Электронный
методический кабинет

Право убежища

Международное публичное право (ru) 
Предоставление убежища является традиционным институтом международного права. Исторически институт права убежища впервые возник в период Великой французской революции. В Конституции Франции 1793 говорилось, что Франция предоставляет «убежище иностранцам, изгнанным из своей родины за дело свободы ».

Право убежища получило свое развитие и правовую регламентацию как в национальном законодательстве дер. жал, так и в международном праве. В Украине это право закреплено в Конституции Украины: «Иностранцам и лицам без гражданства может быть предоставлено убежище в порядке, установленном законом »(ч. 2 статьи 26). Аналогичные положения содержатся в конституциях многих стран мира, например в ч. 1 статьи 28 Конституции Российской Федерации, ч. статье 10 Конституции Италии, п. 1 статьи шестнадцатой Основного Закона ФРГ, п.4 статьи 13 Конституции Испании и др.. Обычно в основных законах государств закрепляется само право убежища. Процедура же получения этого права регламентируется текущим законодательством.

В статье 14 Всеобщей декларации прав человека 1948 года определено:

«И. Каждый человек имеет право искать убежища от преследования в других странах и пользоваться этим убежищем.

2. Это право не может быть использовано в случае преследования, действительно основанного на совершении неполитического преступления, или деяния, противоречащего целям и принципам Организации Объединенных Наций ».

Подобные правоположення содержатся и в ряде других международных актов, например в Декларации ООН «О территориальном убежище», принятой на основе резолюции Генеральной Ассамблеи ООН 2312 (XXII) 14 декабря 1967 года, в Декларации о территориальном убежище, принятой Советом Европы в 1997 году.

Согласно последнему документу, право убежища дается любому лицу, что имеет вполне обоснованных опасений стать жертвой преследования по признаку расы, вероисповедания, гражданства, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений.

Следует отметить то, что предоставление убежища является мирным и гуманным актом и не считается недружественным актом по отношению любого государства.

На практике право убежища реализуется путем предоставления права въезда на территорию данного государства и законного там пребывания. Лицо, получившее убежище, по своему статусу приравнивается к иностранцу, но ее отличие от иностранца состоит в том, что:

- Во-первых, время пребывания такого лица в государстве, предоставившей ему убежище, не ограничен;

- Во-вторых, лицо, получившее убежище, не может быть выслана из государства, предоставила убежище;

- В-третьих, лицо, получившее убежище, не может быть выдана как своей патримониальные государству, так и любому третьему иностранному государству.

Приют предоставляется только тем лицам, которые не совершили обще уголовных или международных преступлений. Это следует из содержания упомянутого пункта 2 статьи 14 Всеобщей декларации прав человека.

Но в ряде случаев государствами ограничивается перечень причин и условий, при которых может быть предоставлено убежище. Так, в статье 63 Конституции РФ указано, что приют предоставляется иностранцам, которые преследуются за свою деятельность в пользу свободы и лишены в своей стране основных прав и свобод. Конституция ФРГ отмечает политических преследованиях, бесчеловечного или позорном поведении или наказании (П. статьи 16-я). Конституция Испании отсылает к специальному закону, что устанавливает условия, при которых граждане других стран и апатриды пользуются в этой государстве правом на убежище. Хотя Конституция Украины и не предусматривает каких-либо ограничительных условий для предоставления убежища, очевидно, что он не может быть предоставлен уголовным преступникам, равно как и лицам, преследуемым за фашистскую и подобного рода деятельность или человеконенавистническую пропаганду.

В международном праве различают территориальное и дипломатическое убежища. Первый означает предоставление любому лицу (лицам) возможности укрыться от преследований, политического характера на территории конкретного государства, второй - предоставление государством такие же возможности, но в пределах дипломатического представительства, консульского учреждения или на иностранном военном корабле, находящихся на территории другого государства.

Нужно учитывать обычный характер предоставления дипломатического убежища. Согласно общего международного права неприкосновенность жилища дипломатического представительства или консульского учреждения, а также экстерриториальность иностранного военного корабля не дают права предоставлять в их помещениях убежище лицам, преследуемым властями государства пребывания за правонарушения политического характера. Данное положение получило отражение и в договорном праве. Так, согласно п.З статьи 41 Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961 года установлен запрет на использование дипломатического представительства в целях, не совместимой с его официальными функциями. Однако дипломатический приют получил очень широкое распространение в договорной практике государств Латинской Америки в Гаванском конвенции 1928 года и Каракасський конвенции 1954 года признали право дипломатического убежища и разработали процедуру его предоставления. Есть случаи предоставления такого убежища и в Европе. Так, общеизвестный факт предоставления во время венгерского восстания в октябре 1956 года дипломатического убежища посольством США католическому кардиналу Миндсенти, а некоторым министрам временного правительства Венгрии - посольством Югославии.