Электронный
методический кабинет

Порядок и стадии заключения международных договоров

Международное публичное право (ru) 
Заключение международных договоров государствами представляет собой осуществление государственного суверенитета и относится к числу основных прав государств.

Заключение конкретного договора может быть и обязанностью государств, когда это вытекает из других договоров. Обязанностью может быть и вступление в переговоры с конкретного вопрос. Так, например, по Договору между СССР и США об ограничении систем противоракетной обороны 1972 года «стороны обязуются продолжить активные переговоры об ограничении стратегических наступательных вооружений »(ст. XI).

Именно заключения международного договора - это сложный процесс, состоящий из ряда последовательных стадий. Юридическая сущность этого процесса в большинстве случаев заключается в практическом становлении договорной нормы международного права, формировании соглашения между государствами. Однако некоторые юристы-международники нередко замалчивают суть процесса заключения международных договоров, сводя ее к чисто технического процесса безотносительно к формированию соглашения. Такую попытку сделал, например, Дж. Фицморис в Комиссии международного права ООН при обсуждении проекта статей по праву договоров. Однако большинство в Комиссии международного права и впоследствии на Венской конференции по праву международных договоров не согласились с таким формальным подходом.

Венская конвенция 1969 года, хотя и не дает полного определения термина «Заключение» международного договора, но включает в это понятие целый ряд конкретных стадий и юридических действий: составление и принятие текста договора, * установление аутентичности текста, подписание договора, ратификация и другие средства выражения согласия на обязательность договора, такие, как утверждение, принятие, присоединение, обмен документами, образующими договор. Стадиям заключения относятся также обмен или депонирование ратификационных грамот. Некоторые юристы к заключению относят и вступление договора в силу, так как Венская конвенция говорит о «заключения и вступление в силу договоров ».

В доктрине международного права нет единого мнения о стадии заключения договоров. Так, например, И.И. Лукашук думает, что Венские конвенции о праве договоров определили три стадии заключения договоров (статьи 9-11):

- Первая стадия - принятие текста. Текст принимается по согласию всех субъектов, участвующих в его благоустройстве, а для многостороннего договора - большинством в две трети участников конференции. Принятие текста не налагает на участников юридических обязательств;

- Вторая стадия - установление аутентичности текста, которое осуществляется путем подписания или парафирования текста договора или заключительного акта конференции, содержащего этот текст;

- Третья стадия - согласие на обязательность договора, которая может быть выражена подписанием, ратификацией, принятием, утверждением или присоединением в зависимости от порядка, предусмотренного в самом договоре.

Другие ученые, в их числе В.П. Панов, практически дробят эти стадии на большее количество, выделяя уже одиннадцать стадий:

- Назначение уполномоченных для ведения переговоров

- Предъявление и проверка полномочий;

- Согласование текста договора;

- Обсуждение и принятие текста договора; - аутентификация (парафирование) договора;

- Подписание договора;

- Заявление оговорок;

- Ратификация договора;

- Обмен и депонирование ратификационных грамот; - промульгация (опубликование) договора;

- Регистрация договора в ООН.

В свою очередь, А.Н. Талалаев думает, что не обязательно, чтобы заключение каждого договора проходило все названные стадии. Это зависит от формы договора и от договоренности сторон. Но всякий международный договор проходит стадии выработки текста, его принятия и стадию, в которой в той или иной форме выражается согласие государства на обязательность для него договора. Примером в этом отношении может служить обмен нотами, который является не только особым наименованием, но и своеобразным, упрощенным средством заключения международного

договора, при котором сделка оформляется путем обмена документами, с тождественным содержанием. Они обычно не требуют утверждения или ратификации. Но, несмотря на особенности соглашения в форме обмена нотами, эти особенности не влияют на юридическую силу таких международных документов, поскольку воплощают в себе соглашение субъектов международного права (см. статью 2 Венской конвенции).

Вопрос о стадии заключения международного договора тесно связано с правом на участие государств в заключении международного договора. Право на участие распространяется на все перечисленные стадии. Оно существует независимо от признания государства или его правительства другими участниками. Исключение заключается в случае, когда ООН объявляет незаконным режим, установленный в стране с нарушением права народов и наций на самоопределение и представляющий собой режим колониального угнетения. Прецедентом является серия решений, принятых в период 1965-1979 годов Советом Безопасности и Генеральной Ассамблеей ООН по расистского режима в Южной Родезии.

Следует иметь в виду, что участие в многосторонних договорах государств и правительств, взаимно не признают друг друга - обыденное явление. Но для того чтобы договоры могли вводиться в жизнь, стороны должны признавать друг друга, по крайней мере, в том объеме, который необходим для осуществления договорных постановлений. С прекращением договора такое признание аннулируется. Совместное участие в многостороннем договоре не означает официального взаимного признания. В практике применялись оговорки государств о том, что их совместное участие в договорах с непризнанными ними правительствами не порождает между ними правовых последствий. Такие оговорки делались, например, арабскими государствами в отношении Израиля во время подписания и ратификации многосторонних договоров. В таком случае договор между соответствующими государствами не действует.

Наличие дипломатических или консульских отношений не служит необходимым условием для участия в любой из стадий заключения договора. Расторжение этих отношений не влечет прекращение действия договора, если они не являются необходимыми для его выполнения.

Государства заключают международные договоры в лице своих высших органов государственной власти и государственного управления. Порядок представительства государства при заключении договоров, определение соответствующих органов и их компетенций является внутренним делом государства и регулируются внутренним правом государств, прежде их конституциями. В международных организаций этот порядок определяется их уставами.

Для участия в любой стадии заключения договора представитель государства или международной организации должен иметь на это соответствующие полномочия. Определенные должностные лица в силу своих функций вправе представлять свое государство без специальных полномочий (ex officio). К ним относятся:

- Главы государств;

- Главы правительств;

- Министры иностранных дел.

Венские конвенции (статьи 7) содержат и более общее положение, согласно которого лицо считается представляющим государство, если из практики или других обстоятельств оказывается, что это лицо рассматривалось как та, которая представляет государство, без предъявления полномочий. Глава дипломатического представительства не требует полномочий для принятия текста договора между государством и страной, представляется, в которой он аккредитован. Однако для подписания договора ему необходимы специальные полномочия.

Итак, в подавляющем большинстве случаев органы государства, заключая международные договоры, действуют через специально на это уполномоченных лиц. Для этого им выдаются особые документы, называемые полномочиями. В полномочиях удостоверяется право на ведение переговоров, принятие договора, установление подлинности, подписания или другие средства выражения согласия на обязательность договора. Полномочия могут выдаваться не на все стадии заключения договора, а, например, только на ведение переговоров без права подписания договора. Полномочия на ведение переговоров сами по себе не дают права на подписание договора.

Полномочия должны выдаваться компетентными органами государства в соответствии с ее внутригосударственного права. Компетентный орган может быть указан в правилах процедуры международной конференции, на которой принимается договор. Так, в правилах процедуры Венской конференции ООН по праву договоров устанавливалось, что полномочия представителям государств должны быть выданы главой государства, главой правительства или министром иностранных дел.

Международная организация может быть представлена либо лицом, обеспеченным соответствующими полномочиями, или лицом, которое в соответствии с правилами организации представляет ее без необходимости предъявления полномочий. Представители государств при международной организации или при одном из его органов могут без полномочий принимать текст договора в этой организации или органе (статья 7 Венской конвенции 1986 года).

Полномочия должны предъявляться в начале переговоров. В них указываются: фамилия, имя и отчество уполномоченного, а также его должность или ранг в тех случаях, когда это необходимо. Далее указывается тот круг вопросов, в отношении которых соответствующее лицо или делегация правомочны совершать те или иные действия (Например, вести только переговоры или также подписать договор, участвовать в работе конференций и т.д.). Отдельного полномочия на парафирование не выдается. Оно охватывается полномочиями на ведение переговоров. Наименование соглашения или договора в полномочиях должно соответствовать названиям актов, уже согласованы между сторонами.

В случае, когда делегация уполномочена вести переговоры, а соглашение должно быть произведено в ходе переговоров, в полномочиях указывается: «... на ведение переговоров и подписание соответствующего соглашения, будет произведена в результате этих переговоров ».

В тех случаях, когда подписание соглашения сопровождается оговоркой, оно должно быть включено в текст полномочий.

Если при подписании того или иного международного договора представителем государства было сделано соответствующее предостережение, то при подписании документов о продление действия данного международного договора в полномочия представителя государства вписывается то же оговориться, что было сделано во время подписания самого договора.

Круг лиц, которые не требуют полномочий и считаются представляют свое государство ex officio, согласно статье 7 Венских конвенций имеет расширенное толкование. Так, в него входят:

а) главы государств, главы правительств и министры иностранных дел - с целью совершения всех актов, относящихся к заключению договора;

б) главы дипломатических представительств - в целях принятия текста договора между государством, аккредитующим государством и государством, при котором они аккредитованы;

в) представители, уполномоченные государствами представлять их на международной конференции или в какой-либо международной организации или одном из ее органов, - С целью принятия текста договора на такой конференции, в такой организации или в таком органе.

Итак, последние две категории лиц должны иметь полномочия на подписание договора. Однако в случае особой важности глава правительства и министр иностранных дел по договоренности участников договора также могут наделяться полномочиями на подписание договора от имени государства. Примером может служить подписание главами правительств восьми социалистических государств Варшавского договора о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи от 14 мая 1955 года. В то же время многие важных международных соглашений, заключенных в период второй мировой войны СССР, США и Англией, подписывались главами правительств этих государств без полномочий, ex officio. Таковы Тегеранской, Ялтинской и Потсдамской соглашения. На их подлинность это никак не повлияло.

Государства сами по своему усмотрению определяют уполномоченных и состав делегаций на переговорах. Как правило, полномочия выдаются только своим гражданам. Но бывают и исключения. Так, в ноте от 27 августа 1943 года советские правительство уполномочил американского генерала Д. Эйзенхауэр подписать от имени Советского правительства условия капитуляции Италии. В свою очередь, советский представитель был уполномочен правительствами США и Англии подписать от их имени условия перемирия с Болгарией, Венгрией и Румынией.

При заключении двусторонних договоров участники обмениваются полномочиями (Обычно оригиналами), а при заключении многосторонних договоров полномочия сдаются в секретариат конференции или организации и им проверяются или создается специальный комитет по проверке полномочий. Порядок проверки и условия действительности полномочий определяются правилами процедуры конференций. Комитет представляет на утверждение конференции свой доклад, в котором констатируется подлинность (или недействительность) полномочий представителей государств. Действительность полномочий при заключении двусторонних договоров нередко констатируется в преамбуле таких международных договоров.

При заключении договора уполномоченные должны действовать точно на основании и в пределах своих полномочий. Любой акт по заключению договора, сделан лицом, на то уполномоченным, или с нарушением полномочий, не порождает для государств никаких правовых последствий, если только он больше не будет подтвержден компетентным органом этого государства. В безотлагательных случаях могут выдаваться временные полномочия, направленные телеграммой, при этом в конце телеграммы указывается, что «настоящие полномочия будут представлены дополнительно».

От полномочий необходимо отличать инструкции уполномоченным. Инструкции определяют позицию делегации по обсуждаемым вопросам. Это внутренний документ делегации, и конечно до сведения других участников он официально не приходится. Поэтому договор, заключенный в нарушение инструкций, не теряет своей юридической действительности и значение.

В статье 47 Венской конвенции о праве международных договоров говорится о инструкции: «Если правомочие представителя на выражение согласия государства на обязательность для него конкретного договора обусловлено специальным ограничением, то на несоблюдение этим представителем такого ограничения нельзя ссылаться как на основание недействительности выраженного им согласия, если только другие, принимавших участие в переговорах, не были извещены об ограничении до выражения представителем такого согласия ».

Выработки согласованного текста договора является первой обязательной стадией в процессе заключения международного договора. Основным методом подготовки такого текста является переговоры между государствами, договариваются.

Современное международное право устанавливает определенные принципы, которые должны соблюдаться время переговоров по заключению международных договоров, чтобы эти переговоры дали положительные результаты. К ним относятся:

- Принцип равноправия сторон;

- Недопустимость дискриминации в приглашении заинтересованных участников;

- Недопустимость диктата и вмешательства во внутренние дела.

Если договор готовится в обстановке неравноправия, неуважения суверенитета партнера по переговорам, а тем более оккупации его территории, такой договор и за содержанием будет неизбежно носить неравноправный характер. Государство вправе отказаться от переговоров в таких условиях.

Международная практика выработала три основные формы подготовки согласованного текста международного договора: а) обычные дипломатические каналы (при подготовке двусторонних, реже многосторонних, договоров);

б) международные конференции;

в) международные организации (при подготовке многосторонних договоров).

Как правило, текст договора составляется одним из этих средств. Но бывают случаи, когда тот же договор в процессе подготовки проходит все три формы.

Обычными дипломатическими каналами являются постоянные дипломатические представительства государств договариваются. Через них ведутся предварительные переговоры, обмен мнениями по основным пунктам проекта будущего договора. Они осуществляются путем нотного переписки и устных бесед с соответствующими памятными записками и меморандумами. Двусторонние переговоры могут вестись с помощью ссылки специальных делегаций

(Миссий).

Каждая сторона выставляет свои предложения, свой проект договора. В ходе переговоров они постепенно, в результате учета взаимных интересов, соглашаются. Появляется единый согласованный текст международного договора. С проектом договора может выступить и одна сторона. В этом случае он может быть положен, с согласия других участников, в основу обсуждения. Но и в этом случае в ходе переговоров происходит процесс согласования воль их участников, рождается один согласованный проект договора.

Подготовке проектов важных международных договоров часто предшествует так называемая предварительная договоренность по принципиальным вопросам будущего договора. Так, перед заключением Хельсинского акта СБСЕ, между его будущими участниками в марте 1975 были проведены консультации. Предварительная договоренность может фиксироваться в совместных заявлениях и коммюнике о результатах переговоров. Иногда заключен договор содержит обязательство сторон заключить на его основе какой-то другой договор. Известны случаи, когда обмен мнениями о содержании важного договора осуществляется путем обмена письмами между главами правительств или государств.

Второй важной формой переговоров по заключению международного договора является международные конференции пов-

видные представители государств. Особенность этой формы заключается в том, что ей предшествует предварительная организационная подготовка, а процесс заключения договора подчинен четким правилам процедуры, принятым на конференции.

Обычно международными конференциями называются форумы по заключению международных договоров, в то время как совещания по заключению двусторонних договоров называются просто переговорами.

Современная международная практика выработала и такую форму международных конференций, как совещания на высшем уровне государств и правительств заинтересованных государств (например, в рамках СБСЕ (ныне: ОБСЕ), зоны Черноморского экономического сотрудничества (ЧЭС), СНГ и др..).

Все большее распространение в международной практике получает разработка текстов многосторонних договоров в международных организациях. Проекты таких договоров нередко подготавливаются международными органами, в частности органами ООН. Так, проект договора о принципах деятельности государств в космическом пространстве, сначала разрабатывался юридическим подкомитетом Комитета ООН по космосу, конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации пакты о правах человека - Комиссией по прав человека, соглашения, кодифицированы международное право, - Комиссией по кодификации и прогрессивного развития международного права ООН. В Комиссии международного права был разработан ряд проектов статей, позднее обсуждались на международных конференциях, созванных ООН, и были приняты в качестве международных конвенций, среди них: четыре Женевские конвенции 1958 года по морскому праву, Венская конвенция 1961 года о дипломатических сношениях, Венская конвенция 1963 года о консульских сношениях, Венская конвенция о праве международных договоров 1969 года, Конвенция ООН по морскому праву 1982 года и др..

Значительную работу по подготовке международных конвенций в настоящее время проводят международные специализированные учреждения ООН. Особенно большое количество конвенций подготовлена и принята Международной организацией

труда (МОТ) - более 130 конвенций. Среди них: конвенции о запрещении принудительного труда, запрет дискриминации в области труда, о продолжительности рабочего времени и времени отдыха, охране труда подростков и др.. Ряд конвенций подготовлен с инициативе Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО), Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), Международной морской организации (ММО) и др..

Принятие текста международного договора выражается в особой процедуре голосования, с помощью которой уполномоченные представители государств высказывают свое согласие с формулировками текста договора. Форма принятия определяется как форме переговоров, так и заранее по соглашению сторон, зафиксированной, например, в правилах процедуры международной конференции.

Двусторонние соглашения и договоры с небольшим числом государств принимаются единогласно всеми государствами, участвующими в переговорах. Так, например, был принят Договор об Антарктике на Вашингтонской конференции 1959 года, в которой принимало участие 12 государств. В прошлом принцип единогласия применялся во всех случаях.

Позднее в связи с появлением большого числа государств тексты международных договоров на широких международных конференциях стали приниматься большинством в две трети голосов, если правила процедуры не предусматривали другого (ст. 9 Венской конвенции).

Многие международных конференций, в которых участвовали почти все государства мира, принимали договоры двумя третями голосов. Так на Женевской конференции 1958 года с морского права, Венских конференциях 1961, 1963 и 1969 годов с дипломатического и консульского права и права договоров. Но тогда решение любой большинстве были не обязательны для несогласных с ними меньшинстве.

В последние годы при принятии текста договора был использован принцип консенсуса - Принятие текста договора без голосования на основе общего согласия участников форума. Консенсус появился более конструктивным средством достижения соглашений по самым сложных вопросах международной жизни и, следовательно, более надежным путем обеспечения их эффективного осуществления и выполнения.

Консенсус предполагает принятие решений всеми государствами на основе добровольных уступок, уважения суверенитета друг друга, равенства и взаимного признания интересов сторон, кроме диктата, давления или принятия решений механической большинством голосов на конференции. Общеизвестно казус, возникший в 1982 году при принятии консенсусом Конвенции ООН по морскому праву, когда Мальта, возражала против отдельных положений договора, заблокировала принятие конвенции. Только долгие переговоры и достижение компромисса разблокировали процесс принятия настоящего договора путем консенсуса.

На конференциях принятие текста договора проходит, в свою очередь, несколько стадий: в соответствующем комитете, а затем на пленарном заседании конференции. Каждая статья, а иногда часть статьи, принимается отдельно, и только в конце конференции принимается договор в целом.

Правила процедуры определяют и форму голосования. Обычно оно производится поднятием рук или вставанием. В важных случаях применяется так называемое поименное голосование по алфавиту названий государств, участвующих в конференции, начиная с государства, которое определяется председателем по жребию. Результаты такого голосование по отдельной статье и по договору в целом заносятся в протоколы конференции.

Принятие текста договора, составленного в международной организации, происходит соответствии с правилами голосования, применяемым в том ее органе, который принимает договор. Уставы некоторых международных организаций прямо устанавливают процедуру принятия разрабатываемых ими договоров. Так, согласно статье 19 Устава МОТ, конвенции о труде принимаются двумя третями голосов присутствующих на конференции делегатов.

Аналогичная процедура принятия международных конвенций предусмотрена в уставах ЮНЕСКО (статья IV), ВОЗ (статья 19) и др..

В уставах же других международных организаций ничего не говорится о принятии текстов разрабатываемых ими международных договоров и о процедуре такого принятия. Так, ни в Уставе ООН, ни в правилах процедуры Генеральной Ассамблеи и других главных органов ООН нет правил о порядке принятия текстов договоров, разработанных в этих органах. Согласно сложившейся в Генеральной Ассамблее ООН практики, эти договоры принимаются в соответствии с процедурой голосования, предусмотренной для постановлений по важным вопросам, то есть большинством в две трети присутствующих и тех, кто принимает участие в голосовании (статья 18 Устава Организации Объединенных Наций).

Текст международного договора на Генеральной Ассамблее принимается путем голосование резолюции о принятии, к которому прилагается текст принятого договора.

После того как текст договора в результате переговоров согласован и принят, становится необходимым каким-то образом зафиксировать, что данный текст является окончательным и не подлежит изменениям со стороны уполномоченных. Процедура, с помощью которой принят текст договора объявляется окончательным, называется установлением аутентичности текста. Это особая стадия в заключении международного договора, ибо всякий правительство, перед тем, как взять на себя обязательства по договору, должен точно знать, какой же его окончательный текстуальное содержание.

Процедура установления аутентичности текста определяется либо в самом тексте, или путем соглашения между государствами, договариваются (статья 10 Венской конвенции 1969 года). Ранее эта стадия заключения международного договора не выделялась отдельно. Причина в том, что установление аутентичности текста по времени совпадало с подписанием договора. Однако по мере появления новых средств укладки международных до-

говоров, в частности в органах и в рамках международных организаций, стало очевидным, что подписание договора имеет более важную функцию, чем просто установление аутентичности его текста. С другой стороны, появились новые формы установления аутентичности текста договора, не связанные с подписанием его уполномоченными.

В настоящее время применяются следующие формы установления аутентичности текста международных договоров:

- Парафирование;

- Включение текста договора в заключительный акт международной конференции, на которой он был принят;

- Включение текста договора в резолюцию международной организации,

- Другая согласованная процедура.

Кроме того, если после принятия текста международного договора имеет место его подписания, в том числе подписание ad referendum, то в этом случае основная функция подписания сливается с функцией установления аутентичности текста. Иначе говоря, в этом случае заключения договора будто бы проходит стадию установления аутентичности текста.

Парафирование - это установление аутентичности текста договора инициалами уполномоченных государств договариваются в свидетельство того, что данный согласованный текст договора является окончательным. Парафирование может принадлежать как к отдельным статьям договора, так и ко всему договору в целом. Поскольку парафирование, по сути, не является подписанием (некоторые ученые называют его предыдущим подписанием), потому что не выражает согласие государства на обязательность для нее международного договора, то специальных полномочий на парафирование не нужно.

Цель парафирование более узкая - быть доказательством окончательного согласования текста международного договора. После парафирования текст не может быть изменен даже по соглашению между уполномоченными. Парафирование позволяет избежать возможных споров и недоразумений относительно формулировок положений договора. В этом акте заключается его основное значение. Но парафирование, однако, не заменяет подписания договора, что является самостоятельной стадией заключения договора. Поэтому в случае заключения международного договора после его парафирования датой, когда государство становится стороной, подписавшей договор, является день подписания, а не день парафирования.

Следует иметь в виду, что парафирование обычно применяется при заключении двусторонних договоров.

В последние годы часто применяются новые методы установления подлинности текстов договоров. В отношении многосторонних договоров оно нередко принимает форму резолюции какого-либо органа международной организации или подписания текста компетентным представителем организации. Например, в Международной организации труда конвенции, принятые конференцией МОТ, подписываются председателем и генеральным директором МОТ (статья 19 Устава МОТ). В этом случае подпись имеет функцию удостоверения подлинности принятого текста (государствами эти конвенции не подписываются).

На международных конференциях тексты принятых договоров часто включаются в заключительные акты конференций в качестве приложений, хотя и не всегда. Но в любом случае подписания заключительного акта не означает подписание перечисленных в нем договоров, для чего потребуется специальный подпись. Подписание заключительного акта означает лишь установление аутентичности принятого конференцией текста международного договора.

Представители государств, ведущих переговоры, занимаются в ходе их только составлением текста договора, принятием его и установлением подлинности текста. Все эти действия относятся только к этому процессу - процессу переговоров по тексту договора. Поэтому никакие действия, совершенные на этих стадиях, в том числе и голоса, поданные представителями за принятие текста договора в целом, не могут рассматриваться как выражение согласия государств на обязательность для них самого договора. Такая обязательность наступает в результате выражения соответствующей согласия государств. Выражение согласия государств на обязательность для них международного договора является завершающей стадией его заключения.

Согласно статье 11 Венской конвенции 1969 года согласие государства на обязательность для него договора может быть выражено:

- Подписанием договора;

- Обменом документами, образующими договор;

- Ратификацией договора, его принятием, утверждением, присоединением к нему или любым другим способом, о котором условились.

Согласие государства на обязательность для него договора может принадлежать части договора, если это разрешено договором или если с этим согласны другие государства, договариваются. Некоторые договоры предусматривают такую возможность. Тогда допустимая частичная ратификация, утверждение, присоединение и т.д.

Что касается подписания, то некоторые юристы оспаривают возможность подписания только отдельных частей договора. Венская конвенция 1969 года в статье 17 не делает каких-то оговорок на этот счет. Кроме того, эта статья предусматривает, что согласие государства на обязательность для него договора может быть альтернативной, если сам договор допускает выбор между альтернативными положениями и если при выражении согласия ясно указано, к какому из этих положений это согласие относится. Возможность альтернативной согласия встречается в некоторых конвенциях МОТ, в Общем акте о мирном разрешении международных споров, но эта практика не получила широкого распространение.

Подписание является важнейшим средством выражения согласия государства на обязательность для нее международного договора. Как отмечал И. Тункин, недавно подписания договора считалось обязательной стадией его заключения. Однако за последние десятилетия появились договоры, этой стадии не проходят. Например, конвенции, принятые МОТ, не подписываются представителями государств, а ратифицируются государствами без подписания. Однако подписание остается важнейшей стадией заключения договора, и, может быть, поэтому датой заключения договоров считается день их подписания.

Существующая договорная практика свидетельствует о растущей тенденции к тому, что все большее число международных договоров, особенно по специальным вопросам, заключаются путем подписания. По данным венгерского профессора Харазти, 80% современных договоров не предусматривают их ратификации. Поэтому можно считать, что в тех случаях, когда в договоре нет указаний о том, является ли подписание или ратификация окончательной согласия на обязательность договора, следует считать, что таково подписания. На Венской конференции 1968 презумпция ратификации в этом случае была отклонена. Если же договор подлежит ратификации или утверждению, то подписание не закрепляет согласие государства на обязательность для него этого договора. Однако и в этом случае подписания вызывает важные юридические последствия, как:

1) оно дает право государству, подписавшему договор, сделать ратификации, утверждение и т.д.;

2) оно обязывает государство воздерживаться от действий, которые лишили бы договор его объекта и цели, до тех пор, пока государство не выразит ясно своего намерения не становиться участником этого договора.

Еще в 1926 году по делу о Верхнюю Силезию Постоянная палата международного правосудия признала, что если договор подлежит ратификации, то злоупотребление государством, подписавшим договор, своими правами в течение периода, предшествующего ратификации, может означать нарушение его обязательств по договору.

В настоящее время обязанность государств воздерживаться после подписания договора от действий, лишили бы договор его объекта и цели, нашел подтверждение в Венской конвенции о праве международных договоров 1969 года (статья 18) и в договорной практике.

Согласно статье 12 Конвенции 1969 года согласие государства на обязательность для него договора выражается путем подписания договора представителем государства, если:

а) договор предусматривает, что подписание имеет такую силу;

б) иным образом установлена договоренность государств, участвующих в переговорах, о том, что подписание должно иметь такую силу;

в) намерение государства придать подписанию такую силу вытекает из полномочий его представителя или было выражено во время переговоров.

Если же договор уже вступил в силу (или вступает вследствие данного подписания), то с момента подписания договора данным государством для нее приобретают полную силу все постановления этого договора. Подписание международного договора может быть:

- Окончательным

- Неокончательным;

- Условным (ad referendum).

Подписание ad referendum делается представителем при условии, что оно нуждается последующего утверждения правительством, или ратификации, или принятия компетентным органом государства. Однако подписание ad referendum является именно подписанием, хотя и не окончательным, и поэтому его нужно отличать от парафирования.

Главная разница между подписанием ad referendum и парафированием заключается в следующем:

1) в то время как подписание ad referendum является средством выражения согласия государства на обязательность для него договора, парафирование как общее правило ограничивается установлением аутентичности текста договора и не может быть преобразовано в окончательное подписание простым подтверждением;

2) в то время как подтверждение подписания ad referendum имеет обратную силу, то есть делает государство стороной, подписавшей договор, с момента подписания ad referendum, подписания, совершенное после парафирования, обратной силы не имеет,

3) различия есть и по форме: ad referendum не осуществляется постановкой только инициалов, как парафирование. Поэтому на подписание ad referendum так