Электронный
методический кабинет

Правовая база таможенной политики, основы формирования

Кивалов С.В. • Таможенная политика Украины • 2002 (ru) 
Совершенство правового регулирования и юридической техники принятых соответствующих нормативно-правовых актов является особенно актуальной для новой отрасли, которой является таможенное право, поскольку формирование подобных образований происходит, как мы уже отмечали, искусственно через принятие соответствующих актов и зависит от воли законодательного органа (другими словами от политики государства в этой сфере). Таким образом, необходимо четко определять структуру и отраслевую принадлежность правовых норм, которые объединяются в отрасль таможенного права.

Например, А. Ф. Ноздрачев в рамках области таможенного права выделяет нормы конституционного, административного, финансового, гражданского, уголовного, уголовно-процессуального, трудового и международного публичного права, определяет связь таможенного права с другими комплексными отраслями - морским, воздушным, экологическим правом подобное.

Но верно ли такой подход? Как уже отмечалось в данной работе, главным характеристикой любой отрасли является внутреннее единство и структурная логика построения, а включение в определенной области не свойственных ей правовых норм и институтов негативно отражается на таких характеристиках. Выход из этого противоречие заключается в рассмотрении государственного контроля и регулирования внешнеэкономических отношений сквозь призму национальных интересов и таможенной политики. Таким образом, соответствующие нормы перечисленных отраслей выступать не в качестве составляющих таможенного права, а в качестве правовой базы таможенной политики, которая является более широким понятием, чем таможенное дело. Государственная политика системное понятие включает определенные направления государственной деятельности (функции), содержание этой деятельности, способы (формы) ее организации. Таким образом, для объединения отдельных правовых норм, которые в данном случае выступают в качестве формы государственной деятельности в нормативной базы определенной составляющей государственной политики нам необходимо определить единую конкретную цель или направление государственной деятельности, на обеспечение которого направлены эти правовые нормы. Для государственной таможенной политики такой главной целью выступает обеспечение национальных интересов и национальной безопасности в сфере внешнеторговых отношений. Именно на решение этой задачи направлены определенные группы правовых норм различной отраслевой принадлежности (конституционного, административного, финансового, гражданского, уголовного, уголовно-процессуального, трудового и международного публичного права и комплексных отраслей морского, воздушного, экологического права).

Иными словами, мы можем предложить новый механизм формирования области таможенного права и правовой базы таможенной политики, в котором главным системообразующим фактором выступает фактор единства государственной таможенной политики как составляющей государственной политики в целом.

Относительно чисто таможенного законодательства, то, как верно отмечает А. Н. Козирин, "основные функции таможенного механизма - фискальная и регулятивная - обусловили дуализм таможенного права. В самом общем виде отношения, регулируемые таможенно-правовыми нормами, могут быть сведены к двум основным видам:

А) отношения таможенно-правового характера, возникающие на основе государственно-властных предписаний и касаются, в первую очередь, различных ограничений на ввоз и вывоз товаров ..., порядка осуществления таможенных операций и отправки таможенных формальностей;

Б) отношения финансово-правового характера, связанные со взысканием таможенных пошлин и таможенных сборов ".

Свою точку зрения этот автор уже в другой работе подтверждает мировым опытом, утверждая, что нормы, регулирующие организационно-правовые и процессуальные вопросы деятельности таможенных органов и права и обязанности участников таможенно-правовых отношений, составляющих содержание таможенного кодекса или закона о таможне и входят в системе источников административного права, а вот правовые нормы, регулирующие базовые элементы и механизм взимания пошлин, сочетаются, как правило, в законе о таможенный тариф или таможенный налог, который по своей природе является финансово-правовым актом.

Подобная практика характерна для большинства стран мира, в том числе США, Англии, Канады, стран Европейского Союз. Например, в законодательстве Канады (типовой страны англосаксонского права) правовые отношения в таможенной сфере регулируются Таможенным законом (Customs Act) и Таможенным тарифом (Customs Tariff) между которыми соответственно разделены административно-правовые и финансово-правовые основы регулирования.

Таможенный кодекс и закон о таможенном тарифе, составляя правовую базу таможенного деятельности государства, несколько отличаются по своему правовому характеру документами. Таможенный кодекс является постоянным исключительно внутренним актом административно-организационного характера, действие которого в большей степени не связана с предметом международных переговоров (кроме вопросов гармонизации и упрощения таможенных процедур). Таможенный тариф по сути нормативный акт финансово-правового характера, наоборот, как правило, выступает объектом межгосударственных переговоров, международно-правовых правил и стандартов товарной номенклатуры, к которой применяются тарифы, структура, уровень, ставки пошлин, порядок их взимания. На нашему мнению, необходимо отметить, что в таможенной практике Украине непосредственное воздействие международно-правовых актов не является характерной, в большинстве случаев подписаны и ратифицированные международно-правовые акты становятся основой для принятия национальных актов.

На наш взгляд, только комплексный подход к правовому строительству в таможенной сфере, понимание и следование в этом процессе таможенной политике как составляющей государственной политики, четкое определение и максимальное сужение круга правовых норм, включаются в области таможенного права, разделение ее с другими отраслями украинского законодательства обеспечат эффективность правового регулирования в таможенной сфере и завершат формирование этой отрасли.