Электронный
методический кабинет

Понятие и основы классификации тарифных средств

Кивалов С.В. • Таможенная политика Украины • 2002 (ru) 
Любое современное государство имеет определенный законодательством набор определенных инструментов экономического и административного регулирования (стимулирование или ограничение) импорта и экспорта. Принципиальная разница между экономическими и административными средствами заключается в нужном специфическом способе воздействия на общественные отношения в сфере внешней торговли: согласно опосредованно через рыночные отношения или непосредственно путем установления ограничений и запретов административного характера.

Если проанализировать всю систему средств реализации таможенной политики Украины, мы можем прийти к выводу, что фискальная функция последней реализуется, и это естественно, экономическими средствами - пошлины и таможенные сборы; охранная - преимущественно административными, а вот регулятивная сочетает в себе оба вида средств. Причем один и тот же способ воздействия на общественные отношения в таможенной сфере может выполнять сразу несколько функций, например, взимание пошлины одновременно выполняет фискальную и регулятивную функции, лицензирования вообще может сочетать все три. Необходимо учитывать, что конечные цели фискальной функции - пополнение государственного бюджета и защитной - защита общественного порядка, нравственности, внутреннего рынка, обеспечения экологической безопасности, поддержание законности относительно порядка перемещение через таможенную границу Украины товаров и транспортных средств и т.п.. Все они, являются так сказать, перманентной частью национальных интересов государства. С другой стороны, регулятивной функции в большей степени присущ динамизм, поскольку его задачей является адекватное и своевременное реагирование на изменения объективных факторов окружающей среды.

Что касается самой терминологии, то для административного права и теории управления является характерной классификация именно на экономические и административные методы воздействия, которая основана на разграничении специфических способов воздействия на общественные отношения в сфере регулирования. Но, на наш взгляд, более корректной является классификация на тарифные и нетарифные инструменты регулирования, впервые возникшей в международном праве в 60 pp. в рамках ГАТТ и стала наиболее распространенной в мировой практике. Эти два понятия не идентичны. Согласно классификации ГАТТ (ст. XI) к тарифным инструментов относят исключительно пошлины, установлен в виде таможенного тарифа, налогов или других сборов, а в нетарифных все другие инструменты государственного влияния на внешнеторговые отношения. Принимая подобную классификацию необходимо понимать, что она обязана своим возникновением другой, отличной правовой системе. Вся система ГАТТ / COT разрабатывалась в рамках системы обычного права, для которой характерно четкое "прописывания" любой классификации. Есть здесь мы имеем дело не с классификацией средств воздействия на основе методологических принципов (что свойственно отечественной правовой школе), а на основе формальной признаки: есть это средство пошлиной или нет. Кроме того, в рамках ГАТТ / COT практически не выделяют в отдельную группу платежей таможенные сборы, которые являются платой за услуги таможни, рассматривая их в рамках тарифных инструментов.

В общем административно-правовом смысле в понятие экономических или косвенных средств может быть отнесен любой способ государственного воздействия, действие которого реализуется опосредованно через экономические отношения. Можно утверждать, что главным критерием разграничения является тот факт, что экономические средства регулирования импорта влияют на конкурентоспособность товара по помощью механизма цен - они приводят к его удорожанию и тем самым ограничивают его сбыт. Другим признаком экономического средства регулирования внешнеэкономических отношений является то, что это средство не должен искусственно ограничивать для потребителя свободу выбора между товаром отечественного или иностранного происхождения. Но, если следовать подобной классификации, то к этой группе необходимо будет отнести страхования и кредитования экспорта, предоставление внутришньоподаткових льгот, субсидий, которые по своему характеру не является тарифным инструментами. Единственным тарифным средством влияния на стоимость иностранного товара является пошлина - пограничный налог, который устанавливается в виде таможенного тарифа.

В правовых концепциях большинства государств-основателей ГАТТ, (особенно Англии и СЕЛА, под влиянием права которых и сформировалась ГАТТ), в условиях рыночной экономической системы именно регулирование экономических процессов с помощью налоговых механизмов всегда рассматривалось как наиболее "честный" способ государственного вмешательства. Подобное понимание господствующей роли таможенного тарифа в экономическом регулировании внешнеэкономических отношений и одновременно определение его как наиболее соответствующего условий честной конкуренции и ограниченного государственного вмешательства в рыночную экономику среди всей совокупности инструментов регулирования в таможенной сфере и создало основу для формирования в рамках ГАТТ новой классификации, которая стала наиболее распространенной и была официально признана большинством государств мира.

Основой классификации на тарифные и нетарифные инструменты регулирования внешней торговли факт принадлежности или не принадлежности соответствующего инструмента государственного регулирования в таможенный тариф. Причем, нельзя не отметить, что формально, по общему правилу, в рамках ГАТТ только тарифные инструменты воспринимаются как такие, которые обеспечивают честную конкуренцию на мировом рынке и отвечают "духу рыночных отношений ", а применение нетарифных инструментов осуждается и провозглашаются намерения всеобъемлющего уменьшению объемов их применения с последующей заменой их регулирующего эффекта тарифными инструментами. (В данном случае мы рассматриваем только теоретическую основу этой классификации, а не реальные мировые процессы в сфере регулирования внешней торговли, которые носят диаметрально противоположный характер).

Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что принятая в рамках ГАТТ / COT классификация на тарифные и нетарифные инструменты регулирования внешней торговли установлена не только в связи с необходимостью каким-то образом упорядочить те мероприятия, которые внедряются государствами для осуществления регулирующего воздействия в сфере внешней торговли, но и с целью проведения соответствующей политики ГАТТ / COT по регулирование порядка и пределов государственного влияния в этой сфере и регулирования характера и содержания самих средств государственного воздействия.