных органов:

- Содержание и атрибуты таможенных документов (декларации, ведомости и т.п.)

- Внутренняя документация таможенных органов (приказы, письма, нормативные документы, правила и т.д.).

Дополнительными источниками информации могут быть:

- Информация, поступающая от других государственных ведомств и учреждений;

- Информация, поступающая от участников внешнеэкономической деятельности;

- Другие источники.

Информация, поступающая из вышеназванных источников, может подвергаться обработке, преобразованию и сохранению средствами электронно-вычислительной техники в таможенных органах. Под обработкой информации имеют в виду всю совокупность операций сбора, введения, записи, преобразования, считывания, хранения, уничтожения, регистрации, может осуществляться с помощью технических и программных средств, включая обмен по каналам передачи данных. Таможенная электронная информация может перемещаться, передаваться действующими средствами телекоммуникаций на разные уровни таможенной системы и передаваться другим ведомствам и учреждениям согласно этому положение.

Любая таможенная электронная информация, которая обрабатывается средствами электронной вычислительной техники таможне, является служебным, конфиденциальной информацией.

Таможенная электронная информация по степени конфиденциальности делится на три категории:

1. Информация и информационно-программное обеспечение, которое не несет в себе данные, которые непосредственно определяют или обусловливают характер таможенной деятельности (технические данные оборудования, документы по работе с персоналом, общесистемное обеспечение для передачи, обработки и хранения таможенной информации, прикладное программное обеспечение и т.п.).

2. Технологическая информация деятельности таможенных органов (содержание таможенных деклараций, провозных сведений, протоколов нарушений таможенных правил и контрабанды, гарантийных писем и т.д.) и нормативно-справочная информация (кадры, бухгалтерия т.д.).

3. Нормативно-правовая информация, соответствующие приказы и распоряжения ГТСУ, информация о внешнеэкономической деятельности, информация, которая отмечена для чисто служебного пользования.

На конкретном таможенному учреждению может быть своя внутренняя информация, правила использование которой и уровень конфиденциальности определяется руководством учреждения.

Согласно Закону Украины "О защите информации в автоматизированных системах" право собственности на информацию, созданную в процессе обработки в ЕАИС, принадлежит пользователю автоматизированной системы, который осуществил эту обработку, то есть - ГТСУ. ГТСУ, как владелец информации, имеет право на юридическую защиту от причинения вреда вследствие умышленной или неумышленной потери, уничтожения, подделки, искажения, блокирование информации и других неправомерных действий.

Информация категории "1" готовится и используется любым сотрудником таможенного учреждения. Согласно требованиям авторского права и соблюдении права собственности на программное обеспечение, которое производится собственными силами или покупается в других учреждениях - она не может распространяться без соответствующего разрешения владельца информации.

Информация категории "2" готовится специалистом таможенного учреждения по распоряжению руководства этого заведения и может передаваться для использования только в таможенные учреждения Украины по распоряжению или с ведома руководства таможенного учреждения.

Информация категории "С" является закрытой служебной информацией и должна готовиться и использоваться только персоналом, имеющим специальное разрешение. Эта информация должна храниться в зашифрованном виде с применением мер организационного и программно-аппаратной защиты и не может быть распространена без письменного разрешения руководства ГТСУ.

Единственным подразделением, который обеспечивает возможность получения групповых статистических баз данных и отчетов другими министерствами, ведомствами, учреждениями (независимо от форм собственности и подчинения), а также взаимодействующими организациями иностранных государств является Информационно-аналитическое таможенное управление, по соответствующему поручению или разрешением ГТСУ.

Важнейшей задачей современного состояния развития таможенной системы Украины является создание единой автоматизированной информационной системы, которая обеспечит реализацию следующих задач:

а) формирования объективной таможенной статистики с максимальным временем запаздывания информации в системе не более суток;

б) обеспечения оперативной и эффективной информационной взаимодействия соответствующих органов таможенной системы по борьбе с контрабандой и нарушениями таможенных правил, доведение регламентирующих документов до исполнителей и контроль за их выполнением, поддержание в надлежащем состоянии нормативно-справочной и отчетной информации как в ГТСУ, так и в подчиненных таможнях и взаимодействующих учреждениях;

в) глубокая и всесторонняя автоматизация процессов таможенного оформления на таможне, учета таможенных платежей, учета кадрового состава, его переподготовки и прохождения по службе, бухгалтерского учета, финансового обеспечения, расходования и пополнения финансовых средств системы, учета, распределения и пополнение материально-технических средств, учета и оптимизации контроля выполнение на всех уровнях системы;

г) обеспечение автоматизированного информационного обмена ГТСУ с другими министерствами и ведомствами Украины и взаимодействующими организациями иностранных государств;

д) переход ЕАИС на современные информационные технологии и международные стандарты (EDIAFACT. X.400 и др.). И разработка материальной базы для эффективного применение экспертных систем;

Главным центральным органом ЕАИС является Информационно-аналитическое таможенное управление (ИАМУ), который руководит процессом сбора и обработки таможенной статистической информации структурными подразделениями ЕАИС, осуществляет политику по внедрению современных новейших технологий; отвечает за обеспечение подразделений таможенной системы программным обеспечением и разработками. ИАМУ неделю по результатам отчетов таможен анализирует и составляет ГТСУ общий статистический отчет показателей внешнеэкономической деятельности.

В таможнях создаются отделы автоматизированных систем

обработки информации (АСОМ). Эти отделы отвечают за сбор первичную обработку статистической таможенной информации, ежедневно по каналам электронной почты отчитываются перед ГТСУ, занимающихся внедрением в таможенных подразделениях автоматизированных форм труда.

Таможенные органы Украины формируют таможенную статистику. Запрещается требовать от таможенных органов Украины выдачу статистической информации, не предусмотренной государственным статистической отчетности (ст. 14 ТК Украины).

Таможенная статистическая отчетность включает в себя изучение количественной »стороны процессов, возникающих в результате ВЭД предприятий, а также объема экспорта и импорта товаров по ТН ВЭД, их динамики,, географического распределения товарного состав, участия в мировой торговле.

Основные задачи таможенной статистики:

1. Составление государственного бюджета.

2. Налоговое обложение.

3. Применение экономических мер в интересах государства.

4. Прогнозирование экономической политики.

5. Обеспечение государственных органов данными, необходимыми для изучения конъюнктуры, организации производства и сбыта товаров.