Электронный
методический кабинет

Южный общий рынок (МЕРКОСУР)

Кучик • Международные экономические отношения (ru) 
Для стран Центральной и Восточной Европы, в том числе и для Украины, необходимо обратить внимание на многогранный латиноамериканский опыт экономической интеграции, на положительные и отрицательные аспекты становления МЕРКОСУР. Важно учесть трудности, которые еще недавно преодолевали страны-члены организации для создания своей правовой базы. Следует учитывать, что интеграционные процессы касаются не только экономики, но и социально-гуманитарной сферы. Поэтому чрезвычайно важно удачный опыт МЕРКОСУР в наиболее рациональном распределении сфер деятельности между всеми участниками общего рынка без ограничения их интересов при соблюдении принципа взаимодополняемости экономик стран-участниц.

Из опыта интеграционных процессов в Южной Америке следует сделать вывод, что различные по уровню развития государства могут не только существовать в одном общем рынке, но и успешно сотрудничать. Опираясь на опыт создания и функционирования МЕРКОСУР, тем, кто пытается создавать торгово-экономические союзы здесь, в Центральной и Восточной Европе, можно дать такие рекомендации требуется тщательная подготовка всех составляющих такого объединения, обеспечения высококвалифицированного руководства. Чрезвычайно важным для каждой страны поиск своего места в интеграционном процессе, избежания противоречий и умный компромисс.

Собственно, все это осуществлялось при создании этого латиноамериканского объединения. Учитывая его динамичность и перспективность, в МЕРКОСУР сейчас прикованы взгляды многих аналитиков и представителей делового мира.

Необходимо отметить, что интеграция стран Латинской Америки и Карибского бассейна является одним из ключевых процессов экономического развития региона. Начавшись почти одновременно с аналогичными процессами в Западной Европе, латиноамериканская интеграция

прошла долгий и нелегкий путь от Латиноамериканской aсоциации свободной торговли (1960 год) до Южноамериканского общего рынка МЕРКОСУР (договор о создании от 26 марта 1991 года) Создание МЕРКОСУР соответствовало глубинным интересам на родов Южной Америки. Этот объективный процесс является следствием тенденций развития независимой внешней политики, внешнеэкономических связей стран региона за последние 30 лет. Интеграция имела позитивные последствия и это тем более свидетельствует о необходимости заимствования Украины опыта стран-членов этого объединения. Итак, проблема, которая исследуется, является очень актуальной, как никогда



3.1.1. История создания МЕРКОСУР

Экономическая интеграция в южноамериканском регионе во второй половине XX века проходила в несколько этапов. В 60-70 годах региональные объединения характеризовались закрытостью структур, а также их стремлением защитить себя высокими тарифами от конкуренции высокоразвитых индустриальных стран. Уже тогда актуальным была задача создания отдельного латиноамериканского рынка. К группировок такого типа следует отнести Центральноамериканский общий рынок (САСМ), Латиноамериканскую ассоциацию свободной торговли (LAAFT), которая позже превратилась в Латиноамериканскую ассоциацию интеграции (LAIA), Карибский ассоциации свободной торговли, позже переформирована в Карибский общий рынок (CARICOM), Андской группы и наибольшую - Американскую экономическую систему (LAES), которая охватывает 26 стран Латинской Америки.

В 90-е годы содержание и цели интеграции стран региона понесли огромные изменений. Это объясняется развитием экономики крупнейших стран Южной Америки - Бразилии, Аргентины, Чили. Интеграция, осуществляемая на этом этапе, проходит при значительно большей открытости национальных экономик, уменьшении государственного вмешательства и ликвидации многих видов бюрократического контроля, а также в условиях большей конкуренции. Новые подходы к осуществлению интеграции позволили достичь рекордных темпов роста товарооборота за почти 40-летний период развития интеграционных процессов на континенте [4].

Южный Общий Рынок МЕРКОСУР создан в 1995 году на основании Асунсьйонського договора, подписанного в 1991 году Аргентиной, Бразилией, Парагваем и Уругваем с целью создания зоны свободной торговли и таможенного союза. Ассоциированными членами МЕРКОСУР является Чили и Боливия. Население стран-членов МЕРКОСУР (200 млн человек) составляет 44% населения Южной Америки территория стран-членов - 59% территории континента, валовой национальный продукт (790 млрд долл.) - 51% общего ВНП в регионе (табл. 1).



Хотя МЕРКОСУР является новейшим субрегиональным интеграционным образованием, он, Кажется, наиболее динамичным. Создание МЕРКОСУР происходило в условиях изменения мирового порядка. Поэтому для членов МЕРКОСУР ведущими принципами стали укрепления демократии, реформы государства, либерализация экономики и торговли. Следовательно, странам нужно было не только договориться по вопросам международной торговли, но и создать собственную зону интеграции. Для того, чтобы понять возможные сценарии дальнейшей интеграции между странами-членами МЕРКОСУР и в регионе в целом, следует рассмотреть историю создания МЕРКОСУР.

На протяжении существования в Латинской Америке военных авторитарных режимов основной идеологией была национальная безопасность. Именно она препятствовала странам преодолеть барьер недоверия между собой. В Аргентине и Бразилии этот барьер существовал на протяжении всей истории этих стран, поскольку у них были одинаковые геополитические и генекономични стремления и интересы. Обе страны стремились стать ведущими на континенте и пытались укреплять свое верховенство прежде всего через развитие военной области, к примеру, в сфере ядерной энергии. Однако, даже во времена военных диктатур были попытки урегулирования или хотя бы смягчение противоречий. Например, в 1973 году Аргентина протестовала против двустороннего соглашения между Бразилией и Парагваем по пользованию гидроэнергетическими ресурсами г. Пиранья, но в 1979 году она подписала трехстороннее соглашение, регулировала этот вопрос [15].

Однако настоящая сотрудничество началась лишь после свержения военных диктатур в Аргентине (1983) и Бразилии (1985). В 1985 году президент Аргентины Альфонсин и Президент Бразилии серной подписали Декларацию, в которой говорилось об ускорении двустороннего сотрудничества. Для этого была создана совместная комиссия на высшем уровне. Вскоре после этого, в июле 1986 года, те же президенты подписали Аргентино-бразильский акт об интеграции, который начинал Программу экономической интеграции и кооперации между Аргентиной и Бразилией (известную еще как ЕИСР или ИСРАВ). В течение первого этапа в рамках этой Программы было подписано 12 протоколов о сотрудничестве в различных отраслях экономики. В Программе акцент делался на секторе средств производства (Протокол 1). Также были подписаны важные соглашения с торговли пшеницей (Протокол 2, который улучшил позиции Аргентины на бразильском рынка сельскохозяйственных товаров), по металлургии (Протокол 3), по торговле продуктами питания (Протокол 23) и, прежде всего, в автомобилестроительном секторе (Протокол 21, направленный на поддержку взаимной торговли). Благодаря подписанию Протокола 13 ИСРАВ улучшила сотрудничество в области ядерной энергетики. Как отмечалось выше, развитие именно этой отрасли имел определяющее влияние на ситуацию в регионе. В общем, было подписано 24 Протоколы [15].

В 1987 году внедрение программ экономической стабилизации встретило значительные трудности из-за растущих различия в способах ведения экономической политики. В 1988 году темпы экономического роста Аргентины и Бразилии составляли соответственно С% и 0%. Однако, несмотря на все невзгоды, в 1988 году в Буэнос-Айресе два государства подписали Соглашение об интеграции, сотрудничестве и развитие, стала началом создания общего рынка между обеими странами. Стороны соглашения согласились устранить все торговые и неторговые ограничения течение 10 лет. Второй этап предусматривал постепенную согласованность политики стран, направленную на создание общего рынка. Несмотря на трудности, на которые наталкивалась Аргентина и Бразилия, в 1988 году показатели их взаимной торговли выросли на 20% и эта положительная тенденция существовала в течение следующих 3 лет.

После смены правительств в обеих странах президенты Менем (Аргентина) и Коллор де Мелло (Бразилия) в 1990 году в Буэнос-Айресе подписали Акт об установлении даты создание общего рынка (декабрь 1994 года). В течение этого периода отмечалось на использовании тех механизмов либерализации, которые предусматривали снижение тарифов при жестком соблюдении временных границ. В то же время было ограничено вмешательство государства в отраслевую сотрудничество. Начал формироваться новый подход к созданию открытого рынка (особенно в Аргентине) [13].

Собственно в это время стало очевидным, что соглашение должны подписать Уругвай и Парагвай, ведь экономические связи этих стран с Аргентиной и Бразилией имели чрезвычайно важное значение. Начало торговых связей Уругвая с Аргентиной датируется 1974 годом, когда было подписано аргентино-уругвайская Экономическая соглашение (AUECA), между Бразилией и Уругваем они существуют со времен подписания в 1975 году Протокола о расширении торговли (PEE). В то же время Уругвай и Парагвай тщательно следили за развитием аргентино-бразильских отношений.

В сентябре 1990 года в Буэнос-Айресе встретились представители Аргентины, Бразилии, Парагвая и Уругвая. На этой встрече они согласились превратить двустороннюю соглашение в четырехстороннюю. Наконец, после многочисленных встреч, 21 марта 1991 в Парагвае было подписано Асунсьйонська соглашение, предусматривающее создание общего рынка между Республикой Аргентина, Федеративной Республикой Бразилия, Республикой Парагвай и Южной Республикой Уругвай.

Асунсьйонський договор был лишь первым шагом в направлении перехода к созданию общего рынка, который закончился 31 декабря 1994 года. Для облегчения стороны соглашения создали институциональный механизм рассмотрения споров и механизм предоставления гарантий.

Завершение производного периода связывают с подписанием Протокола в Оуро-Прето. В нем говорится о свободном движении товаров, который предусматривает нулевые тарифы. В этом Протоколе также установлено общие внешние тарифы, план гармонизации торговли, усовершенствована институциональную систему. Настоящий Протокол вступил в силу с января 1995 года.

Успехи МЕРКОСУР на начальном этапе объясняются эффективными реформами на национальном уровне с целью ускорения интеграционных процессов (снижение тарифов до 0, гармонизация правил ведения торговли, стимулирования торговли между членами и третьими государствами). Хотя все 4 страны использовали региональные соглашения как средство не остаться вне процесса либерализации торговли, в каждой страны были особые причины для реализации реформ. Так, в Аргентине реформы базировались на понимании международной системы как конкурентного, такой, в которой за посредством реформ страна должна войти в "ведущей команды" государств мира. Бразилия течение 1991 -1994 лет использовала МЕРКОСУР как инструмент защиты экономических интересов. Для двух меньших стран (Уругвая и Парагвая) МЕРКОСУР был средством обеспечения их позиций в регионе [15].

Итак, развитие интеграции происходил поэтапно. Сначала был заключен договор о проведении переговоров по гармонизации налоговой и таможенной политики. В 1994 году страны-члены подошли к образованию таможенного союза, а также начали обсуждение особенностей будущей торговой сделки по созданию МЕРКОСУР. Согласование проходило в трудных условиях, поскольку страны-члены в то время имели различные законодательные базы, проводили разную политику в сфере индустриализации и не имели опыта регионального сотрудничества. Ряде стран было выгодно снижение таможенных тарифов, а самому члену - Бразилии (потенциал которой вдвое больше потенциала других стран-членов) было важно сохранить высокие таможенные ставки для защиты своего внутреннего рынка.

Не форсируя событий, страны-члены все еще пытаются найти оптимальные подходы, которые не затрагивать интересов друг друга. Уже через 3 года удалось ликвидировать таможенные тарифы на 90% товаров, которые перемещаются в пределах союза. Что касается общих внешних тарифов для стран-членов МЕРКОСУР, то уже согласованы уровне тарифов для 85% продукции, а на оставшиеся 15% уточнения будет сделано до 2006 года. Таможенная система МЕРКОСУР использует 11 уровней тарифов в пределах от 0 до 20 %. В отношении товаров, быстрее реагируют на изменения рынка, будут заключены специальные договора:

- До 2006 года установить зарубежный тариф на компьютеры и телекоммуникационное оборудование на уровне 16%;

- До 2011 года сократить в Чили тарифы на импорт продуктов питания из стран МЕРКОСУР.

Ослабление ограничений во внешней торговле, уменьшение и ликвидация тарифов на многие виды товаров позволили значительно увеличить объемы торговли внутри союза [4]. Так, в течение 1990-1996 годов рост товарооборота между странами-членами МЕРКОСУР составляло в среднем более ЗО%, тогда как торговля стран-членов другими странами росла ежегодно на 7,5%. Внешняя торговля четырех членов МЕРКОСУР на 20% сконцентрирована внутри блока, в то время как для создания МЕРКОСУР в 1990 году этот показатель равнялся 9%. Торговля между Бразилией и Аргентиной возросла в 4 раза и составила более 15 млрд дол.

С развитием МЕРКОСУР трудности интеграции становятся более очевидными. Нужны новые усилия для достижения основной цели - превратиться в объединение, способное обеспечить стабильный экономический рост стран-членов на основе крупномасштабной внутренней торговли, значительного обновления технологий и эффективного использования инвестиций. Предыдущее утверждение о том, что МЕРКОСУР имеет большее значение для Аргентины и юга Бразилии, чем для Уругвая, Парагвая и севере Бразилии, постепенно уходит в прошлое. Создателям МЕРКОСУР, в целом, удалось объединить интересы всех его членов, значительно ослабить конкуренцию между аргентинскими и бразильскими товарами, найти для каждого из четырех партнеров его собственную нишу.

3.1.2. Цели и организационная структура МЕРКОСУР

Асунсьйонський договор был подписан с целью создания зоны свободной торговли и таможенного союза. Договором предусматривается:

- Свободное движение товаров, услуг и рабочей силы, которого нужно Достичь через ликвидации таможенных тарифов и нетарифных ограничений;

- Установление общего внешнего тарифа и ведения совместной внешнеторговой политики в отношении третьих стран или их групп и координация позиций на региональных и международных экономических конференциях;

- Координация макроэкономической, фискальной, монетарной и секторальной политики в области международной торговли, сельского хозяйства, промышленности, транспорта и коммуникаций и в любых других отраслях для обеспечения свободной конкуренции между сторонами договора;

- Гармонизация законодательства в этих сферах для укрепления интеграционных процессов [1].

В течение переходного периода, который продолжался до 31 декабря 1994 года, для содействия формированию общего рынка стороны договора установили критерии происхождения товаров и механизм разрешения споров.

За переходного периода договаривающиеся стороны пользовались такими инструментами для создания общего рынка:

- Программой либерализации торговли. Согласно ней предполагалось автоматическое постепенное уменьшение тарифов до 0 и полная ликвидация нетарифных ограничений;

- Координацией макроэкономической политики, которая должна проводиться постепенно и согласно программе либерализации экономики;

- Установлением общего внешнего тарифа с целью поддержки конкуренции;

- Подписанием секторальных соглашений [1].

По реализации этих целей, то, не форсируя событий, страны все еще пытаются найти оптимальные подходы, которые не захватывать интересов каждого из членов. По 3 года удалось ликвидировать таможенные тарифы на 90% товаров, перемещаемых внутри союза. Внешние тарифы стран-членов МЕРКОСУР уже согласованы на 85% продукции, а остальные 15% должны быть установлены до 2006 года.

Следует отметить, что важнейшей целью МЕРКОСУР выдвигает триаду: обеспечение автономного развития, сохранения национального суверенитета и национальной культурной идентичности латиноамериканских стран. При этом уже не секрет, что основным препятствием являются Соединенные Штаты Америки. Но об этом - чуть позже.

Политикой МЕРКОСУР на начальном этапе была разработка простого институциональной системы организации, которая должна была постепенно увеличиваться с углублением интеграции. В противоположность большим организационным структурам других интеграционных группировок, таким как ALADI или Андский пакт, идеей МЕРКОСУР было постепенное увеличение количества учреждений. Основной орган МЕРКОСУР - Совет общего рынка (Common Market Council), который проводит встречи на высшем уровне. Исполнительным органом является Группа общего рынка (Common Market Group). МЕРКОСУР также административный орган - Секретариат. Кроме этого, в структуру входят 2 консультативные коллегиальные органы: Парламентская комиссия (представители национальных парламентов) и Экономический и социальный консультативный форум.

Совет общего рынка

Это высший орган МЕРКОСУР, который отвечает за политическое руководство организацией и принятия решений. В сферу компетенции Совета входит надзор за выполнением программы либерализации экономики в каждой из стран-членов для установление общего рынка. Решения в нем принимаются на основе консенсуса. Встречи проводятся раз в 6 месяцев, хотя Совет может созываться и в чрезвычайных случаях. Встречи происходят на уровне министров экономики и министров иностранных дел, но в них могут принимать участие и министры других отраслей, если обсуждение вопросов, касающихся этих отраслей, является запланированным. На этих встречах могут присутствовать и президенты стран-членов (их присутствие обязательно хотя бы раз в год), если речь идет об очень важные проблемы. Ротация руководства Совета происходит в алфавитном порядке каждые 6 месяцев [1, с 12].

Исполнительным органом МЕРКОСУР является Группа общего рынка. Этот орган является ответственным за реализацию решений, принятых Советом, и рассмотрение рекомендаций, представленных рабочими группами. В обязанности группы относятся:

- Контроль за выполнением договорных обязательств;

- Осуществление необходимых мер для выполнения решений, принятых Советом;

- Внесение предложений по эффективной реализации программы либерализации экономики, координации макроэкономической политики и сотрудничества с третьими странами;

- Разработка программ для обеспечения постепенного формирования общего рынка [1].

Группу составляют представители министерств иностранных дел, экономики, торговли и Центрального Банка - 4 человека из каждой страны и по 4 их заместители. На уровне представителей встречи происходят каждые 3 месяца, а на уровне координаторов - 1 раз в месяц. Решения в Группе общего рынка принимаются на основе консенсуса [15].

Сначала Асунсьйонський договор устанавливал (с марта 1991 года до декабря 1994 года) строгий план снижения тарифов для стран-членов. В течение этого переходного периода изучением отдельных отраслей экономики занимались 11 рабочих групп. После встречи в Оуро-Прето в 1994 году эти группы были трансформированы. С этого времени они изучают такие проблемы: коммуникации, горнодобывающую промышленность, технологии, финансы, транспорт и инфраструктуру, окружающей среды, промышленность, сельское хозяйство, энергетику, трудовые взаимоотношения, занятость и социальное обеспечения. В июле 1999 года были созданы еще 2 рабочие группы: Комитет по координации макроэкономики и Комитет по координации торговли. В этих группах работают представители бизнеса, ученые, представители профсоюзов, эксперты международных правительственных и неправительственных организаций.

Комиссия по торговле МЕРКОСУР является относительно новым органом, созданным Протоколом в Оуро-Прето. Задача Комиссии - контроль за торговыми отношениями между странам-членами, наблюдение за выполнением правил ведения торговой политики как между странами-членами, так и в отношении третьих стран, определенных Советом МЕРКОСУР. Она уполномоченное создавать комитеты (на данный момент 10), постепенно перебирать задачи, возложенные на рабочие группы. Комитеты принимают решения в виде рекомендаций. Также она наделена правом решать споры. Тот факт, что на Комиссию по торговле возложены такие важные обязанности, свидетельствует о незаурядной важность внешних и внутренних торговых отношений, особенно установки общего внешнего тарифа в течение начального этапа деятельности МЕРКОСУР. Комиссия подчиняется непосредственно Группе общего рынка [15].

Согласно расширение областей сотрудничества в рамках МЕРКОСУР появляются новые экономические, политические и социальные органы. Среди них Координационный комитет национальных профсоюзов MEР КОСУР, Комиссия по предпринимательству, парламентские комиссии.

В течение первого этапа работы организации был создан Совет по промышленности МЕРКОСУР. Ее членами были Промышленный союз Аргентины Национальный союз промышленников Бразилии, Промышленный союз Парагвая и Промышленная палата Уругвая. Целью Совета было ведение диалога между представителями сферы бизнеса по конкуренции. После встречи в Оуро-Прето создано Экономическое и социальное консультативный форум, который заменил Совет по промышленности. Форум контролирует механизмы регулирования торговой политики между странами-членами по третьих стран. В организационной структуре МЕРКОСУР нет судебного органа как такого. При возникновении споров относительно трактовки Асунсьйонського договора или выполнения обязательств предусмотрено созыва судебного органа ad-hoc. Его решение являются обязательными для выполнения странами-членами. В 1992 году Бразильским протоколом был введен механизм решения торговых споров, но он до сих пор не действует. На практике эти проблемы решает Комиссия по торговле.

Административный секретариат (со штабом в Монтевидео) начал работу 1 января 1997 года. Его голова избирается Советом общего рынка на 2 года. В компетенции Секретариата входит ведение архива организации и представления ежегодных отчетов Группе общего рынка [1].

3.1.3. Деятельность МЕРКОСУР

Деятельность МЕРКОСУР в области экономики и торговли.

Краткое описание бума во взаимной торговле Латинской Америки в 90-х годах даст возможность определить важность позиции МЕРКОСУР в этом процессе. В течение 1990-1994 лет общий экспорт из стран Латинской Америки и Карибского бассейна вырос с 123 млрд до 181 млрд долл.. В течение этого же периода экспорт между латиноамериканскими и карибскими странами вырос с 16 до 35 млрд дол., увеличившись примерно на 118%. В 1994 году экспорт внутри южноамериканского региона, за исключением Мексики, составил 28% (в 1990 году - 19%) от общего экспорта, в то время как доля экспорта в США уменьшилась с 47% до 25% [13].

Торговля внутри южноамериканского региона зависит, с одной стороны, от функционирования Андской группы и МЕРКОСУР, а с другой - от Чили - страны, не является полноправным членом ни интеграционного объединения. В течение 1991-1995 лет общий экспорт стран-членов Андской группы вырос с 27 до 40 млрд

долл. В течение этого же периода общий экспорт из стран МЭР КОСУР увеличился с 46 до 72 млрд долл.. (Увеличившись на 56%), а взаимная торговля внутри региона выросла на 210%. В 1991 году экспорт между странами региона составил 11% общего экспорта, а в 1995 году - уже 22%.

Итак, бум во взаимной торговле возник в основном благодаря увеличению объемов торговли в странах МЕРКОСУР и Андской группы а также Чили благодаря ее постепенной интеграции в МЕРКОСУР. Об этом свидетельствует тот факт, что 22% экспорта Чили приходится на Латинскую Америку (1994) и в течение 1991-1994 годов этот показатель возрастал ежегодно на 22%. Что касается других стран, то это прежде всего были члены ЕС (Табл. 2, 3).

Учитывая масштабы торговли, следует кратко ознакомиться с аспектами торговли МЕРКОСУР в течение переходного периода,



т.е. от подписания Асунсьйонського договора к Протоколу в Оуро-Прето.

Согласно договору, в течение переходного периода должен быть создан общий механизм либерализации экономики. Такие вопросы, как установление общего внешнего тарифа и координация макроэкономической политики, должны обсуждаться позже. В случае, когда снижение тарифов по тем или иным причинам не произошло бы до августа 1994 года, была разработана так называемая система адаптации. В рамках этой системы государствам выделялось 4 года для завершения процесса либерализации. Программа либерализации экономики была очень широкой. Она предусматривала постепенное, линейное, автоматическое снижение тарифов и ликвидацию всех других торговых барьеров. В общем, "до 1994 года предусматривалось снижение таможенных тарифов до нуля и полная либерализация торговли. Итак, на 1995 год общий внешний тариф составил в среднем 11%, колеблясь от 0 до 20%. Однако существовали исключения в телекоммуникации и информационном секторе, которые составляли 12% всей тарифной системы [15].

Будущее торговли в МЕРКОСУР зависеть от увеличения торговли промышленными товарами. Это позволит группе слабых стран (Уругвая и Парагвая) увереннее выходить на рынки. Ведь между Аргентиной и Бразилией торговля промышленными, особенно товарами пищевой, химической и машиностроительной промышленности,

развивается динамично. Именно поэтому на эти отрасли промышленности приходится от 60% до 70% иностранных инвестиций. Кроме того, особенностью МЕРКОСУР является то, что основными торговыми партнерами Уругвая и Парагвая есть 2 другие члены организации.

Сравнение динамики объемов внешнеторгового обор ту свидетельствует о значительном его рост в 90-х годах ХХ в., т.е. после создания МЕРКОСУР (табл. 4) [6].



Как уже упоминалось, ранее члены МЕРКОСУР искали партнеров за пределами Южной Америки. Сейчас ситуация изменилась. На первые места в списках важнейших торговых партнеров выходят страны-члены союза. Сотрудничество участников общего рынка не ограничивается только торговлей. Резко возросла их инвестиционная деятельность. У страны поступают прямые иностранные инвестиции, особенно в автомобилестроения. С инвестициями в эту отрасль пришли такие компании, как "Renault", "Daimler-Benz", "Volkswagen", "Hyundai", "Toyota", "Crysler", "Honda", "KIA", "FIAT" и другие [4].

Успехам МЕРКОСУР способствовала также его финансово-экономическая политика (табл. 5).



Уже в 1998 году почти 98% объемов торговли между четырьмя членами блока не облагается тарифами, которые до 2004-2006 годов будут полностью ликвидированы. Ранее считалось, что латиноамериканские страны проявляют больший интерес к НАФТА, однако случилось наоборот. Чили первой заключила договор с МЕРКОСУР в 1995 году. За ней статус ассоциированного члена получила Боливия, Заявили о своих намерения войти в МЕРКОСУР также Венесуэла, Колумбия, Перу и Эквадор. В октябре 1997 года они утвердили базовый проект договора об ассоциации с МЕРКОСУР и продолжают переговоры с официальными представителями общего рынка по перемещения товаров и организации контроля импорта.

Со времени основания организации объем торговли между странами-членами увеличился три, что подтвердило эффективность создания зоны свободной торговли и, соответственно, целесообразность привлечения новых партнеров на своем континенте. Поэтому в перспективе на основе расширения МЕРКОСУР планируется создание Латиноамериканской зоны свободной торговли (Лафти), к которой присоединятся другие латиноамериканские страны.

Социальное измерение МЕРКОСУР. Как упоминалось ранее, Асунсьйонський договор не содержал социальных вопросов. Предполагалось, что вопросы миграции и другие трудовые вопросы будут рассматриваться только после укрепления общего рынка. Хотя очень скоро ситуация изменилась и эти вопросы были включены в директивы.

В мае 1991 года, спустя 3 месяца после подписания Асунсьйонського договора, министры труда всех стран-членов МЕРКОСУР встретились в Монтевидео. Они подписали декларацию, в которой говорилось о необходимости решения социальных и трудовым вопросам с целью улучшения условий труда в этих странах. Тогда же было объявлено о создании Рабочей группы. Она начала работать с середины 1992 года [15].

Они также обязались сотрудничать в области обмена всей необходимой информации о национальном законодательстве в сферах занятости, социального обеспечения и трудовых отношений.

В связи с этим 26 июня 1992 в Ля Лекас была создана Рабочая группа № 11 для изучения трудовых отношений, занятости и социального обеспечения. После встречи в Оуро-Прето она стала Рабочей Группой № 10.

Не вызывает сомнения тот факт, что такое внимание к социальным вопросам является результатом следующему этапу интеграции в МЕРКОСУР - создание зоны свободной торговли. Ведь важно связь оплаты труда в государственных и частных структурах и конкурентоспособности этих структур на общем рынке. Кстати, этот вопрос был причиной участия развитых стран в торговых соглашение развивающихся. Свидетельством этого является, например, протоколы по трудовым вопросам, подписанные в рамках НАФТА по инициативе США.

Проблемы труда и социального обеспечения рассматриваться глубже только при условии дальнейшей экономической интеграции МЕРКОСУР. Внедрение, координация и гармонизация совместной трудовой и социальной политики станут возможными только при условии дальнейшего продвижения в направлении общего рынка. Кроме того, это произойдет только после просмотра миграционной политики в каждой из стран-членов. А в процессе создания общего рынка, который предусматривает свободное движение товаров, услуг и рабочей силы, возникнет потребность в создании "общего социального пространства", в рамках которого гарантироваться уважение прав и свобод каждого человека.

3.1.4. Внешняя политика МЕРКОСУР

Для полного постижения деятельности организации необходимо рассмотреть ее отношения с третьими странами.

Среди стран Южной Америки наиболее динамично эффективно отношения с МЕРКОСУР развиваются в Чили и Боливии. В течение 90-х лет невероятно развились торговые и инвестиционные отношения Чили с Аргентиной. Страны-члены МЕРКОСУР дают Чили понять, что она будет охотно принята в члены организации. Наибольшим препятствием для полного членства Чили является ее внешний тариф на уровне 11 %. В МЕРКОСУР он колеблется от 0 до 20% и составляет в среднем 11,3% [12].

Второй важной преградой является относительная стабильность экономики Чили сравнению с странами МЕРКОСУР, которые все еще пытаются достичь внутренней стабильности. Но, несмотря на это, de facto интеграция между Аргентиной и Чили достигла такого уровня, что колебания в определенных отраслях экономики одной страны испытывают ся в соответствующих отраслях другой. Чрезвычайно прочной является физическая интеграция Чили с Аргентиной (трассы, тоннели, газопроводы и т. д.). К тому же, Чили находится на пути МЕРКОСУР в страны Тихо океанского региона. Следовательно, независимо от того, станет Чили полноправным членом или нет, переговоры по дальнейшей интеграции Чили с МЕРКОСУР продолжаться.

В июне 1996 года, несмотря на оппозицию определенных кругов внутри стран, была подписано Соглашение между МЕРКОСУР и Чили о асоциноване членство. В частности, протестовали представители традиционного сельскохозяйственного сектора (пшеница, кукуруза, рис). Ведь в процессе переговоров для них был установлен график для совершенствования конкурентоспособности. В противном случае они были вынуждены переквалифицировать свой бизнес. Но этот договор нашел поддержку в Торговой палате Чили. Особенности решения Чили сотрудничать с МЕРКОСУР (даже без полного членства) получило импульс после долгих колебаний относительно участия в НАФТА.

Что касается Боливии, то хотя она является членом Андской группы, ее отношения с МЕРКОСУР, особенно с Бразилией и Аргентиной, очень важны. ее торговые и инвестиционные интересы очень отличаются между собой на региональном уровне. Это порождает важную стратегическую проблему для правительства Боливии, который пока неспособен решить, как примирить интересы Боливии в Андской группе и в МЕРКОСУР. В декабре 1995 года Боливия подписала первый договор с МЕРКОСУР, по так называемой исторического наследия (предоставленные в прошлом концессии). Но если бы Боливия стала полноправным членом МЕРКОСУР, она должна была бы денонсировать свой договор с Андской группы, поскольку МЕРКОСУР запрещает участие членов организации в другом региональном объединении. Поэтому с 1996 года Боливия является ассоциированным членом МЕРКОСУР.

Протокол Оуро-Прето содержит статью, в которой говорится о возможности заключения секторальных договоров с членами ALADI. Ее цель - максимальное сближение стран Южной Америки. Ведь еще в 1993 году Бразилия предложила создать Южноамериканскую зону свободной торговли. Кроме того, ведутся переговоры между

МЕРКУСОР и Андской группы по созданию зоны свободной торговли между двумя интеграционными объединениями. Если переговоры будут успешными, возможным будет следующий шаг - создание Южноамериканской зоны свободной торговли.

Также необходимо рассмотреть отношения МЕРКОСУР со странами Западного полушария. Первую половину 90-х годов можно охарактеризовать как этап сближения двух Америк, гармонизации межамериканских отношений, апогеем которой стала встреча главы 34 государств Западного полушария 10-13 декабря 1994 года в Майами. На встрече принято "Декларацию принципов партнерства для развития и процветания: демократия, свободная торговля и развитие на Американском континенте "и План действий из 100 пунктов, который провозглашал стремление создать до 2005 года Панамериканской зоне свободной торговли [3].

Однако уже вскоре после саммита в Майами оптимистичные надежды уступают значительно прагматичнее оценкам будущего континентальной зоны свободной торговли.

В 1995 году в Денвере (США) состоялась встреча министров иностранных дел Западного полушария. На ней речь шла о формировании к 2005 году зоны свободной торговли обеих Америк. На этой встрече МЕРКОСУР предложил создать 5 рабочих групп в тех сферах, из которых обычно начинается создание зоны свободной торговли (Доступ на рынок, инвестиции, торговля, таможенные процедуры и технические вопросы). США, со своей стороны, предложили создание 11 рабочих групп (включая проблемами окружающей среды и социальными вопросами). В результате было сформировано 7 рабочих групп по следующим направлениям: доступ на рынок, инвестиции, торговые санкции, таможенные процедуры, санитарные мероприятия, правила происхождения товара и технические вопрос [15]. К середине десятилетия расширения НАФТА становилось все проблематичным. Конгресс США фактически заблокировал вступление в нее Чили казалось решенным еще в 1994 году.

21 марта 1996 в Картахене состоялась встреча министров торговли. На этой встречи участники уже не проявляли такого энтузиазма, как раньше.

Одним из конкретных результатов этой встречи было создание еще четырех рабочих групп: государственных закупок, права интеллектуальной собственности, торговли услугами и конкуренции. Но в целом встреча не была результативной. Следующим шагом была встреча в Бразилии, и формально, и фактически была хозяином. Члены МЕРКОСУР поддержали ее позицию по достижению интеграции через подписание региональных соглашений, а не путем принятия новых обязательств, которые уже отражены на региональном и м