Электронный
методический кабинет

Правосубъектность международных организаций

Международное публичное право (ru) 
Не все международные организации являются субъектами международного права. К таким относят только международных организаций, создаваемые первичными субъектами международного права.

Международных организаций - стабильная форма международных отношений между ее членами - суверенными государствами, имеет согласованные участниками цели, компетенцию деятельности и свои органы, а также специфические институты (устав, процедуру, членство, порядок работы и принятия решений и т.д.). Значение международных организаций этой категории определяется прежде официальной участием в них государств и правительств, а также важностью задач, которые призваны решать международных организаций.

МНУ О, общее число которых превысило 4 тысячи (в их число входят, например, Всемирная федерация профсоюзов, Всемирная федерация родственных и объединенных городов, Международный союз местных властей, Amnesty International и др.)., основываются, как правило, юридическими и физическими лицами (группами лиц) и является организациями международной общественности, общественными объединениями «с иностранным элементом ». Уставы таких организаций не являются международными договорами. Но они имеют специальную правосубъектность в силу того, что им дается консультативный международно-правовой статус при международных межправительственных организациях. Так, например, Межпарламентский союз имеет статус первой категории в Экономическом и Социальном Совете ООН (ЭКОСОС).

Начало таком порядке было положено в резолюции 1296 «Мероприятия по консультациям с неправительственным организациями », принятой в 1968 году на 44-й сессии ЭКОСОС. Принятию резолюции способствовало положение, закрепленное в статье 71 Устава ООН, согласно которой «ЭКОСОС уполномочен проводить надлежащие меры для консультации с неправительственными организациями, заинтересованными в вопросах, входящих в его компетенцию. Такие меры могут быть установлены с международными организациями, а в случае необходимости - с национальными организациями после консультации с заинтересованными членами организации ».

Однако, несмотря на такие возможности, МНУ О не вправе создавать нормы международного права и, следовательно, не могут иметь все элементы международной правосубъектности, что никогда не будет проявляться в полном объеме и

никогда не будет равной правосубъектностью не только государств, но и других общепризнанных субъектов международного права.

Различают международные организации универсального характера (например, ООН), региональные (например, Совет Европы, Европейский Союз) и субрегиональные (Например, Организация Черноморского экономического сотрудничества).

Из основных направлений деятельности можно выделить политические, экономические, социальные, военные, гуманитарные, научные, спортивные, туристические и другие международные организации.

Международные межправительственные организации относятся к категории вторичных субъектов международного права. Они создаются государствами, является не только их основателями, но впоследствии становятся членами этих организаций.

Особенностями международных организаций является то, что они всегда создаются на основе межправительственного соглашения. В то время как МНПО создаются по инициативе международной общественности. Кроме того, Международных организаций в отличие от государств не имеют суверенитета и своей территории. Международная правосубъектность международных организаций ограничивается их уставом, т.е. теми правами и обязанностями, даваемые им государствами-основателями и фиксируются в учредительных документах. Таким образом, правосубъектность международных организаций носит функциональный характер, т.е. она ограничена их уставными целями и задачами. Специальная правоспособность международных организаций заключается также и в том, что они не могут выступать стороной в споре, рассматриваемой Международным Судом ООН (такой стороной может быть только

государство).

В отношении учредительных документов международных организаций действует Венская конвенция о праве международных договоров 1969 года. Устав международных организаций определяет цели ее создания, предполагает наличие определенной организационной структуры (системы органов), устанавливает компетенцию уставных органов и должностных лиц организации, организационно-правовые формы ее деятельности. Наличие постоянных органов международных организаций обеспечивает автономность ее воли, оказывается

в выступлении международных организаций на международной арене от собственного имени, а не от имени государств, создавших и участвуют в ее деятельности. Это дает возможность утверждать, что международных организаций обладает своей собственной волей, отличной от воли государств-участников.

Международную организацию, кроме указанных признаков, отличает: постоянный или регулярный характер ее деятельности, использование в качестве основного метода деятельности многосторонних переговоров и обсуждения проблем, принятие решений по специальной процедуре путем голосования или консенсусом, а также вид этих решений, очень часто носят рекомендательный характер.

Украина принимает активное участие в деятельности международных организаций, находясь участником более 130 международных организаций.

Основными правами международных организаций являются следующие:

право участвовать в создании международно-правовых норм;

право органов организации пользоваться определенными властными полномочиями, в том числе право на принятие решений, обязательных для исполнения;

право пользоваться привилегиями и иммунитетами, предоставленными как организации, так и ее сотрудникам;

право рассматривать споры между участниками, а в некоторых случаях и с государствами, не участвующих в данной организации.