Электронный
методический кабинет

Технические барьеры

Кивалов С.В. • Таможенная политика Украины • 2002 (ru) 
Неотъемлемой составляющей средств нетарифного регулирования внешнеэкономических отношений являются технические барьеры, которые представляют собой специальные требования к товарам. Установка подобных технических барьеров, как определяет Соглашение о технических барьеров в торговле, подписанное в рамках ВТО, осуществляется для обеспечения качества импортируемых товаров или для защиты жизни или здоровья людей, животных или растений, окружающей среды, или для предотвращения действий, вводящих в заблуждение. В этой сделке также подчеркивается, что ни одна страна не может быть указано от принятие подобных технических мероприятий на том уровне, который эта страна считает подходящим для обеспечения вышеназванных задач. Технические барьеры представляют собой комплекс международных, национальных и региональных технических требований и стандартов технической, экологической безопасности товаров, санитарно-гигиенических, ветеринарных норм, требований относительно упаковки и маркировки товаров, систем и органов сертификации и контроля за качеством товаров.

Национальное законодательство, к сожалению, не дает четкой классификации понятия технических барьеров как элементов нетарифного регулирования. Но подобные понятия широко применяемые в мировой практике. Соглашение по техническим барьерам в торговле в Приложении 1 содержит толкование этих терминов, в частности в рамках технических барьеров отдельно выделяют технические требования и стандарты (санитарные и фитосанитарные требования вынесены за рамки этого соглашения).

Техническая требование (Technical regulation) представляет собой документ, который устанавливает характеристики продукта или определяет связанные с ним процессы и производственные методы, включая соответствующие административные нормы, применение которых обязательна. Они могут включать или определять исключительно требования по терминологии, символов, упаковки, маркировки и этикеток, применяемые о продукции, связанных с ним процессов и производственных методов. То есть, главными признаками технических требований является их императивность, нормативность и обеспечения их выполнения принудительной силой государства. Отсюда - подобные технические требования устанавливаются компетентными органами государственной власти и их выполнение обеспечивается соответствующими контрольными органами (лабораториями, сертификационными, контрольными и экспертными учреждениями).

В качестве инструмента нетарифного регулирования технические ограничения могут использоваться в нескольких формах. Во-первых, это запреты или ограничения импорта товаров, которые являются опасными или вредными по окружающей среды, в том числе в процессе их утилизации. Во-вторых это, упоминавшиеся нами, технические ограничения "связанных с товаром процессов и производственных методов", которые включают требования по промышленного оборудования, транспортных средств или других товаров, которые могут наносить вред окружающей среде в процессе их эксплуатации. И, в-третьих, это технические требования по соответствующей качеству товаров непосредственно направленные на защиту прав потребителей. Такие технические требования призваны защищать потребителя от возможных рисков и ущерба при употребления или использовании этих товаров. Они включают различные технические правила и стандарты соответствующих групп товаров, которые регламентируют их потребительские качества и безопасности, например требования к бытовой электроники, безопасности автотранспортных средств, качества и неприменения вредных для здоровья компонентов для пищевых товаров и т.д.. К этой же группе можно отнести большинство требований упаковки, маркировки и этикеток, предоставление необходимой информации о товаре, в включая возможные риски его применения.

Особенности национальных технических требований и стандартов широко и целенаправленно применяются государствами в качестве протекционистских средств для создания нетарифных барьеров для импортных товаров. "Подобное мероприятие охватывает около трети товаров мировой торговли. Встречаются довольно специфичны и своеобразны - например, требования долевого участия национальных производителей в производстве товара, импортируемой продукции. США обязывают иностранных поставщиков автомобилей на американский рынок, в частности японских, расширить использование комплектующих частей американского производства, рабочей силы и услуг в сфере рекламы ".

С другой стороны, стандарт (Standard), в соответствии с Соглашением по техническим барьерам в торговли, представляет собой документ, одобренный признанным (компетентным) органом, устанавливающий для обычного и многократного использования правила, инструкции или характеристики для продукта, связанных с ним процессов или производственных методов, применение которых является обязательным. Они могут включать или определять исключительно требования к терминологии, символов, упаковки, маркировки и этикеток, применяемые в отношении продукта, связанных с ним процессов или производственных методов.

Таким образом, стандарт в этом смысле не является императивным, и субъектом установления подобных стандартов могут быть как государственные так и негосударственные и международные организации. Для примера можно привести стандарты разработаны Международной организацией стандартизации (ISO), Международной электротехнической комиссией (МЭК) и которые являются общепризнанными в мире. Значительное количество международных стандартов разработана на основе соответствующих стандартам Европейского Союза. Главной целью применения международных стандартов является унификация национальных и региональных стандартов и технических требований, разработка единых требований технических характеристик и качества товаров, издание рекомендаций соответствующим национальным органам. Все это в итоге ведет к упрощению таможенных процедур и расходов на сертификации товаров, способствует росту международного товарообмена.

Необходимо отметить, что в отличие от большинства других нетарифных средств регулирование, технические барьеры являются средством, непосредственно направленный на защита интересов потребителя. Если взять для примера такое средство как количественные ограничения, то они, как мы уже упоминали, ограничивают доступ определенного вида товара на внутренний рынок, тем самым ограничивая право потребителя свободно выбирать необходимый ему товар, а технические требования ограничивают доступ на внутренний рынок только товаров несоответствующего качества или товаров, которые могут причинить вред жизни и здоровью людей, окружающей среде и т.д.. Тем самым технические барьеры, наоборот, стоят на защите соответствующих прав потребителя.

Элементами применения технических барьеров, как правило, административные требования по сертификации товаров и других предметов, которые ввозятся на таможенную территорию Украина и прохождения ими кроме общего таможенного контроля каких-либо дополнительных видов контроля, как экологический, санитарный, ветеринарный и др..

Поскольку технические барьеры очень многочисленными, разными по характеру, и касаются целого комплекса характеристик товара, то и устанавливаются они многими нормативными актами

различных субъектов государственной власти. Так, например, главной нормативной основой применения технических барьеров мы можем считать часть 1 ст. 18 Закона Украины "О внешнеэкономической деятельности", которая устанавливает, что "На территорию Украина разрешается импорт лишь тех товаров, которые по своим техническим, фармакологическим, санитарным, фитосанитарным, ветеринарным и экологическим характеристикам не нарушают минимальных условий соответствующих стандартов и требований, действующих на территории Украины "1. Конкретные технические параметры и стандарты устанавливаются соответствующими ведомственными актами отраслевых министерств и ведомств. Выполнение этих условий обеспечивается требованием наличия сертификата соответствия товара импортируемого. К сожалению, согласно украинскому законодательству, сертификаты, выданные в зарубежных странах, принимаются только в случаях, когда это предусматривается соответствующими международно-правовыми актами, а на практике практически во всех случаях требуется наличие украинского сертификата, хотя в мировой практике, например, в рамках той же COT признаются международные сертификаты ISO.

Закон Украины "О государственном регулировании импорта сельскохозяйственной продукции" включает в себя аналогичные требования по сертификации и контроля, кроме того в ст. 4 этого Закона относятся другие требования, согласно которым пропуск товаров соответствующих групп Товарной номенклатуры ВЭД на таможенную территорию Украины разрешается только при условии наличия на таре (коробах, упаковках, расфасовках) а в случаях, определенных Кабинетом Министров Украины, непосредственно на продукте, сведений о названии продукта, массу (объем), состав, с указанием перечня использованных в процессе изготовления других продуктов питания, пищевых добавок (Консервантов), красителей и т.д., содержания химических веществ или соединений, а также сертификата происхождения таких продуктов. Отдельно приводятся сведения о энергоемкость, дату предельного срока использования, побочные эффекты потребления или об их отсутствии, название пищевых добавок (консервантов) при их наличии, место изготовления, наименование и адрес производителя таких продуктов и ссылки на владельца торговой марки при его наличии, а отнесенных к подакцизным товаров - сведения указываются согласно законам Украины. Указанные сведения должны быть выполнены на украинском языке, за исключением торговой марки, логотипа компании или ее названия или собственного продукта, которые могут выполняться иностранными языками.

Подобные мероприятия, как отмечается в Законе О государственном регулировании импорта сельскохозяйственной продукции, направленные на защиту отечественных производителей сельскохозяйственной продукции. Но ч. 3 ст. 18 Закона о внешнеэкономической деятельность прямо предусматривает, что Технические, фармакологические, санитарные, фитосанитарные, ветеринарные и экологические стандарты и требования, а также процедуры их применения не могут использоваться с целью создания нетарифных барьеров для осуществления внешнеэкономической деятельности субъектами этой деятельности. Конечно, подобная постановка вопроса соответствует требованиям ГАТТ / COT, но необходимо понимать, что большинство стран применяет подобные барьеры. Это лишний раз указывает на определенную эйфорию, которой проникся наш законодатель, принимающие этот, да и не только этот закон в начале 90-х по поводу применения принципов свободной торговли и свободной конкуренции на международном рынке. Как оказалось в действительности, Украина с ее товарами никто на западе не ожидал, и украинские товары сразу стали мишенью нетарифных ограничений, антидемпинговых и антисубсидиционных мероприятий. Причем, условия для применения подобных мер создавались именно правительствами соответствующих стран, которые ставили украинские товары в неблагоприятные условия. Для примера можно привести отказ правительств западных стран в предоставлении Украине статуса страны с переходной экономикой, что обусловливало несправедливые и первоначально негативные для украинских товаропроизводителей процедуры и результаты антидемпинговых и антисубсидиционных расследований.