Электронный
методический кабинет

Таможенная политика Украины в историческом аспекте

Кивалов С.В. • Таможенная политика Украины • 2002 (ru) 
Наличие собственной таможенной системы и способность государства проводить независимую таможенную политику всегда выступали неотъемлемыми признаками государственного суверенитета. В истории Украины первые упоминания о практике сбора пошлины, так же как и сами слова "пошлина" и "таможенник", в исторических памятниках непосредственно связаны именно с "Актами проведения таможенной политики", как бы мы их сейчас назвали. Имеется в виду договор между князем Олегом и византийским императором 911 года, в которому уже употреблялось слово "пошлин" 1. Так же есть распространено мнение о

то, что саму практику сбора пошлины в Киевской Руси было проникнуто именно в Византии, страны которая была конечным пунктом знаменитого пути "из варяг в греки ", который проходил по территории Киевской Руси. А завезена эта практика была при времен принятия христианства византийскими священнослужителями. Важной особенностью тогдашних пошлин было то, что они имели как внешний, так и внутренний характер и воспринимались как плата за проезд лиц и провоз товара определенной территории, города или водным путем.

В период феодальной роздробнености Киевской Руси X-XIV вв каждый из князей самостоятельно устанавливал пошлину на своей территории, но в результате татаро-монгольского нашествия практически все киевские земли потеряли автономию. Сбор налогов и пошлин в настоящее время считалось прерогативой монгольских ханов. Это право они передавали местным князьям, которые были в вассальной зависимости от них. Признаком права управлять от имени монгольского хана была так называемая "тамга", которая в своем первоначальном виде была клеймом для скота. Отсюда в русском языке появилось слово "таможня", которая была местом, где ставили "тамга" на товары после уплаты налогов.

Во второй половине XIV - первой половине XVI века украинская земли подверглись литовской экспансии, и поэтому тогдашняя таможенная политика на этих территориях определялась сначала законами Великого Княжества Литовского, а после его объединение с Польшей и передачи украинских земель под власть польского короля - законами Речи Посполитой.

Такое положение вещей продолжалось до национально-освободительной войны украинского народа 1648-1657 pp. Главным результатом этой войны стало создание Казацкого государства под властью гетмана, одним из важных атрибутов которой было наличие собственной таможенной системы. Начало ее существования относится к 1654 p., Когда Гетман Богдан Хмельницкий своими универсалами утвердил определенные суммы - "индукту" и "евекта" в качестве внутреннего и внешнего пошлины. Позже универсалы с этому поводу

принимались гетманом Иваном Самойловичем в 1679 г. и Иваном Скоропадским в 1704 и 1711 pp., А сами эти сборы просуществовали до 1754 г. Согласно взглядам современных историков в этот период Украина имела все признаки самостоятельного государства с широкой автономией как во внутриполитической, так и во внешнеполитической сферах и отношения с Россией были в большей степени союзом. Характерно, что в этот период отношениями с Украиной со стороны Российского государства занимался сначала посольский приказ, затем коллегия иностранных дел. Все это время существовал таможенную границу между Россией и Украиной. Но, как известно, постепенно Россия повела наступление на автономию Украина и одним из важных шагов в этом направлении уже было упомянуто отмены таможенной границы между Украиной и Россией и распространение русского Тарифа на территорию Украины, за чем вскоре произошла ликвидация гетманского государства как таковой.

В период с конца XVIII ст. и до 1917 г. Украина была лишена государственности и, соответственно, не имела собственной таможенной системы. Большая часть украинских земель входила в состав Российской империи и на них действовали российские таможенные законы и тарифы.

Возрождение украинской государственности произошло во время революций 1917-1921 pp. Это, в частности, обусловило и возможность проведения собственной таможенной политики и определенные достижения в развитии собственной таможенной системы. В частности, можно назвать III и IV Универсалы Центральной Рады, которым ограничивался вывоз из территории Украины ряда стратегических товаров. Таможенные вопросы поднимались во время международных переговоров Правительства УНР с Германией и ее союзниками 1917 г. под время гетманства Павла Скоропадского в 1918 г. на кодонах Украинского Государства действовали так называемые "пограничные сотни", которые осуществляла контроль за перемещением лиц и товаров. Поражение в освободительной борьбе привела к тому, что значительная часть Украины в 1922 г. была включена в состав СССР, а западные земли - до состав Польши. Таким образом, таможенная деятельность осуществлялась соответствующими центральными органами этих государств.

Реальное возрождение собственной таможенной системы Украины как составляющей государственного суверенитета стало возможным лишь в начале 90-х pp. XX в., После распада СССР. Важное место собственной таможенной политике уделялось и первыми же законодательными актами, принятыми в процессе получения Украиной независимости в начале 1990-х. В этот период развитие собственной таможенной системы пришлось начинать почти с нуля. Длина государственных границ Украины составляет 7590 км, в том числе сухопутных и речных - 5631 км, морских - 1959 км. В 1991 году таможенные подразделения существовали лишь на западной участке государственной границы Украины, который совпадал с государственным границей бывшего СССР, остальные 2/3 к тому времени существовали лишь в качестве административной границы. За период с 1991 года в Украине создана собственная систему таможенных органов, состоящая из Государственной таможенной службы Украины, региональных таможен, таможен, таможенных постов. Всего в системе таможенных органов работает около 17000 служащих. Таможенная служба стала одним из важнейших источников пополнения государственного бюджета. Достигнуты значительные успехи во вхождении в мирового сообщества, мировой экономической системы, во внешнеполитической деятельности.