Электронный
методический кабинет

Правовой статус беженцев и перемещенных лиц

Международное публичное право (ru) 
Под термином «беженец» следует понимать иностранца (в том числе и лицо без гражданства), вследствие обоснованных опасений стала жертвой преследований по признакам расовой, национальной принадлежности, отношением к религии или гражданства, принадлежности к определенной социальной группе или политическим убеждениями вынужден покинуть территорию государства, гражданином которого он является (или на территории которой он проживает), и не может или не желает пользоваться защитой этого государства вследствие указанных опасений.

К данной категории лиц не относятся так называемые «экономические беженцы», покидающие свою страну в поисках лучшего экономического положения.

Чаще всего беженцы появляются вследствие международных или внутренних военных конфликтов.

В международном праве термин «беженцы» появился после Первой мировой войны. Однако постоянный рост локальных и глобальных вооруженных конфликтов привел к необходимости не только детальной регламентации правового статуса беженцев, но и к созданию международных структур, профильного характера.

В ООН на основе резолюции Генеральной Ассамблеи 428 (V) от 14 декабря 1950 было создано Управление Верховного комиссара по делам беженцев (УВКБ), а в 1951 году была заключена многосторонняя Конвенция о статусе беженцев. Согласно Конвенции под термином «беженец» подразумевается лицо, которое рассматривалось как беженец в силу ряда соглашений, заключенных в период между двумя мировыми войнами, а также в результате событий, происшедших до 1 января 1951 года. В 1967 году был принят Протокол, касающийся статуса беженцев. Согласно протоколу Конвенция 1951 года уже распространялась и на лиц, которые стали беженцами после 1951 года. Для упорядочения деятельности УВКБ в 1954 году Генеральная Ассамблея ООН приняла Устав УВКБ, на основе которого Управление должно осуществлять свою деятельность.

Кроме УВКБ, является центральным звеном, в международную систему защиты беженцев входят другие международные учреждения системы ООН, международных и региональных организации, неправительственные организации и структуры государств, занимающиеся вопросами защиты беженцев.

В связи с тем, что количество беженцев непрестанно увеличивается, что требует увеличение финансовых затрат, государства-участники Конвенции 1951 года и Протокола 1967 принимают усилий в справедливом и пропорциональном распределении между собой бремени расходов в поддержке международной системы защиты беженцев.

Для более эффективного функционирования системы защиты беженцев УВКБ в последние годы осуществляет более тесное сотрудничество с региональными системами защиты беженцев, с целью предотвращения новых потоков беженцев, непосредственно с государствами,

международными организациями, задействованными в решении проблем беженцев, а также неправительственными организациями. Время, по мнению многих специалистов, назрела необходимость в создании нового международного органа, с более широкой компетенцией, чем в УВКБ, который не имел бы статус вспомогательного учреждения ООН, а был бы созданный самими государствами на основе международного соглашения. Такую организацию следует было бы наделить более широкими полномочиями, так как полномочия, которыми обладают Исполком по программе Верховного комиссара, Верховный комиссар, Генеральная Ассамблея ООН и ЭКО-СОР, не позволяют им принимать решения, обязательные для всех заинтересованных сторон. Документы, принимаемые этими международными институтами, относятся к так называемого мягкого права, что порой и сводит на нет усилия многих лиц и организаций, которые искренне стремятся помочь беженцам и переселенным лицам.

В рамках мирового сообщества, а также в результате межгосударственного сотрудничества был принят целый ряд международно-правовых документов, касающихся защиты прав беженцев, которые можно классифицировать следующим образом:

а) универсальные международные соглашения, регулирующие правовое положение беженцев и защита их прав (Конвенция о статусе беженцев 1951 года, Протокол, касающийся статуса беженцев 1967 года, Устав Управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев 1950 года, Конституция Международной организации по миграции 1989 года);

б) региональные международные договоры и конвенции, регулирующие правовую защиту беженцев в определенном регионе (Конвенция, регулирующая конкретные аспекты проблем беженцев в Африке 1969 года, IV Ломейская конвенция 1989 года, Соглашение о помощь беженцам и вынужденным переселенцам 1993 года, Карфагенская декларация о беженцах 1984 года и др.).;

в) международные договоры, регулирующие определенный комплекс вопросов защиты прав беженцев (Гаагское соглашение о моряках-беженцах 1957 года, Соглашение об отмене виз для беженцев 1959 года, Европейское соглашение

о передаче ответственности за беженцев 1980 года, Дублинская конвенция, определяет государство, ответственное за рассмотрение заявлений о предоставлении убежища, поданных в одном из государств - членов Европейских сообществ 1990 года и др.).;

г) международные договоры, действия которых было распространено на беженцев (Всемирная конвенция об авторском праве 1952 года, Конвенция о равноправии граждан страны и иностранцев и лиц без гражданства в области социального обеспечения 1962 и др..)

г) международные соглашения, содержащие специальные нормы защиты прав беженцев (Женевская конвенция о защите гражданского населения во время войны 1949 года, Европейская конвенция о выдаче 1957 года, Конвенция о неприменимости срока давности к военным преступлениям и преступлениям против человечества 1968 года, Шенгенское соглашение 1985 года, Шенгенская конвенция 1990 года и др.).;

д) международные договоры общего характера, касающиеся беженцев (Общая декларация прав человека 1948 года, Конвенция об объявлении безвестно отсутствующих мертвыми 1950 года, Конвенция ООН по морскому праву 1982 года, Конвенция о поиск и спасание на море 1979 года, Пакт о гражданских и политических правах 1966 года, Пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 года и др..)

е) соглашения и декларации об убежище (Декларация ООН о, территориальном убежище 1967 года, Гаванская конвенция о приюте 1928 года, Каракасська конвенция о территориальном убежище 1954 года и др.).;

е) международные договоры, регулирующие правовое положение апатридов (Конвенция о статусе апатридов 1951 года, Конвенция о сокращении безгражданства 1961 года); ж) двусторонние соглашения, регулирующие правовой статус беженцев (Соглашение между Австрией и Францией о проживания беженцев 1974 года, Договор между Австрией и Венгрией о выдаче преступников 1976 года, Соглашение между Южной Африкой и Мозамбиком о ненападении и добрососедстве 1984 года, Соглашение между Афганистаном и Пакистаном о добровольное возвращение беженцев 1988 года и др.)..

Как считается, наличие такого огромного количества международных и региональных документов, отличающихся друг относительно друга по многим вопросам (например, в определении понятия беженец), осложняет предоставление эффективной правовой помощи беженцам и правомерно ставят на повестку дня вопрос о необходимости принятия и применения одинаковой универсальной международного соглашения по проблемам беженцев.

Однако в решении проблем беженцев важную роль призвано играть не только международное право, но и национальное законодательство государств, поскольку беженцы, покидая свои страны, поселяются на территории определенных государств. Проблема беженцев является очень актуальной и для Украины. В связи с этим Верховная Рада Украины 24 декабря 1993 приняла Закон Украины «О беженцах», в котором определен статус беженца и регламентирована процедура получения статуса беженца в Украине. Наличие статуса беженца позволяет этой категории лиц получать определенную помощь (Денежные выплаты и пенсии, получения образования, здравоохранения, отправления религиозных культов, судебную защиту и т.п.) от государства, предоставившего такой статус.

Следует отметить, что после распада СССР на постсоветском пространстве насчитываются сотни тысяч беженцев, ставших жертвами этнических и религиозных конфликтов в Нагорном Карабахе, Приднестровье, Таджикистане, Чечне, Абхазии. Поэтому государства СНГ должны активизировать и расширять свое сотрудничество в деле решения проблем беженцев как на двустороннем, так и многостороннем уровне. К сожалению, такое сотрудничество в рамках структур Содружества осуществляется крайне неудовлетворительно, несмотря на то, что по этому вопросу в рамках СНГ в 1993 году было подписано Соглашение о помощи беженцам и вынужденным переселенцам, набравшая силы с 1994 года (Украина в нем не участвует). Перемещенные лица - это люди, которые были насильно вывезены в ходе Второй мировой войны фашистской Германией и ее союзниками с оккупированных ими территорий

для использования на различных работах. После войны СССР заключил ряд двусторонних соглашений о репатриации (возвращении на родину) перемещенных лиц из числа советских граждан. Для содействия возвращению на родину перемещенных лиц в 1946 году была создана Международная организация по делам беженцев прекратила свое существование в 1951 году в связи с созданием УВКБ.

Сам термин «перемещенные лица» не используется в Конвенции о статусе беженцев 1951 года, но в настоящее время в практике УВКБ он применяется в отношении некоторых категорий «внутренних беженцев», которые также называются «Вынужденными переселенцами». К ним относятся лица, покинувшие определенный конфликтный регион государства и поселились в другом регионе в пределах этого же государства.

Данная проблема является очень острой для России, поэтому в 1993 году Российская Федерация приняла Закон «О вынужденных переселенцах». Проблемы беженцев очень актуальными и для других регионов мира, в частности для Африканского континента, где в результате политической нестабильности имеется немало точек конфликтов. Здесь проблемами беженцев занимаются и региональные организации. Так, ОАЭ в 1969 году приняла Конвенцию в отношении специфических аспектов проблемы беженцев в Африке.

Следует подчеркнуть, что деятельность международных органов и организаций, занимающихся проблемами беженцев, должна быть, прежде всего, аполитичной, носить гуманный и социально ориентированный характер.