Электронный
методический кабинет

Международные акты о правах человека и законодательство Украины

Международное публичное право (ru) 
Учитывая особую важность прав и свобод человека, содержащихся в международных актах, и их последующее закрепление в конституционном и текущем законодательстве Украина в форме прав и свобод человека и гражданина, представляется целесообразным провести сравнительную характеристику восприятия Украиной международных стандартов прав и свобод человека.

Такой анализ считается актуальным не только с познавательной точки зрения (что очень важным, учитывая социальную апатию наших граждан), но и с целью осознание каждым гражданином Украины демократичности Основного Закона государства, его направленности на обеспечение и реализацию прав и свобод человека и гражданина и исполнения ими обязанностей в практически полном соответствии с высшим международным меркам.

Равенство прав и свобод человека и гражданина

Равенство прав и свобод человека и гражданина означает прежде всего равенство всех перед законом и судом.

«Все люди равны перед законом и имеют право без всякой дискриминации на равную защиту закона. В этом отношении всякого рода дискриминация должна быть запрещена, и закон должен гарантировать всем лицам равную и эффективную защиту против дискриминации по какому-либо признаку, например: расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических и иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного положения, рождения или иного обстоятельства »(статья 26 Международного пакта о гражданских и политических правах).

«1. Все лица равны перед судами и трибуналами. Каждый имеет право при рассмотрении любого уголовного обвинения, предъявленного ему, или при определении его прав и обязанностей в каком-либо гражданском процессе на справедливое и публичное разбирательство дела компетентным, независимым и беспристрастным судом, созданным на основании закона. Пресса и публика могут не допускаться на все судебное разбирательство или часть его по соображениям морали, общественного порядка или государственной безопасности в демократическом обществе или когда того требуют интересы частной жизни сторон, или - в той мере, в какой это, по мнению суда, строго необходимо, - при особых обстоятельствах, когда публичность нарушала бы интересы правосудия; однако любое судебное постановление по уголовному или гражданскому делу должно быть публичным, за исключением тех случаев, когда интересы несовершеннолетних требуют другого или когда дело касается матримониальных споров или опеки над детьми »(статья 14 Международного пакта о гражданских и политических правах).

«Граждане имеют равные конституционные права и свободы и равны перед законом. Не может быть привилегий или ограничений по признакам расы, цвета кожи, политических, религиозных и других убеждений, пола, этнического и социального происхождения, имущественного положения, места жительства, по языковым или другим признакам »(чч. 1, 2 статьи 24 Конституции Украины).

«Все люди свободны и равны в своем достоинстве и правах. Права и свободы человека неотчуждаемы и нерушимы »(статья 21 Конституции Украины).

Равенство всех перед законом означает: что закон, его распоряжение равной степени обязательные для всех; что суд в равной мере доступен для всех и должен руководствоваться только законом, а не какими-то посторонними соображениями что не принимаются во внимание не предусмотренные законом особенности лица, обращающегося за судебной защитой или отвечает перед судом за свои действия. Обязанность придерживаться закона, его выполнение, право использовать закон в своих интересах, а также юридическая ответственность перед законом за его нарушение является равным для всех граждан.

Равенство прав и свобод человека и гражданина означает, что они признаются за всеми людьми в равной мере, не допускается дискриминация в пользовании правами на каких-либо основаниях, зависит от природных особенностей личности и ее социального статуса. Конституция Украины фиксирует широкий перечень таких основаниям, не носит окончательный характер.

Равенство прав и свобод признается за человеком независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединений, а также других обстоятельств. В зависимости от перечисленных выше и других личных и социальных признаков человека ему не могут быть предоставлены какие-либо привилегии или допущено ущемление в правах по сравнению с другими.

Равенство прав и свобод включает в себя равноправие мужчины и женщины.

Третьи статьи Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах и Международного пакта о гражданских и политических правах указывают на то, что государства, участвующие в данных пактах обязуются обеспечить равное для мужчин и женщин право пользоваться всеми экономическими, социальными, политическими, гражданскими и культурными правами, предусмотренными в пактах.

«Равенство прав женщины и мужчины обеспечивается: предоставлением женщинам равных с мужчинами возможностей в общественно-политической и культурной деятельности, в получении образования и профессиональной подготовке, в труде и вознаграждении за него; специальными мерами по охране труда и здоровья женщин, установлением пенсионных льгот; созданием условий, дающих женщинам возможность сочетать работу с материнством; правовой защитой, материальной и моральной поддержкой материнства и детства, включая предоставление оплачиваемых отпусков и других льгот беременным женщинам и матерям »(ч. статьи 24 Конституции Украины).

Специфика защиты прав женщин на равенство обусловливается рядом факторов. Дело в том, что круг групп населения, которые нуждаются в поддержке со стороны общества, государства и даже международного сообщества, достаточно велико. Это, в частности, молодежь и пенсионеры, инвалиды и безработные, беженцы, представители национальных меньшинств и др.. И тут особого внимания требуют женщины, поскольку именно они наравне с мужчинами гораздо чаще бывают ограничены в использовании своих конституционных прав.

Согласно международной Конвенции «О ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин »1979 года, участником которой является Украина, дискриминация в отношении женщин означает любое различие, исключение или ограничение по признаку пола, направленное на ослабление или сводит на нет признание, пользование или осуществление женщинами, независимо от их семейного положения, на основе равноправия мужчин и женщин, прав человека и основных свобод в политической, экономической, социальной, культурной, гражданской или любой другой отрасли.

Крайне обостряется этот вопрос в условиях перехода к рыночной экономике, когда положение женщин усложняется. Сейчас уже хорошо известны такие определения, как «Феминизация безработицы», «феминизация бедности». Можно отметить и уменьшение количества браков, резкое падение рождаемости, большую детскую и материнскую смертность и т.д. Поэтому в ч. 3 статьи 24 Конституции Украины перечислена достаточно большое количество требований, условий и льгот, что, по мнению законодателя, могут помочь решить крайне сложное положение, в котором оказалась женщина в нашем обществе.

Равенство прав и свобод человека и гражданина Конституция понимает как равенство возможностей, а не как фактическое равенство, что в жизни реально недостижимо. Каждая человек в силу субъективных и объективных причин и обстоятельств по-разному реализует свои возможности, раскрывает свой творческий потенциал, потому что имеют неодинаковые способности к инициативной, самостоятельной деятельности, обеспечивающей соответствующий уровень жизни.

Разумеется, государство должно использовать правовые средства для уменьшения резкого разницы в доходах граждан. В этих целях применяется дифференцированная система налогов. Важнейшее значение в этом плане имеет эффективная борьба с криминальными источниками доходов, имеющие широкое распространение в жизни общества на данном этапе. Однако эта борьба ведется очень слабо и неэффективно, что приводит к неоправданному увеличению расслоение населения по доходам и материальным обеспечением.

Законодательство может закреплять особые права для той или иной категории граждан. Государство оказывает преимущественное содействие тем, кто по разным причинам не в состоянии наравне с другими использовать свои права и свободы (дети, пенсионеры, инвалиды, участники войны и др..). Предоставляемые этим слоям и категориям граждан преимущества естественны и ни в коей мере не нарушают принципа равенства прав и свобод человека и гражданина.

Гарантированность прав и свобод личности

Этот принцип получает правовое выражение в различных формах - и как общий начало, свойственное реализации всего объема прав и свобод личности, и с помощью закрепления конкретных гарантий. Как общее основание правового статуса указанный принцип закреплен в ряде статей Конституции. Статья 3 Конституции Украина устанавливает в качестве одной из основ конституционного строя обязанность государства по утверждению и обеспечению прав и свобод человека. В ч.2 статьи 22 Конституции Украины также установлено, что «Конституционные права и свободы гарантируются и не могут быть отменены ».

Эти принципы конкретизированы через конституционное требование невозможности сужение содержания и объема существующих прав и свобод. Конституция категорически запрещает внесения в нее изменений, нарушающих права и свободы граждан (статья 157 Конституции Украины). В случае представления в Верховную Раду законопроекта о внесение в Конституцию изменений, касающихся прав и свобод человека и гражданина, на Конституционный Суд Украины возложена обязанность по предоставлению вывода о конституционности такого законопроекта. При отсутствии положительного заключения Конституционный Суд законопроект отклоняется. Кроме этих общих норм о гарантии, закрепление фактически каждого конкретного права и свободы человека и гражданина сопровождается указанием на условия и средства гарантий его реализации.

Субъектом, на которого прежде возлагаются гарантии осуществления прав и свобод, является государство. Эти гарантии осуществляются через всю систему государственных органов. Часть 2 статьи 102 Конституции Украины закрепляет, что «Президент Украины является гарантом государственного суверенитета, территориальной целостности Украины, соблюдения Конституции Украины, прав и свобод человека и гражданина ». Верховная Рада Украины осуществляет защиту прав и свобод, закрепления их гарантий с помощью законодательной деятельности.

Согласно ч. статьи 55 Конституции Украины «Каждый имеет право обращаться за защитой своих прав к Уполномоченному Верховной Рады Украины по правам человека ». Каждый гражданин Украины или другое лицо, находящееся на законных основаниях в Украина, имеет право обращаться за защитой своих прав к Уполномоченному Верховной Рады Украины по правам человека, который осуществляет парламентский контроль за соблюдением конституционных прав и свобод человека и гражданина (см. статью 101 Конституции Украина).

Соответствующую деятельность в обеспечении гарантий прав и свобод осуществляет Кабинет Министров Украины и другие государственные органы. Однако предусмотрена Конституцией государственная система, призванная обеспечить гарантии прав человека, не всегда срабатывает. Причиной тому являются: отсутствие необходимых механизмов и условий для реализации многих конституционно закрепленных прав и свобод граждан; отсутствие в ряде случаев необходимой законодательной базы бюрократизм государственного аппарата, достиг огромных размеров; непрофессионализм многих его работников и др..

Задачи по созданию условий реализации прав и свобод выполняют не только государственные структуры. В систему такого рода субъектов входят и органы местного самоуправления. Свою роль играют общественные объединения и, прежде всего, профсоюзы, творческие союзы, женские, молодежные, ветеранские организации. Конституция Украины расширила рамки участия и самого человека в защите своих прав и свобод. Статьей 62 Конституции Украины гарантируется принцип презумпции невиновности. Подозреваемый, обвиняемый или подсудимый не обязан доказывать свою невиновность, все сомнения в деле толкуются в его пользу. Обвинение не может основываться на доказательствах, полученных незаконным путем. Подозреваемый, обвиняемый или подсудимый считаются невиновными, пока их вина не будет доказана в судебном порядке и установлена судебным приговором, вступившим в силу. Никто не может быть осужден иначе как по приговору суда. В случае отмены судебного решения как неправосудного государство возмещает материальный или моральный ущерб тем, кому он причинен.

Право на юридическую защиту от незаконных действий должностных лиц и государственных органов

3. Каждое участвующее в настоящем Пакте обязуется:

a) обеспечить любому лицу, права и свободы которого, признаваемые в настоящем Пакте, нарушены, эффективное средство правовой защиты, даже если это нарушение было сделано лицами, действовавшими в официальном качестве;

b) обеспечить, чтобы право на правовую защиту любого лица, требующего такой защиты, устанавливалось компетентными судебными, административными или законодательной властью или любым другим компетентным органом, предусмотренным правовой системой государства, и развивать возможности судебной защиты;

c) обеспечить применение компетентными властями средств правовой защиты, когда они предоставляются »(п. статьи 2 Международного пакта о гражданских и политических права).

«Права и свободы человека и гражданина защищаются судом.

Каждому гарантируется право на обжалование в суде решений, действий или бездеятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных и служебных лиц »(чч. 1,2 статьи 55 Конституции Украины).

«Каждый имеет право после использования всех национальных средств правовой защиты обращаться за защитой своих прав и свобод в соответствующие международные судебные учреждения или в соответствующие органы международных организаций, членом или участником которых является Украина.

Каждый имеет право любыми не запрещенными законом средствами защищать свои права и свободы от нарушений и противоправных посягательств »(чч. 4, 5 статьи 55 Конституции Украина).

Среди способов защиты субъективных прав и свобод человека и гражданина очень важная роль принадлежит суду. Конституцией предусмотрено, что права и свободы человека и гражданина защищаются судом. В зависимости от характера нарушений защита может осуществляться в порядке конституционного, гражданского, уголовного или административного судопроизводства.

Впервые в Конституции Украины предусмотрено и гарантируется право на обжалование в суде решений, действий или бездеятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления и должностных лиц. Этим создан, реальный механизм ответственности государства перед человеком за свою деятельность, осуществление ею обязанностей по признанию, обеспечению реализации и охране прав и свобод человека.

С момента вступления Украины в Совет Европы гражданам Украины стало доступно, после полного использования национальных средств защиты своих субъективных прав и свобод, использования международного механизма, уже долгое время применяется в странах - членах Совета Европы. Это возможность обращения в Европейский суд по правам человека.

Однако право каждого на защиту своих прав и свобод не ограничивается только европейскими региональными наблюдательными, правозащитными институтами. Существуют различные формы защиты и на глобальном международном уровне. Кроме судебной защиты на национальном и международном уровнях, лицо имеет возможность защищать свои права и свободы от нарушений и противоправных посягательств также другими, не запрещенными законами способами, в частности обращением к общественности, используя средства массовой информации.

В положениях Конституции Украины проявляется тенденция повышения роли самой человека в обеспечении максимально полного использования своих прав, увеличения ее самостоятельности в их реализации и защите. Это является следствием утверждения новых начал взаимоотношений человека и государства, отказа от оценки государства как патрона, направляющего дальность пассивной личности. Новые ориентиры в этой сфере направленные на развитие творческого потенциала каждого человека, преодоления социального иждивенчества, что является важным условием исторического прогресса.

Гарантии прав и свобод человека и гражданина, конечно, не ограничиваются их конституционным закреплением. Реальное воплощение прав и свобод требует многих условий, в том числе находящихся за рамками права.

Принято различать социально-экономические, политические, юридические гарантии прав и свобод.

Социально-экономические гарантии предполагают соответствующую среду и материальную основу, обеспечивающие свободное использование прав и свобод. В числе этих условий - социальная стабильность, экономика, эффективно развивается, наличие соответствующих производственных мощностей, широкой социальной инфраструктуры - системы различных учреждений, дающих возможность обслуживать все виды социальных потребностей общества.

Под политическими гарантиями понимаются: соответствующим образом ориентированная политика государства, ее направленность на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека; устойчивость политических структур, их способность к достижения гражданского согласия, исключение факторов дестабилизации в обществе; должный уровень политической культуры граждан.

Юридические гарантии охватывают все правовые средства, обеспечивающие осуществление и охрану прав и свобод человека и гражданина. К ним относятся прежде всего конституционное закрепление как общего принципа гарантий прав и свобод человека и гражданина, так и конкретных гарантий каждого права и свободы. Во всех отраслях действующего права эти гарантии получают детальное обоснование. В охране правовых распоряжений важную роль играют правоохранительные органы и, прежде всего, суд.

Таким образом, механизм реализации прав и свобод человека и гражданина призван охватить все сферы деятельности по закреплению и реализация прав и свобод и все ее направления, включающие:

- Юридическое закрепление гарантий прав и свобод;

- Широкую систему охраны и защиты государством прав и свобод, как в обеспечении их реального использования, так и в борьбе с различного рода их нарушениями;

- Развитие общественно-политической активности граждан;

- Развитие сознательного отношения к использованию прав и свобод;

- Государственный и общественный контроль, направленный на охрану прав и свобод;

- Повышение уровня знаний каждым своих прав, свобод и обязанностей;

- Развитие общественных организаций, призванных охранять и защищать права и свободы человека и гражданина.

Принцип презумпции неотъемлемости прав и свобод человека и гражданина, недопустимости их ограничения

Этот принцип исходит из признания прав и свобод неотчуждаемыми и принадлежащими человеку от рождения. Конституция Украины закрепляет, что «конституционные права и свободы человека и гражданина не могут быть ограничены, кроме случаев, предусмотренных Конституцией Украины »(ч. 1 статьи 64).

Данной статьей подтверждается неотчуждаемость и нерушимость закрепленных Конституцией прав и свобод человека и гражданина, а также недопустимость их сужения. Однако, учитывая возможные объективные обстоятельства, которые могут возникнуть в государстве и обществе, Конституция Украины все же допускает возможность ограничения прав и свобод человека и гражданина. Конституция устанавливает жесткие требования относительно их ограничения: они могут вводиться только в условиях чрезвычайного или военного положения и только временно, на определенный законом срок.

Согласно Закону Украины «О чрезвычайном положении» от 26 июня 1992 года, чрезвычайное положение - это предусмотренный Конституцией особый правовой режим деятельности государственных органов, органов местного самоуправления предприятий, учреждений и организаций, временно допускает установленные данным законом ограничения в осуществлении конституционных прав и свобод граждан, а также прав юридических лиц, и возлагает на них дополнительные обязанности.

Правовой режим чрезвычайного положения направлен на обеспечение безопасности граждан в случае стихийных бедствий, аварий и катастроф, эпидемий и эпизоотий, а также на защита прав и свобод граждан, конституционного строя при массовых нарушениях правопорядка, создающих угрозу жизни и здоровью граждан, или при попытке захвата государственной власти или изменения конституционного строя Украины насильственным путем.

Целью введения чрезвычайного положения является скорейшая нормализация обстановки, восстановление конституционных прав и свобод граждан, а также прав юридических лиц, нормального функционирования конституционных органов власти, органов местного самоуправления и других институтов гражданского общества. Поэтому чрезвычайное положение вводится лишь при наличии реальной угрозы безопасности граждан или конституционному строю, устранение которой иными способами невозможно.

На период чрезвычайного положения могут вводиться следующие меры:

1) установление особого режима въезда и выезда, а также ограничение свободы передвижения по территории, где введен чрезвычайное положение;

2) ограничение движения транспортных средств и их досмотр;

3) усиление охраны общественного порядка и объектов, обеспечивающих жизнедеятельность населения и народного хозяйства;

4) запрещение проведения собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций, а также зрелищных, спортивных и других массовых мероприятий;

5) запрет забастовок.

В случае необходимости также могут быть дополнительно приняты следующие меры:

1) введение комендантского часа (запрет находиться на улицах и в других общественных местах без специально выданных пропусков и удостоверений личности в установленные часы суток);

2) приостановление после соответствующего предупреждения деятельности политических партий, общественных организаций, массовых движений и самодеятельных объединений граждан, если эта деятельность препятствует нормализации обстановки;

3) проверка документов у граждан, а в необходимых случаях - проведение личного досмотра, досмотра вещей, транспортных средств, багажа и грузов, служебных помещений и жилья граждан;

4) ограничение или временное запрещение продажи оружия, ядовитых и сильнодействующих химических веществ, спиртных напитков;

5) временное изъятие у граждан зарегистрированного огнестрельного и холодного оружия и боеприпасов, а у предприятий, учреждений и организаций - также учебной военной техники, взрывчатых, радиоактивных веществ и материалов, отравляющих, и сильнодействующих химических веществ;

6) введение цензуры, ограничение на выпуск газет;

7) высылка нарушителей общественного порядка, не являющихся жителями данной местности, в место их проживания или за пределы местности, где введено чрезвычайное положение, за их счет;

8) запрещение изготовления и распространения информационных материалов, которые могут дестабилизировать обстановку;

9) особые правила пользования связью.

В условиях стихийных бедствий, эпидемий, эпизоотий могут быть применены следующие мероприятия:

1) временное выселение людей из мест, опасных для проживания, с обязательным предоставлением им стационарных или временных жилых помещений;

2) временное запрещение строительства новых, расширения действующих предприятий и других объектов;

3) установление карантина и проведение других обязательных санитарно-противоэпидемических мероприятий;

4) введение особого порядка распределения продуктов питания и предметов первой необходимости;

5) мобилизация ресурсов государственных предприятий, учреждений, организаций, изменение режима их работы, переориентация на производство необходимой в условиях чрезвычайного положения продукции, иные изменения производственной деятельности, необходимые для проведение аварийно-спасательных и восстановительных работ;

6) использование ресурсов предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности для отвода опасности и ликвидации последствий чрезвычайных обстоятельств;

7) отстранение от работы на период чрезвычайного положения руководителей государственных предприятий, учреждений и организаций, от деятельности которых зависит нор-

мализация обстановки в районе чрезвычайного положения, в связи с ненадлежащим исполнением ими своих обязанностей, назначение других лиц временно исполняющими обязанности указанных руководителей. С целью ликвидации последствий стихийного бедствия, аварий и катастроф в мирное время может проводиться целевая мобилизация, объемы и срок проведения которой определяются Президентом Украины.

В исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения неотложных аварийно-спасательных работ, допускается привлечение трудоспособного населения и транспортных средств граждан для выполнения указанных работ при условии обязательного обеспечения безопасности труда. Запрещается привлечение несовершеннолетних, а также беременных женщин к работам, которые могут негативно повлиять на состояние их здоровья.

Но даже в таких условиях незаконные действия и превышение должностными лицами своих полномочий, включая нарушение гарантий прав граждан, установленных законом, влекут ответственность, предусмотренную законом.

Вторая часть статьи 64 Конституции Украины предусматривает невозможность даже в условиях военного или чрезвычайного положения ограничение перечисленных в ней прав. Речь идет о праве на: равенство граждан перед законом (статья 24); гражданство и его изменение (статья 25); жизни (ст.27); уважение достоинства человека (статья 28); свободу и личную неприкосновенность (статья 29); обращения в органы государственной власти (статья 40); жилье (статья 47); брак (статья 51), равенство детей в их правах (статья 52), защита прав и свобод (статья 55), на возмещение ущерба (Статья 56), знание своих прав и обязанностей (статья 57); невыполнение явно преступных распоряжений и приказов (статья 60); отказ от дачи показаний по себя, членов своей семьи или близких родственников (статья 63), а также о отсутствие обратной силы закона (статья 58), о невозможности повторного привлечения к юридической ответственности за одно и то же правонарушение (статья 61), о презумпции невиновности (статья 62).

Недопустимости ограничения прав и свобод вполне закономерно не означает абсолютизации этого принципа, их использование должно основываться на соблюдении общепризнанных и естественных правил человеческого общежития.

В статье 23 Конституции Украины предусматривается, что осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. С этого вытекает необходимость правомерного использования своих прав каждым человеком, без нарушение предписаний закона, выхода за рамки, прежде всего, конституционного поля.

Принцип Максимального уравнивания прав и обязанностей иностранцев и лиц без гражданства с правами граждан Украины

«Иностранцы и лица без гражданства, находящиеся в Украине на законных основаниях, пользуются теми же правами и свободами, а также несут такие же обязанности, как и граждане Украины, - за исключениями, установленными Конституцией, законами или международными договорами Украины. Иностранцам и лицам без гражданства может быть предоставлено убежище в порядке, установленном законом » (Статья 26 Конституции Украины).

Во иностранцами следует понимать лиц, имеющих гражданство иностранных государств, а под лицами без гражданства (апатридами, аполидамы) - тех, которые вообще не имеют гражданства какого-либо государства. Права иностранцев и лиц без гражданства на территории Украины соответствуют общепризнанным нормам международного права. «Предельно возможно приближение правового статуса и режима проживания лиц без гражданства и иностранных граждан к национальному режиму и правового положения граждан. Это, конечно, не означает устранение «усеченного» состава политических прав «Неграждан», которые не могут быть в политической сфере равноправными с гражданами, - Пишет М.П. Орзих, - но предусматривает практически равный объем всех других прав и свобод ».

Более подробно основные права, свободы и обязанности иностранных граждан и лиц без гражданства, проживающих или находящихся временно в Украину, закрепленные в Законе Украины от 4 февраля 1994 года «О правовом статусе иностранцев».

Приоритет общепризнанных норм международного права и международных договоров, ратифицированных Украиной

«Действующие международные договоры, согласие на обязательность которых дано Верховной Радой Украина, являются частью национального законодательства Украины.

Заключение международных договоров, противоречащих Конституции Украины, возможно только после внесения соответствующих изменений в Конституцию Украины »(статья 9 Конституции Украины).

Эти положения имеют большое внешнеполитическое и правовое значение особенно в условиях активного вхождения Украины в мировое сообщество. Во-первых, они свидетельствуют о верности Украины своим международно-правовым обязательствам, по своей правовой силе приравниваются к национальным законодательством и является обязательными к исполнению на его территории, а также об уважении норм международного права. Во-вторых, они до некоторой степени дают ответы на вопросы практического использование положений международных договоров в Украине и раскрывают их соотношение с действующим законодательством Украины.

Украина, будучи государством-правопреемником Украинской ССР и одной из государств-правопреемников Союза ССР, обязалась после конституирования независимого государства выполнять международные договоры, принятые не только УССР, но и СССР, в случае, если они не противоречат Конституции и интересам республики, и еще в 1991 году приняла Закон «О действии международных договоров на территории Украины». Этот закон содержал положение, согласно которым все «одобрены и должным образом ратифицированные Украиной международные договоры являются неотъемлемой частью национального законодательства Украины и применяются в порядке, предусмотренном для норм национального законодательства ».

Право народов на самоопределение «Все народы имеют право на самоопределение. В силу этого права они свободно устанавливают свой политический статус и свободно обеспечивают свое экономическое, социальное и культурное развитие »(статья 1 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах; статья 1 Международного пакта о гражданских и политических правах).

Эти принципы, столь актуальные в современном мире, были провозглашены и неизменно проводятся в жизнь Украинским государством. Его первые конституционные акты провозгласили государственный суверенитет и независимость Украины, исходя из права народа на самоопределение. Верховный Совет Украинской ССР в принятой 16 июля 1990 года Декларации о государственном суверенитете Украины, выражая волю украинской нации, всего народа Украины, провозгласила государственный суверенитет Украины как верховенство, самостоятельность, полноту и неделимость власти Республики в пределах ее территории, а также независимость и равноправие во внешних связях.

В Декларации подчеркивалось, что «Украинская ССР как суверенное национальное государство развивается в существующих границах на основе осуществления украинской нацией своего неотъемлемого права на самоопределение ». Украина осуществляет защиту и охрану национальной государственности украинского народа. Любые насильственные действия против национальной государственности Украины со стороны политических партий, общественных организаций, других объединений или отдельных лиц преследуются по закону.

Таким важнейшим этапом на пути утверждения суверенитета украинский народа стало провозглашение Верховной Радой УССР 24 августа 1991 года независимости Украины и создание самостоятельного государства.

Право на жизнь

«1. Право на жизнь является неотъемлемым правом каждого человека, Это право охраняется законом. Никто не может быть произвольно лишен жизни.

2. В странах, не отменили смертной казни, смертные приговоры могут выноситься только за самые тяжкие преступления в соответствии с законом, который действовал во время совершения преступления ... Это наказание может быть осуществлено только во исполнение окончательного приговора, вынесенного компетентным судом.

3. Когда лишение жизни заключается в преступлении геноцида, следует иметь в виду, что ничто в настоящей статье не дает право государствам, которые принимают участие в данном Пакте, отступать от любых обязательств, принятых согласно Конвенции о предупреждении преступления геноцида и наказании за него.

4. Каждый, кто приговорен к смертной казни, имеет право просить о помиловании или о смягчения приговора. Амнистия, помилование или замена смертного приговора могут быть подаренные во всех случаях.

5. Смертный приговор не выносится за преступления, совершенные лицами моложе восемнадцати лет, и не приводится в исполнение в отношении беременных женщин.

6. Ничто в настоящей статье не может служить основанием для отсрочки или недопущения отмене смертной казни государством, принимает участие в данном Пакте »(статья 6 Международного пакта о гражданских и политических правах).

«Каждый человек имеет неотъемлемое право на жизнь.

Никто не может быть произвольно лишен жизни. Обязанность государства - защищать жизни человека.

Каждый имеет право защищать свою жизнь и здоровье, жизнь и здоровье других людей от противоправных посягательств »(статья 27 Конституции Украины).

Основным правом человека является право на жизнь. Это естественное право человека, защита которого охватывает широкий комплекс активных действий всех государственных и общественных структур, каждого конкретного человека по созданию и поддержке безопасных социального и природной среды, условий жизни. К такого рода факторам относятся, прежде, политика государства, обеспечивающая отказ от войны, военных средств решения социальных и национальных конфликтов, целенаправленная борьба с преступлениями против личности, незаконным хранением и распространением оружия и др..

Важное значение имеют и мероприятия медицинского характера: надлежащее медицинское обслуживание, служба скорой помощи, борьба с наркоманией. Обеспечения права на жизнь напрямую связано с сохранением и восстановлением природной среды обитания человека.

Расширяя гарантии права на жизнь, Конституция Украины включает норму, что значительно сужает возможность применения смертной казни. Эта исключительная мера наказания сохранялась временно, потому что со вступлением Украины в Совет Европы наше государство приняла условие об отказе применения смертной казни.

Право на уважение человеческого достоинства "Никто не должен подвергаться пыткам или жестоким, бесчеловечным или унижающим его достоинство обращению или наказанию. В