Электронный
методический кабинет

Виды государств

Международное публичное право (ru) 
Государство представляет собой сочетание трех элементов:

а) определенной территории;

б) население, на ней проживающего;

в) организации публичной власти. Территориально-организационная структура государства

может быть разнообразной. Различают простые и сложные государства.

Простые (унитарные) государства представляют собой единую систему высших органов государственной власти, которой полностью подчинены органы власти на местах. Территория унитарного государства подразделяется на административно-территориальные единицы, не имеющие политической самостоятельности и не могут от своего имени выступать на

международной арене. Считается, что если речь идет об унитарном государстве, то вопрос о международной правосубъектности его частей вообще не существует. Поэтому унитарное государство как единое образование выступает как единый субъект международного права, имеет полную международную правосубъектность.

Большинство из существующих в настоящее время государств, в том числе и Украина, являются унитарными.

Сложные государства объединением нескольких территориальных единиц, пользуются определенной политико-правовой самостоятельностью (некоторыми суверенными свойствами).

К историческим формам сложных государств относятся:

личная уния - объединение двух или нескольких государств под скипетром одного монарха. При этом субъектом международного права является не уния, а каждая из государств, входит в ее состав. Государства, входящие в состав личной унии, пользуются правом поступления в сношения с другими государствами независимо друг от друга и от унии в целом. Историческими примерами личной унии могут служить: польско-литовская уния 1386-1669 лет англо-ганноверская уния 1714-1838 лет Нидерланды-люксембургский 1815-1890 лет.

реальная уния - это объединение государств не только под властью единого главы государства, но и общими органами власти и управления, то есть реальное объединение государств. Субъектом международного права при реальной унии выступает уния в целом, а не государства в них. Примерами реальной унии могут служить шведско-норвежская уния 1814-1905 лет австро-венгерский с 1867 года до 1918 года; датско-исландский 1918-1944 лет.

В современных условиях встречаются такие виды сложных государств:

федерация (от француз, federation - объединение, союз) - это союзное государство, имеет постоянные общесоюзные органы власти и управления, состоит из государственных образований, выступает в качестве единого субъекта международного права.

Федерация имеет следующие признаки:

территория федерации состоит из территорий ее субъектов;

верховная законодательная, исполнительная и судебная власть принадлежит федеральным государственным органам;

компетенция между субъектами федерации и самой федерацией разграничивается союзной Конституцией;

субъекты федерации имеют свои конституции, свои высшие законодательные, исполнительные и судебные органы;

высший законодательный (представительный) орган федерации должен двухпалатную структуру (есть палата, представляющая интересы субъектов федерации, и палата, представляющая интересы населения всей страны).

Таким образом, государственные образования, составляющих федеративное государство (штаты, земли, провинции и др.)., являются субъектами федерации и, имея свой административно-территориальное деление, обладают определенной самостоятельностью. Время самостоятельность субъектов федерации не доходит до того, чтобы они могли признаваться субъектами международного права. Это объясняется тем, что субъекты федерации не являются государствами в собственном смысле слова: они не имеют суверенитета; не имеют право сецессии - право одностороннего выхода из федерации;

юридически лишены права самостоятельного участия в международных отношениях.

Вместе с тем государственные образования, входящие в федерацию, могут иметь больший или меньшую степень правосубъектности. Так, субъекты Российской Федерации обладают определенной Международной правосубъектностью, что предполагает их участие в международных экономических, культурных, социальных и других контактах договорного характера; земли ФРГ по Конституции Германии с согласия федерального правительства могут заключать договоры с иностранными государствами; штаты США в этом отношении имеют меньшую правосубъектность.

Международная деятельность субъектов федераций развивается в следующих основных направлениях: заключение международных соглашений; открытие представительств в других государствах; участие в деятельности международных межправительственных организаций макро-и субрегионального характера (например, Союз регионов Европы, движение Еврорегионов и т.д.).

Объем международной правосубъектности субъектов федерации зависит от вида федерации. Различают: территориальные и национальные федерации.

Территориальная федерация имеет следующие признаки:

- Государственные образования, составляющие данный вид федерации, не являются суверенными образованиями;

- Субъекты такой федерации лишены конституцией права прямого представительства в международных отношениях;

- Установлена запрет одностороннего выхода из союза;

- Управление вооруженными силами осуществляется федеральными органами.

Территориальными федерациями являются США, Мексика, ФРГ. Национальная федерация, на отличие от территориальной, характеризуется следующими признаками:

- Ее субъекты являются национально-государственными образованиями;

- Субъекты федерации объединяются согласно принципу добровольности;

- Гарантированность суверенитета больших и малых наций

- Формирование высших органов государственной власти в определенной части из представителей субъектов федерации;

- Закрепление в конституции или других документах (например, договорах о разделе компетенции между федерацией и ее субъектами и т.д.) права субъектов федерации на внешние сношения в определенных сферах, за исключением политической;

- Утверждение права наций на самоопределение. Национальных федераций можно отнести Российскую Федерацию, Индию.

В настоящее время в мире существует более 20 федеративных государств, в которых объем международной правоспособности их субъектов колеблется от владения правом заключать международные договоры или соглашения с очень ограниченного круга вопросов аналогичными или нижестоящими субъектами других государств (экономические, пограничные, культурные, полицейские связи международного, регионального, субрегионального характера) под контролем федеральных правительств (Австрия, Канада, Швейцария, ФРГ), к запрету на любую внешнеполитическую деятельность.

Комиссией международного права ООН в 1966 году было произведено следующее правило: «Государства-члены федеративного союза могут иметь правоспособность заключать международные договоры, если такая правоспособность допускается федеральными конституции, и в пределах ее установленных ». И хотя это правило в таком виде не было принято Венской конференции по праву международных договоров 1968-1969 лет, оно остается единственным достаточно авторитетным правилом по этому вопросу.

Истории известны две федерации - Союз ССР и Социалистическая Федеративная Республика Югославия, субъекты которых были по конституции суверенными государствами и могли претендовать на статус субъектов международного права. Правосубъектность двух союзных советских республик - Украины и Белоруссии - хотя и получила международное признание, благодаря их участию в создании ООН и последующем членству в этой международной универсальной организации, но на практике в значительной степени носила формально-юридический характер.

Конфедерация (лат. - confoederatio - союз, объединение) - это такая форма объединение государств, при которой государства, входящие в союз, сохраняют свой суверенитет в полном объеме. Конфедеративный союз государств носит временный характер, создается для решения каких-либо общих задач, в нем любая из дер-жал-участников не перестает быть самостоятельным субъектом международного права и новый единый субъект международного права в виде конфедерации не образуется.

Указанная характеристика дает возможность выделить следующие черты конфедерации:

- Конфедерация образуется на основе соответствующих международных договоров;

- Субъекты конфедерации имеют право сецессии - право безусловного и свободного выхода из состава конфедерации в любое время;

- Суверенитет в конфедерации принадлежит государствам, входящим в ее состав, и поэтому никакие решения союзной власти не имеют обязательной силы без согласия субъектов конфедерации;

- В предмет ведения конфедерации входит небольшой круг вопросов (обычно вопрос войны и мира, внешней политики, формирование единой системы безопасности, единой армии и т.п.), кроме которых субъекты конфедерации сохраняют полную самостоятельность;

- В конфедерацию входят не все органы государственной. власти и управления государств-субъектов конфедерации, а только те, которые необходимы для решения задач, лежащие в основе создания такого союза (министерства обороны, министерства иностранных дел и т.д.). Причем среди таких органов никогда нет органов судебной власти;

- Постоянно действующие органы конфедерации лишены властных полномочий и принимают решение на согласительном основе;

- Парламент конфедерации формируется представительными органами (парламентами) ее субъектов, которые обязывают свои делегации точно следовать выданным им инструкциям и указаниям;

- Субъектам конфедерации принадлежит право нуллификации - пpaвo отказа в признании либо отказа в применении актов союзной власти. Причем за такой отказ правовая ответственность субъектов не предусмотрена;

- В отличие от федерации: бюджет конфедерации формируется за счет добровольных взносов ее субъектов; в конфедерации, как правило, отсутствует единая система денежного обращения, в ней нет единого союзного гражданства, военные формирование конфедерации набираются ее субъектами, причем нередко сохраняется их двойное подчинение органам конфедерации и ее субъектов.

Таким образом, можно сделать вывод, что конфедерация сочетает в себе черты как международно-правового объединения, так и государственной организации. В настоящее время, на

мнению большинства ученых, в мире существует только одно образование, обладающее признаками конфедерации, - Европейский Союз, в котором его государства-члены сохраняют полную международную правосубъектность. Правда, после подписания 17 июня 1997 Амстердамского договора, Европейский союз, как представляется, вступил в стадию создание федеративного государства.

В исторической ретроспективе в разное время конфедерациями были: США - с 1776 по 1787 годы, Германия - 1815-1866 годы, Швейцария - с 1815 по 1848 годы. Новой истории известна конфедерация Объединенная Арабская Республика, которую с 1958 по 1961 годы составляли Египет и Сирия, и Сенегамбия, в которую с 1982 по 1989 годы входили

Гамбия и Сенегал.

С временной характеристики конфедераций, которые существовали, видно, что такой союз носит очень неустойчивый характер. На практике он функционирует как переходная форма от сосуществования независимых государств к их федерации или к образованию унитарного государства. Через этап конфедерации в своем развитии прошли США, Нидерланды, Швейцария, и сейчас официально называется конфедерацией, хотя практически уже давно стала федерацией. В 1990 году Корейская Народно-Демократическая Республика предложила в качестве переходной стадии к объединению двух корейских государств создать конфедерацию.