Электронный
методический кабинет

Торговые представительства

Международное публичное право (ru) 
История возникновения торговых представительств связана со становлением и развитием Советского государства. В 1918 году Совет Народных Комиссаров РСФСР принял декрет «О национализации внешней торговли», которым впервые в мире была установлена монополия государства на внешнюю торговлю. Именно для осуществления на практике этого монополии и были созданы специальные органы внешних сношений - торговые представительства.

В период существования СССР, в соответствии с советским законодательством, торговые представительства были частью дипломатического представительства Союза ССР и осуществляли за границей права в области внешнеэкономической деятельности Советского государства, обеспечивали защиту ее торгово-политических и экономических интересов и эффективность участия страны в системе мировых экономических отношений.

После распада СССР в 1991 году, одной из основных причин которого стал «Супермонополизм» в политической и экономической сферах, государственная монополия на внешнюю торговлю перестала существовать. Однако ее элементы все же остались в Украина, что на конституционном уровне закрепила верность принципам плюралистической демократии в экономике и политике. Одним из них является сохранение торговых представительств Украины за рубежом.

Основанием деятельности таких зарубежных органов внешних отношений стало Положение о торговом представительстве Украины за границей, утвержденное Указом Президента Украины 17 августа 1993 года. Однако глубокие кризисные явления системного характера, охватившие экономику Украины, показали низкий уровень эффективности таких торговых представительств, деятельность которых характеризовалась малой экономической отдачей. С целью повышения эффективности осуществления контроля за их деятельностью, объединения и координации совместных усилий, наконец, «Экономизации» внешних сношений государства, Указом Президента Украины от 30 апреля 1994 года было утверждено Положение о торгово-экономической миссии в составе дипломатического представительства Украины за рубежом.

Согласно этому Указу менялось правовое положение этого органа внешних отношений Украины, - оно начало функционировать в составе дипломатического представительства государства. Торгово-экономическая миссия подчиняется главе дипломатического представительства Украины за рубежом, осуществляет контроль за ее работой. Работу миссии в государстве пребывания организует Министерство внешних экономических связей Украины. К основным задачам этого органа внешних сношений относится:

- Защита экономических интересов и прав субъектов предпринимательской деятельности Украина в государстве пребывания;

- Содействие развитию торгово-экономических связей Украины, привлечению иностранных инвестиций в приоритетные сферы экономики Украины и выполнению договоров Украины, заключенных с государством пребывания;

- Информирование Министерства внешних экономических связей Украины, МИД Украины и других органов государственной исполнительной власти Украины о ценовой, налоговой, тарифную политику, которая проводится государством пребывания в отношении товаров, экспортируются Украины;

- Подготовка выводов относительно целесообразности импорта товаров и услуг, получение кредитов из государства пребывания, исходя из предложенных этой государством цен, тарифов, кредитных ставок и т.д.

Возглавляет торгово-экономическую миссию ее руководитель - администратор для сайта в Днепропетровске или другом городе, по должности советником-посланником или советником дипломатического представительства Украины.

Руководитель торгово-экономической миссии Украины и его заместитель (заместители), которым присвоены дипломатические ранги, входящих в состав дипломатического персонала, другие сотрудники торгового представительства членами административно-технического и обслуживающего персонала дипломатического представительства Украины. Выполнение функций торгово-экономической миссии может быть возложено на одного человека. На сотрудников такой миссии может

быть возложено выполнение своих обязанностей в двух и более странах.

Руководителя торгово-экономической миссии Украины и его заместителей назначает и освобождает от должности министр внешнеэкономических связей Украины по согласованию с МИД Украины; других сотрудников назначает тот же министр, но без такого согласования.

Следует отметить, что изменение правового статуса торговых представительств мало изменило, - деятельность торгово-экономических миссий при дипломатических представительствах Украины остается низкой. Настоящее кризисное положение в внешнеэкономической деятельности Украины является тому подтверждением.

Считается, что с точки зрения государственных интересов было бы целесообразным отменить этот институт советской системы, а средства налогоплательщиков, идущие на учреждение и содержание торгово-экономических миссий, можно было бы использовать более эффективно, тем более, что в Украине нет государственной монополии на внешнюю торговлю. Кроме того, следует учитывать и зарубежный опыт, ведь большинство государств мира не имеет такого органа внешних сношений, как торговые представительства (Торгово-экономические миссии).

В дипломатических представительствах многих государств есть должности торговых советников, торговых секретарей или атташе. Эти сотрудники поддерживают связи с министерством внешней торговли государства пребывания или иного ведомства, выполняет аналогичные функции. Торговые советники, торговые секретари или атташе относятся к дипломатического персонала представительств и на них распространяются привилегии и иммунитеты, предусмотренные международным правом. Украина, пытающегося привести свое законодательство в соответствие со стандартами демократии, стоит перенять этот опыт и в отношении внешнеторговой деятельности дипломатических представительств.