Электронный
методический кабинет

Механизм нетарифного регулирования

Кивалов С.В. • Таможенная политика Украины • 2002 (ru) 
Принятие целого ряда нормативных актов, направленных на увеличение эффективности как тарифного так и нетарифного регулирования, является позитивным шагом нашего государства в направлении, с одной стороны, дальнейшей интеграции в мировую экономическую систему, а с другой, усиление механизмов защиты национальных интересов. Важно правильное понимание главных целей применения этих механизмов защиты, поскольку в Украине нередко понятие национальных интересов ассоциируется только с интересами государства или интересам национальных товаропроизводителей, что в реальности трансформируется в узко клановых или отраслевые интересы, интересы отдельных субъектов хозяйственной деятельности. Национальные интересы включают интересы общества в целом, всего Украинского народа, как производителей, так и потребителей продукции. Но, несмотря на то, что как тарифные, так и нетарифные методы государственного воздействия на внешнюю торговлю приводят к чистым потерям благосостояния, они широко используются практически всеми странами мира. Это объясняется, в частности, наличием эффекта перераспределения доходов и, отсюда, значительных (и влиятельных) групп населения, для которых политика протекционизма выгодна. Но следует учитывать, что положительные последствия протекционизма как: стимулирование производства и увеличения занятости, защита молодых отраслей производства, обеспечение экономической безопасности и обороноспособности страны имеют достаточно ограничен во времени эффект. Злоупотребление протекционистским мерами может привести к конфликтам с другими государствами, экономической изоляции, падение благосостояния внутри страны.

Главной задачей таможенной политики Украины в рамках защиты интересов, на наш взгляд, должно быть нахождение эффективного баланса между защитой национальной безопасности, национальной экономики как инструмента создания благосостояния нации, обеспечения государственных доходов, обеспечением количества рабочих мест, с одной стороны, и правами потребителей относительно доступа к качественным импортных товаров по разумным ценам, с другой. Ведь, как уже отмечалось, любой тарифных или нетарифных протекционистский средство, за исключением ряда технических барьеров, тем или иным образом нарушает права потребителей: повышение стоимости товаров на внутреннем рынке, ограничение свободного доступа к этим товаров и т.д.., что в конце концов приводит к снижению благосостояния потребителей.

По нашему мнению, в некоторых областях возникла ситуация, когда в угоду узко отраслевым интересам идет выпуск продукции низкого качества, которая не выдерживает конкуренции с зарубежными аналогами и, в связи с этим, постоянно выдвигаются требования поставить все новые и новые барьеры на ее пути в Украину.

В этом контексте не следует забывать, что согласно ст. 3 Конституции именно утверждение и обеспечение прав и свобод человека является главной обязанностью держави1. Таким образом, интересам потребителей, а именно возможности покупать качественные товары по умеренные цены, должно уделяться значительное внимание. Положительными шагами в этом направлении выглядят идеи, положенные в основу новых законодательных актов по таможенным вопросов. Например, Закон Украины О применении специальных мер относительно импорта в Украину в ст. 17 уже уделяет внимание такому фактору как национальные интересы, устанавливая, что: "Заключение по вопросу, требуют национальные интересы применения специальных мер, должен основываться на оценке всех интересов, включая интересы национального товаропроизводителя и потребителей, влияние импорта, являющегося объектом специального расследования, на занятость населения, инвестиции национального товаропроизводителя и потребителей, а также на международные экономические интересы Украины ". Тем самым открывается возможность эффективного и целенаправленного защиты национальных интересов, обеспечения прав всех заинтересованных сторон открывается путь для применения в украинской практике главной идеи, положенной в основу ГАТТ / COT, а именно - права государства защищать национальных производителей не просто от конкуренции, как этого хотелось некоторым силам, а только от недобросовестной и противоправной конкуренции, от действий иностранных государств и их субъектов внешнеэкономической деятельности недружественного характера или таких, которые наносят ущерб национальным интересам. Таков путь, которым идет весь цивилизованный мир, и таков путь, которым нужно идти Украине, если она не желает оказаться на обочине мировой цивилизации.