Электронный
методический кабинет

Таможенные сборы

Кивалов С.В. • Таможенная политика Украины • 2002 (ru) 
При проведении таможенного оформления товаров и других предметов кроме пошлин подлежат уплате также таможенные сборы (ст.ст. 76-80 ТКУ).

Таможенные сборы взимаются за выполнение возложенных на таможню обязанностей, в частности: за таможенное оформление транспортных средств (в том числе транспортных средств индивидуального пользования), товаров, наследства, вещей, перемещаемых через таможенную границу Украины (в том числе в международных почтовых отправлениях и грузом), и других предметов, а также за пребывание их под таможенным контролем.

Кроме того, за предоставление услуг в области таможенного дела таможенные сборы взимаются: за таможенное оформление товаров и других предметов в зонах таможенного контроля на территориях и в помещениях предприятий, хранящих такие товары и другие предметы, или вне рабочего времени, установленного для таможни, и за хранение товаров и других предметов под ответственностью таможни в случаях, когда передача их на хранение таможни не является обязательным.

Таможенные сборы уплачиваются как в национальной валюте Украины, так и в иностранной валюте, которую покупает Национальный банк Украины, а сборы за таможенное оформление товаров, являющихся объектом внешнеторговых сделок, - в национальной валюте Украина и иностранной валюте. Пересчет иностранной валюты в национальную валюту Украины осуществляется по курсу Национального банка Украины, который применяется для расчетов по внешнеэкономическим операциям и действующему на день предъявления таможней требования об уплате таможенных пошлин.

Ставки таможенных пошлин устанавливаются в порядке, определенном Кабинетом Министров Украина, причем ставки таможенных пошлин взимаемых за предоставление услуг в области таможенного дела устанавливаются исходя из того, что размер этих ставок не должен превышать приблизительной стоимости таможенных услуг.

Таможенные сборы формально не относятся к средствам регулирования, поскольку они являются платой за услуги таможенных органов по таможенному оформлению, таможенному сопровождению, хранению, транспортировке товаров и транспортных средств, проведению санитарного, экологического, радиологического и других видов контроля. Но существует механизм предоставления льгот отдельным физическим и юридическим лицам по уплаты таможенных пошлин (например, при ввозе гуманитарной помощи) уже можно расценивать как реализацию определенных элементов таможенной политики.

При перемещении товаров через таможенную границу Украины уплачиваются также акцизы и налог на добавленную стоимость. Как правило, эти виды платежей выполняют фискальные задачи, поскольку в соответствии с требованиями ГАТТ / COT одним из главных принципов государственного регулирования внешнеэкономических отношений является принцип национального режима, то есть должны применяться одинаковые внутренние правила (в том числе внутренние налоги) как относительно товаров национального происхождения, так и для импортированных.

При ввозе на таможенную территорию Украины некоторых видов товаров, например, алкогольных и табачных изделий, уплачивается акцизный сбор. Декрет Кабинета Министров определяет акцизный сбор как "непрямой налог на высокорентабельные и монопольные товары (продукцию), который включается в цену этих товаров (продукции) ". Акцизный сбор начисляется или по ставкам в процентах к обороту с продажи, или в твердых суммах с единицы реализованного товара. В первом случае начисление производится исходя из таможенной стоимости товаров. Перечень подакцизных товаров и ставки акцизного сбора определяются Верховной Радой Украины.

Согласно Закону Украины "О налоге на добавленную стоимость", в частности п. 3.1.2 и 3.1.3 ст. С этого Закона, "ввоза (пересылки) товаров на таможенную территорию Украины и получению работ (услуг), предоставляемых нерезидентами для их использования или потребления на таможенной территории Украины, в том числе операции по ввоза (пересылке) имущества по договорам аренды (лизинга), залога и ипотеки ", а также" вывоза (пересылки) товаров за пределы таможенной территории Украина и предоставление услуг (выполнение работ) для их потребления за пределами таможенной территории Украины "является объектом налогообложения. Исключение составляют товары ввозятся или пересылаются физическими лицами в объемах, не подлежащих налогообложению согласно законодательству, товары, которые передаются бесплатно как благотворительная помощь (с некоторыми исключениями) вывозятся для снабжения украинских морских и воздушных судов за рубежом и т. д.

Ставка НДС составляет 20%, а базой налогообложения для товаров, ввозимых на таможенную территорию, является договорная стоимость таких товаров, но не меньше таможенной стоимости с учетом расходов на транспортировку и страхование до пункта пересечения таможенной границы Украины, уплаты всех налогов и сборов, за исключением НДС, которые включаются в цену товара согласно законам Украины по вопросам налогообложения.

Рассмотренные выше два вида платежей, взимаемых с товаров и транспортных средств, которые ввозятся на таможенную территорию Украины - акциз и НДС, в первую очередь являются средствами реализации фискальной функции таможенной политики и являются одними из важнейших статей пополнения государственного бюджета.