Электронный
методический кабинет

Понятие международного правонарушения

Международное публичное право (ru) 
Международное правонарушение представляет собой сложное правовое явление. С юридической точки зрения, в качестве международного правонарушения рассматривается международно-противоправное деяние субъекта международных правоотношений, в котором есть признаки (элементы) состава международного правонарушения.

Международное правонарушение характеризуют следующие основные признаки:

- Международная общественная опасность;

- Противоправность;

- Причинно-следственная связь между противоправным деянием и вредными последствиями последствиями;

- Наказуемость.

Международная общественная опасность - это способность международного правонарушения причинить вред (нанести вред) отношениям и объектам, охраняемым международным правом.

Противоправность правонарушения обусловлена нарушением правил поведения, закрепленных в международно-правовых обязательствах государств, чем нарушаются права других субъектов.

Причинно-следственная связь является важнейшим признаком правонарушения, так как именно она позволяет выяснить, что причиной нанесенного вреда является международное правонарушения. Если это не удастся выяснить или оказывается другая причина, ответственность данного субъекта не наступает.

Наказуемость является правовым следствием, закономерным результатом правонарушения. Признавая определенные деяния правонарушениями, субъекты международного права устанавливают возможность привлечения правонарушителя к международно-правовой ответственности.

В международном правонарушении, подобно внутреннем, выделяется состав международного правонарушения, представляет собой совокупность объективных и субъективных признаков, на основании которых нарушители привлекаются к ответственности. Однако следует учитывать, что элементы состава международного правонарушения не всегда идентичны элементам во внутригосударственном праве.

В состав международного правонарушения входят: - объект международного правонарушения - это те блага материального или нематериального характера, которые посягает международное правонарушение (международный правопорядок, система международных отношений, ситуации права и свободы человека, другие посягательства на международный правопорядок, установленные международными обязательствами)

- Объективная сторона международного правонарушения - она проявляется в виде деяние субъекта международных отношений, который нарушает международно-правовые обязательства, что влечет международно-правовую ответственность. Как и в внутригосударственном праве деяния международно-противоправного характера может выражаться внешне в форме как действия (активное поведение правонарушителя), так и в форме бездействия (невыполнения субъектом обязанности совершить какое-либо действие)

- Субъектами международного правонарушения, как уже отмечалось, могут выступать только государства. Некоторые авторы относят к числу субъектов международного правонарушения других субъектов международного права, включая международные организации или другие предприятия, организации и даже отдельных индивидов, совершили международно-противоправные деяния. На этом основании они расширяют круг международных правонарушений, о чем более подробно будет говориться ниже.

Считается, что при совершении международного правонарушения указанными субъектами, за исключением международных организаций, в конечном итоге ответственность все же будет нести государство:

а) государство будет нести международную ответственность за действия своего законодательного органа в случае принятия последним закона или другого нормативного акта, идет вразрез с международными обязательствами данного государства (например, при обнародовании законодательного акта об одностороннем ограничении прав иностранцев, находящихся на территории этого государства), или непринятие закона или другого нормативного акта, необходимого для выполнения ее международного обязательства (Международная ответственность в этом случае наступит только в случае, если это причинило моральный или материальный ущерб)

б) государство наиболее часто несет международную ответственность за деяния своих исполнительных органов (министерств и ведомств, армейских и полицейских подразделений, пограничных и специальных служб, даже за действия органов низшего звена исполнительной власти);

в) международная ответственность государства может иметь место и в результате нарушения ее международных обязательств деяниями органов судебной власти. Конечно же, вопрос ответственности за действие своих судебных органов является очень сложным, ведь общеизвестно, что неотъемлемой чертой суверенного и демократического государства является уважение независимости и самостоятельности судебной власти. Но не следует забывать и то, что, несмотря на свою независимость от других ветвей единой государственной власти и подчинение только закону, суды являются органами государства, поэтому их поведение рассматривается в международной практике как обращение

самого государства;

г) государство несет международную ответственность за противоправное поведение ее административно-территориальных единиц и организаций, уполномоченных выполнять государственно-властные функции (имеется в виду действия его должностных лиц). Причем государство не может уклониться от ответственности, ссылаясь на те обстоятельство, что согласно внутреннему законодательству эти действия не следовало делать или следует было поступить иначе. Недаром в статье 27 Венской конвенции о праве международных договоров 1969 года закреплено положение, согласно которой государство «не может ссылаться на положения своего внутреннего права в качестве оправдания для невыполнения им договора »;

д) государство несет международно-правовую ответственность, если ее физическое лицо, не обладает официальным государственным статусом, своими действиями посягает на права и интересы другого государства, охраняемых международным правом, - за необеспечение защиты этих прав и интересов (покушение на честь и достоинство, жизнь и здоровье представителей иностранного государства, на честь и достоинство иностранного государства, образа ее флага и герба, нападение на ее дипломатическое представительство и др..). Здесь следует иметь в виду, что ответственность государства наступает не за сами действия физических лиц, а за невыполнение своих обязательств по обеспечению прав и законных интересов иностранного государства на своей территории, что стало возможным в результате бездействия государственных органов и их должностных лиц, призванных защищать эти права и интересы. В отношении ответственности международных организаций, в частности международных межправительственных организаций, следует отметить, что доктрина и практика международного права исходят из того, что международные организации как субъекты международного права являются и субъектами международно-правовой ответственности. Однако в силу того, что международные организации является достаточно молодым субъектом международного права, проблема их международно-правовой ответственности находится в стадии разработки.

Время в доктрине складывается мнение, что международная ответственность международной организации основывается на его правосубъектности и непосредственно вытекает из нее. Эта ответственность носит специфический характер, ее объем и границы неодинаковы, так как они зависят от объема правосубъектности и природы международных организаций.

Ответственность международной организации может возникнуть в случае нарушения органами и должностными лицами как уставных положений организации (внутреннего права организации), так и общих норм международного права. Не снимается вопрос об ответственности международной организации и при нарушении им (ее органами) норм внутригосударственного права.

В настоящее время в ряде международных договоров содержатся определенные положения о ответственность международных организаций. Так, например, статья 57 Устава ООН предусматривает ответственность специализированных учреждений ООН в соответствующих областях (Экономической, социальной, культуры и т.д.). В соответствии со статьями V и XII Конвенции о международной ответственности за ущерб, причиненный

космическими объектами, 1972 года, международная организация, осуществляющая или организует запуск космического объекта, отвечает за любую причиненный этим объектом вред. При этом несут ответственность и государства, участвующие в такой организации, - субъективная сторона международного правонарушения заключается в отношении правонарушителя к совершенному им деянию и его последствиям и проявляется в форме вины. Однако в международной доктрине в отношении вины единое мнение отсутствует. Следует отметить, что и в международной практике и доктрине сложилось мнение, что любая международно-противоправное поведение государства должна.

Однако некоторые ученые полагают, что субъективная сторона международного правонарушения может выражаться как в форме умысла, так и в форме неосторожности. Но международная доктрина, как правило, не использует распределение умысла на прямой и косвенный, а неосторожности - на преступную небрежность и преступную самонадеянность. Поэтому в международных конвенциях очень часто используют термины «умышленно», «Переднавмисне» и т.д. Более того, некоторые составы международных преступлений сконструированы таким образом, что субъективная сторона как обязательный элемент состава правонарушения в них отсутствует. Речь идет о так называемой «ответственность независимо от вины », в частности об ответственности за ущерб, причиненный источником повышенной опасности (например, оружием массового уничтожения, воздушными силами, космическими объектами, ядерными объектами и т.д.).