Электронный
методический кабинет

Механизм таможенно-тарифного регулирования

Кивалов С.В. • Таможенная политика Украины • 2002 (ru) 
Таможенно-тарифное регулирование как средство экономического характера осуществляет свой регулирующее влияние опосредованно: через механизм ценообразования и таким образом отделяющую национальный рынок от общемирового. Уплата пошлины повышает цену на импортный товар, снижает его конкурентоспособность по отношению к аналогичным товаров национального происхождения. Это ставит национальных производителей в более благоприятные условия, способствует повышению их рентабельности, положительно влияет на процесс накопления капитала и темпы развития национальной экономики.

При определении ставок пошлин главными критериями должны быть:

• экономические интересы государства в целом,

• интересы национальных производителей и потребителей,

• возможность и целесообразность замены импортной продукции отечественной,

• интересы сохранения прямых связей, производственной кооперации;

• поощрения или сдерживания импорта товаров в зависимости от степени их обработки,

• содействие производству товаров экспортного назначения через систему льгот на импорт сырья и компонентов,

• целесообразность ограничения импорта отдельных товаров или повышения доходов госбюджет от их импорта,

• возможность маневрирования уровнем пошлины в ходе межгосударственных торговых переговоров для получения встречных уступок.

Подобный подход требует наличия более последовательной и взвешенной политики по таможенному регулированию. Кроме призывов защищать неконкурентоспособной отечественную продукцию, которые звучат со стороны соответствующих лобби, необходимо также учитывать интересы потребителей относительно доступа к импортным товарам высокого качества по умеренными ценами и возможные последствия протекционистских действий нашего государства в внешнеполитических отношениях. Не секрет, что от введения мытого тарифа на импорт в выигрыше оказались производители и государственный бюджет, а в проигрыше - потребители ". Таможенный тариф, как и любой налог, приводит к перераспределению доходов в государственный бюджет и производителей в отраслях, которые защищены этим тарифу. Но, совокупный выигрыш производителей и государства является меньшим чем совокупный проигрыш потребителей, это объясняется тем, что: во-первых, потребители вынужденно сокращают потребления продукции, поскольку она становится дороже, во-вторых снижается эффективность распределения ресурсов, поскольку расширяется производство в недостаточно конкурентоспособных отечественных фирм с более высоким уровнем затрат. Но с Кроме того, поддержка отечественного производителя и наполнение государственного бюджета способствует занятости населения и увеличению расходов на социальную сферу, тем самым увеличивая жизненный уровень населения.

Подобная ситуация требует комплексного подхода, что означает, что во время применение определенного средства воздействия необходимо учитывать национальные интересы государства, ее международно-правовые обязательства, прогнозировать последствия соответствующих действий на большой промежуток времени вперед. Но при этом, по нашему мнению, защищать национальных производителей нужно именно от недобросовестной конкуренции, а не просто от конкуренции, как это хотели бы некоторые политики, или это означало бы, что таможенная политика Украины развивается в совершенно ином направлении, чем это делается в большинстве стран мира. И если кому-то нравится протекционизм, то не следует забывать, что наиболее распространенным был в XIX веке и для последнего года 20 столетия он уже немного устарел. Более того, попытки каким-то образом защитить внутренний рынок непременно столкнутся с давлением со стороны других государств в интересах которых открыть доступ для своих товаров на украинский рынок.

Оптимальным в такой ситуации видится путь вымогательства двусторонних встречных уступок, когда либерализация таможенной политики нашего государства должна проводиться на паритетных началах с ее торговыми партнерами и увеличение доступа товаров иностранного происхождения на внутренний рынок Украины должен компенсироваться предоставлением доступа украинских товаров на рынки других государств. Последнее явно не входит в планы государств того же Европейского Союза, а экономическая ситуация в Украина не дает реальной возможности диктовать свои правила игры. Одним из выходов из этой ситуации есть можно скорейшее вступление Украины во Всемирную Торговую Организацию, что в частности предусматривает значительное реформирование таможенного тарифа.

В свете этого вопроса необходимо упомянуть еще один документ под названием "Концепция трансформации таможенного тарифа Украины на 1996-2005 годы в соответствии с системой ГАТТ / COT ". Эта Концепция определяет общие направления трансформации ставок ввозной пошлины, которые бы обеспечили Украины присоединения к Генеральному соглашению по тарифам и торговли и вступление в ВТО, что должно предоставить украинским товарам свободный доступ на рынки стран-членов этого соглашения.

Статья 2 Концепции наметила ряд задач, которые должны быть достигнуты трансформацией таможенного тарифа, это:

"Интеграция экономики Украины в мировую рыночную систему, обеспечение доступа товаров, которые экспортируются из Украины, к внешним рынкам;

обеспечение стабильного и предсказуемого развития экономики Украины, привлечение иностранных инвестиций;

приведение товарной номенклатуры, а также уровня ставок ввозной пошлины таможенного тарифа Украины в соответствие с требованиями Гармонизированной системы описания и кодирования товаров 1996 года Всемирного Совета таможенного сотрудничества (далее - ГС 1996 СРМС) и решений Уругвайского раунда переговоров в рамках ГАТТ;

введение режима наибольшего благоприятствования в сфере внешней торговли с странами-членами COT.

Конечной целью трансформации таможенного тарифа Украины является достижение после окончания переходного периода уровень средневзвешенной ставки ввозной пошлины не более 14 процентов ".

Реформирование таможенного тарифа должно происходить постепенно, а при реформирования должны приниматься меры защиты прав национальных товаропроизводителей и обеспечения необходимых поступлений в государственный бюджет. Открытие национального рынка Украины для иностранных товаров должно происходить на условиях взаимности со странами-членами COT.

В процессе реформирования должны устанавливаться ставки ввозной пошлины на промышленные товары, предельный уровень которых не превышает 30 процентов, а на сельскохозяйственную продукцию - 70 процентов от их таможенной стоимости. При этом низкие ставки ввозной пошлины должны устанавливаться на сырье, средние - на полуфабрикаты и высокие - на готовую продукцию. В течение переходного периода высокие ставки должны применяться к товарам, аналоги которых производятся в Украина, самолетов, предметов роскоши и автомобилей; низкие - на товары, которые не производятся в Украине, относятся к "критическому" импорта или используются украинской промышленностью и сельским хозяйством.

Как понятно из названия этой Концепции, ее исполнение было рассчитано примерно на десять лет, из которых осталось лишь только шесть. Поэтому будем надеяться, что в украинской экономической политике возобладает здравый смысл и наше государство пойдет путем, которым идут все развитые (и не только) страны, другого пути для цивилизованного развития просто не существует.