Электронный
методический кабинет

Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ)

Кучик • Международные экономические отношения (ru) 
2.3.1. Историческая справка

В январе 1981 года, вскоре после саммита Организации "Исламская Конференция" (ОИК) в Саудовской Аравии, ее лидеры официально объявили о создании Совета сотрудничества арабских государств Персидского Залива (ССАГПЗ, английское название - [Arab] Gulf Cooperation Council - [A] GCC). Идея создания организации принадлежала Саудовской Аравии, объединившая в Раде шесть государств Аравийского полуострова с подобными политическими институтами, социальными условиями и экономическим уровнем развития: Саудовскую Аравию, Кувейт, Катар, Объединенные Арабские Эмираты, Бахрейн и Оман.

Следует отметить, что видимо еще лет за десять до создания ССАГПЗ в регионе делалось несколько аналогичных попыток сформировать альянс примерно из такого же состава государств-участников. Его в разные времена предлагали независимо друг от друга, шах Ирана и президент Ирака. Но меньше государства Залива каждый раз видели в тогдашних инициативах иранского и иракского лидеров попытки навязать им гегемонию и протекционализм, поэтому с прохладой воспринимали предложения. Начало войны между Ираком и Ираном в сентябре 1980 года подтвердил их опасения и укрепил убеждение в необходимости создания собственного союза. Иракско-иранская война время заставила малые государства региона еще раз осознать свою уязвимость и ускорить процесс создания альянса, в частности со стороны Саудовской Аравии. Соседняя Народная демократическая республика Йемен (Аден) превратилась в зону повышенной активности левых сил. Там, по убеждению Саудовской Аравии, действовали центры по ВО "подготовки террористов. Вместе Северный Йемен (Сана) в начале 1980 года приобрел значительное количество советского вооружения и пригласил в страну более 300 военных советников. Советский Союз, активно разыгрывая йеменские карту, поощрял объединение НДРЙ и ЙАР. Тогдашние средства массовой информации обеих стран пестрели политическими декларациями и риторикой по поводу "сближения обоих частей одной Батькивщины "и их объединения. Несмотря на то, что такое объединение в то время было почти нереальным, Саудовская Аравия видела угрозу даже его гипотетической возможности.

Таким образом, на роль "полицейского" в регионе не мог претендовать ни революционный Иран, ни Египет, который надолго "дискредитировал" себя среди арабских стран Залива через подписание мирного соглашения с Израилем. Единственной большой силой, на которую могли опереться эти страны оставались США, но и эта альтернатива была проблемной. Даже тесные связи с Соединенными Штатами прилагали бы масла в огонь ненависти со стороны Ирана в страны Залива, особенно в контексте прямой поддержки Израиля со стороны США. К тому же некоторым странам Залива американский альтруизм в решении ближневосточных проблем казался более чем сомнительным. Как отмечал тогда английский аналитик Джозеф Мэлоун, что "арабы Персидского залива которых долгая память, имеют склонность сравнивать британскую политику в Заливе во время Второй мировой войны с американской концепцией Сил быстрого реагирования (Спор) в восьмидесятых годах ... Несмотря на признание поддержки консервативных антикоммунистических режимов, США - а значит и СБР - вызывают подозрения, в основе которых лежат скрытые намерения ".



Еще одну угрозу накануне создания ССАГПЗ для ее членов составлял Израиль, действовал и самостоятельно, и вместе с США, в соответствии с заключенными с этой страной "Секретных протоколов". Когда достоянием гласности стали израильские военные поставки (сначала запчастей для военных самолетов) революционном Ирана, несколько газет в странах Залива написали о том, что готовится ирано-израильский альянс, направлен прежде всего против них. Немалое беспокойство арабских стран Персидского залива вызвали и заявления самого аятоллы Рухоллага Хомейни о якобы особое миссию Ирана по "экспорта революции" к ним. Большая концентрация шиитов в нефтедобывающей Восточной провинции (аш-Шаркия) Саудовской Аравии, а также доминирующее шиитское население Бахрейна были положительным почвой для идей Хомейни в 1981 году в то время, когда там в декабре было совершено спонсируемой Ираном попытку государственного переворота. Следовательно, созданию ССАГПЗ способствовали сами внутри-и внешнеполитические обстоятельства и геополитическая ситуация в регионе. Однако и первая реакция мирового сообщества на формирование ССАГПЗ, соответственно, была преимущественно негативной. Президент Ирака Саддам Хусейн, который также питал идею создание аналогичной организации, где Ирак должен играть центральную роль, был явно недоволен, особенно учитывая значительный суммарный финансово-экономический потенциал стран Совета, который ставил Ирак в невыгодное финансовое положение. Оба Йемен - НДРЙ (Аден) и ЙАР (Сана) - открыто опротестовали создания ССАГПЗ, отметив, каждый со своей стороны, что из всех государств Аравийского полуострова только эти две страны остались за пределами организации. Они фактически обвинили ССАГПЗ в формировании силы, которая может напасть на две доведены до бедности йеменские государства. ЙАР (Сана) учитывая длинные и продолжительные отношения с Саудовской Аравией, обиделась на нее. Организация освобождения Палестины (ООП) подвергла ССАГПЗ сокрушительной критике.

Первые годы своего существования ССАГПЗ отметила повышенной активностью. В 1981 году Министерская совет уполномочил Султанат Оман подготовить исследование по проблемам национальной безопасности, а Кувейт - из региональных экономических вопросов. В том же году были на высшем уровне проведены конференции в мае (Абу Даби) и ноябре (Эр-Рияд), далее - в ноябре 1982 года (Бахрейн), ноябре 1983 года (Доха, Катар) и другие. Ноябрьский саммит 1983 одобрил предварительное решение Министерского совета, которое определяло ежегодный бюджет организации в объеме 25 млн долл. США, а также утвердил штат сотрудников штаб-квартиры ССАГПЗ в Эр-Рияде (не учитывая высшее руководство) в количестве 238 служащих. По оценке многих аналитиков, величайшего триумфа ССАГПЗ за первые три года своего существования достигла в области внешней политики. Именно под эгидой Совета было подписано соглашение между НДРЙ (Аденом) и Оманом (27 октября 1982 года). К тому времени она означала, по крайней мере теоретически, возвращение к сближению между соседями, двусторонние отношения между которыми были враждебными с 1967 года, когда Аден получил независимость и избрал марксистскую ориентацию. Южный Йемен спонсировал восстание в Дофара (Оман), более десяти лет продолжал антиоманську пропагандистскую кампанию. Еще до официальной инаугурации ССАГПЗ Кувейт и ОАЭ безуспешно пытались примирить близких соседей.

На сегодня суммарное население стран-членов ССАГПЗ составляет более 25 млн человек, совокупный ВНП превышает 210 млрд долл. США, запасы нефти - 53,5 млрд тонн. Ежегодные прибыли стран ССАГПЗ от продажи нефти и газа достигли в 1995 году 71 млрд долл.. США, а в 2000 году - 114 млрд долларов США. Общий

объем иностранных инвестиций стран-участниц ССАГПЗ составляет, по оценкам, 342 млрд долл. США.

Устав ССАГПЗ 25 мая 1981 на Первой совместной встрече глав правительств шести стран, которыми были Саудовская Аравия, Кувейт, Катар, Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ), Бахрейн и Оман в столице ОАЭ Абу-Даби подписан Устав и официально провозглашено создание ССАГПЗ. Договор призвано 22 статьи и подписан в одном экземпляре арабском языке.

В Уставе говорится о самой организации, ее структуру, цели и задачи, о порядок принятия решений. ССАГПЗ создавалась как организация закрытого типа, поэтому в ее Уставе не раскрыто принцип входа членства и выхода из организации.

В статье II указано, что штаб-квартира ССАГПЗ находится в Эр-Рияде (Саудовская Аравия), а встречи Совета должны проводиться в ней или на территории другой страны-участницы (ст. III).

Статья IV указывает, что главной целью создания этой организации является взаимная координация ее государств-членов в области экономики, промышленности, обороны т.д..

О членстве в Совете в статье V указано: "государствами-членами Совета являются шесть стран, принимавших участие во встрече министров иностранных дел, которая проводилась в Эр-Рияде 4 февраля 1981 ".

Статьи VI-XVI подают организационную структуру ССАГПЗ. Статья VI говорит, что руководящими органами организации являются:

1. Высший Совет с подчиненной ей Комиссией по вопросу урегулирования споров.

2. Министерская совет.

3. Генеральный Секретариат.

Статьи VII, VIII и IX определяют, что руководящим органом организации является Высший Совет, состоящая из глав государств-участников. Основной задачей этого органа является определение приоритетов политики организации, принятия решений и доведения их до выполнения подчиненным органам.

В статье X указано, что для урегулирования диспутов создается специальная Комиссия по урегулированию споров, которая подчиняется Высшему Совету и к которой могут входить члены ВР.

Об исполнительном органе организации, которым является Министерская совет, говорится в статьях XI, XII и XIII. В них указывается порядок принятия решений министерский советом, порядок проведения, основные задачи и обязанности, главными из которых является принятие конкретных решений и рекомендаций по расширению и углублению сотрудничества между странами-членами ССАГПЗ.

Статьи XIV, XV и XVI посвященные Генеральному Секретариату В них указано, что Генеральный Секретариат является исполнительным и административно-техническим органом, обеспечивает работу ВР и МР Состав Секретариата назначается Генеральным секретарем, хотя сам Генсек - Высшим Советом.

Для выполнения своих задач и обязанностей организация и ее персонал пользуются привилегиями и иммунитетами (ст. XVII). Совет и его институты на территории государств-участников имеют привилегии и иммунитеты, необходимые для выполнения функций и задач. Представители стран-членов в организации при выполнении своих функций, а также ее персонал пользуются дипломатическими привилегиями

2.3.2. Цель деятельности и организационная структура ССАГПЗ

2.3.2.1. Цель деятельности Совета

Согласно Учредительному договору целью и задачами Совета являются:

- Взаимная координация в области экономики, промышленности и обороны;

- Укрепление связей и расширение сфер сотрудничества между государствами-членами Совета и их народами;

- Содействие развитию индустрии, сельского хозяйства, науки и технологий;

- Создание научно-исследовательских центров;

- Поощрение экономической и торгового сотрудничества между представителями частных секторов стран-членов

- Сотрудничество между государствами-членами с целью унификации их законодательства в различных сферах;

- Согласование политик стран-членов в экономической, финансовой отраслях, сферах коммуникации, образования, науки и культуры.

- Согласование законодательств стран-членов.

2.3.2.2. Организационная структура ССАГПЗ

Организация и структура ССАГПЗ является близким отражение модели политических систем стран-членов. Собственно говоря, группа министров с каждой страны-участницы может функционировать как совет. Статья VI Устава организации определяет, что ее руководящими органами являются:

• Высшее Рада (ВР) с подчиненной ей Комиссией по урегулированию споров.

• Министерская совет.

• Генеральный Секретариат.

2.3.2.2.1. Высший Совет

Основным органом, который определяет и воплощает политику ССАГПЗ в жизнь, является Высший совет (ВР) на уровне глав государств. ВР собирается не реже, чем каждые полгода, поочередно в каждой стране-участнице ССАГПЗ за порядком арабского алфавита, но внеочередные сессии могут происходить и чаще по инициативе любого из глав государств-участников ССАГПЗ. Саммитами ВР являются встречи один раз в каждые два года. Сессия ВР считает легитимной, если на ней присутствуют 2/3 стран-участниц. Должность председателя ССАГПЗ течение года занимает глава государства, на территории которого созывалась очередная сессия. Первым председателем организации, ее Генеральным секретарем при инаугурации ССАГПЗ в мае 1981 года в Абу Даби избран Абдаллага Якуба Бислоя, который до этого более десяти лет представлял Кувейт в ООН и имел репутацию блестящего политика, особенно в юридических вопросах статуса Палестины. Еще в ноябре 1982 года на саммите ССАГПЗ в Бахрейне бислоя отметил, что "ССАГПЗ является современным воплощением исконного стремления к единению ... Понятие национальных границ и обычных барьеров чужды импортными товарами с Запада ". Президент ОАЭ шейх Заид ибн Султан Аль Нагаян занимал должность председателя ССАГПЗ в 1993 году.

Функции и задачи Высшего Совета следующие:

- Принимать решения по всем стратегически важным вопросам; - отвечать за общее планирования политики во всех областях сотрудничества;

- Определять политические, военные и экономические приоритеты деятельности;

- Назначать Генерального секретаря Совета;

- Утверждать бюджет Секретариата организации;

- Одобрять основы сотрудничества стран-членов с третьими государствами и международными организациями;

- Определять правила деятельности Комиссии по урегулированию споров и назначать ее персонал;

- Вносить поправки в Устав организации;

- Определять правила внутреннего распорядка ССАГПЗ;

- Рассматривать и изучать докладе Генерального секретаря;

- Рассматривать рекомендации и доклады Министерской совета.

Относительно голосования, то каждый член Высшего Совета (их шесть) имеет один голос. Решение и резолюции по Непроцедурные вопросам должны приниматься единогласно, а по процедурным - Могут одобряться большинством голосов.

2.3.2.2.2. Комиссия по урегулированию споров

Подчиняется Высшему Совету. На каждый отдельный случай назначается состав Комиссии ad-hoc. Если возникает недопонимание относительно толкования или имплементации Устава ССАГПЗ и если такой спор не решена в рамках Высшего или Министерской Совета, то Высший Совет может обратиться в Комиссию по разрешению споров, которая в При необходимости формируется из числа членов ВР.

2.3.2.2.3. Министерская совет

Министерская совет на уровне министров иностранных дел является основным исполнительным органом ССАГПЗ. Она проводит свои заседания ежеквартально. Могут проводиться также и чрезвычайные сессии по требованию любой страны-участницы организации. Встречи Министерской совета считаются законными, если на них присутствует 2/3 стран-членов. Министерскую совет в течение года возглавляет министр той страны, в которой в последнее проводилось совещание глав государств ССАГПЗ.

Основными функциями Министерской совета:

• Выработка рекомендаций, направленных на расширение и углубление сотрудничества между странами-членами.

Поощрение кооперации между представителями частного сектора стран-участниц, их торгово-промышленными палатами.

Подготовка повестки дня и предварительный просмотр вопросов, выносимых на заседание Высшего Совета.

Назначение по представлению Генерального секретаря организации его заместителей.

• Периодическое заслушивание и утверждение отчетов о работе Генерального секретаря ССАГПЗ.

• Развитие сотрудничества между Торговыми палатами стран-участниц.

Голосование в Министерской Раде. Каждый член министерской совета имеет один голос. Решения и резолюции по Непроцедурные вопросам должны приниматься единогласно, а с процедурных могут одобряться большинством.

При Министерской рады функционируют различные комиссии:

• Комиссия по вопросам экономического и финансового сотрудничества, ее направления деятельности:

1) развитие сотрудничества в валютно-финансовым вопросам;

2) поощрение движения капиталов и людей между странами-участницами;

3) поощрение развития торговли;

4) содействие развитию транспортных связей и коммуникаций.

• Комиссия социального и экономического планирования. В функции комиссии входит развитие сотрудничества в области социального и экономического планирования, координация национальных планов развития стран-участниц.

Комиссия по вопросам совместной обороны и безопасности. Военно-промышленная комиссия.

Комиссия по вопросам нефти. Учитывая ее особую важность, сформирована из состава министров иностранных дел, нефти и финансов стран-участниц. Комиссия координирует все аспекты планирования добычи нефти и газа, производства продуктов нефтехимии, их сбыта, установления цен и транспортировки, выработки единой нефтяной политики в отношении третьих стран и международных организаций. Комиссия по промышленному сотрудничества. Координирует планы индустриализации, придавая им значения взаимодополняющих и взаимовыгодных. Другой задачей Комиссии является изучение вопросов стандартизации промышленного законодательства. Комиссия разрабатывает также мероприятия, поощряют производителей в странах-участницах расширять выпуск продукции удовлетворения потребностей членов ССАГПЗ.

• Комиссия по культурным и социальным вопросам. Основными зав Данное комиссии является развитие сотрудничества в области образования, куль туры, здравоохранения, подготовки кадров и социального обеспечения, а также выработка единой для всех государств-участников политики в указанных областях.

• Консультативная комиссия. ее персонал состоит из тридцати граждан стран-участниц ССАГПЗ (по 5 человек с каждой), избранных на 3-летний срок за критерием опыта и квалификации. ее основной задачей является изучение вопросов, порученных Высшим Советом

2.3.2.2.4. Генеральный Секретариат

Главным исполнительным и административно-техническим органом ССАГПЗ является Генеральный Секретариат, в котором работает более 300 человек. Его работу возглавляет Генеральный секретарь, избираемый сроком на три года. Еще за полгода до окончания полномочий предыдущего Генерального секретаря Катар первым из стран Совета выдвинул свою кандидатуру на эту вакансию, однако она была отклонена на том основании, что должность Генерального секретаря ССАГПЗ переходит от одной страны к другой по принципу ротации в алфавитном порядке. Это, однако, вызвало протест Катара, эмир которого, шейх Хамад, отказался от участия в заключительном заседании 16-й сессии руководителей ССАГПЗ в декабре 1995 года.

Структура Генерального Секретариата

Генеральный секретарь назначается ВР на трехлетний срок с правом переизбрания только один раз. Генсек должен быть гражданином страны-члена ССАГПЗ и несет прямую ответственность за работу всего Генерального Секретариата.

Три помощника Генсека по политическим, экономическим и военным вопросам, а также глава делегации ССАГПЗ находятся в Брюс селе. Они назначаются МР за рекомендации Генерального секретаря, а руководители отделов Генерального Секретариата и их персонал назначаются Генеральным секретарем.

Основными функциями Генерального Секретариата являются:

Подготовка планов и программ по сотрудничеству и координации политик стран-участниц.

Подготовка периодических отчетов о работе организации.

Контроль за выполнением странами-членами резолюций и рекомендаций ВР и МР.

Подготовка отчетов и докладов по поручению ВР и МР.

Подготовка бюджета и закрытия счетов ССАГПЗ.

Подготовка встреч и повестки дня МГ.

Выдвижение предложений Председателю МР о проведении при необходимости чрезвычайных сессий Совета.

Административная структура Генерального Секретариата состоят из политического, экономического, военного, финансового, административного, правового отдела, отдела по делам человека и окружающей среды, внутреннего аудиторского союза, Информационного центра, Союза с административного развития, Отдела патентования.

2.3.3. Деятельность ССАГПЗ

2.3.3.1. Экономическая политика Совета

Программные документы ССАГПЗ акцентируют внимание на политико-экономическим вопросам расширения и ускорения торгово-экономической и производственной кооперации и интеграции стран-членов. Механизмом разработки и унификации инвестиционной стратегии ССАГПЗ является Инвестиционная корпорация Залива (ИКЗ, английское название - Gulf Investment Corporation), руководителем которой недавно избран государственного министра финансов и промышленности ОАЭ Ах-Мада Хумейда ат-Таира. Целью ИКЗ является финансирование проектов совместных предприятий во всех отраслях экономики. ИКЗ занимается также поиском инвестиционных возможностей во всем мире. ИКЗ участвует в финансировании 18-ти инвестиционных проектов и в их еспертизи. Штаб-квартира ИКЗ есть в Кувейте. В рамках ССАГПЗ функционирует также специализированная проектно стандартизационных Комиссия со штаб-квартирой в Эр-Рияде. За время своей деятельности она ассигновала средства на разработку проектно-сметной документации 574 объектов. Учитывая значительную количество совместных проектов стран-членов ССАГПЗ при Совете был создан также Техническое бюро по связям, штаб-квартира которого расположена в Бахрейне. При встречи в верхах в Эр-Рияде в ноябре 1981 года государства-участники ССАГПЗ подписали Объединенную экономическое соглашение (Unified Economic Agreement), которая определила основные направления экономической кооперации на долгосрочной основе. На треть той сессии в Манаме в ноябре 1982 года страны Совета договорились, что выполнение некоторых пунктов Соглашения начнется с 1 марта 1984 года. Поскольку уже тогда чувствовалась тенденция к снижению поступлений от нефти, ССАГПЗ осознала необходимость унификации экономической стратегии, в которой главное место отводилось бы концепции планового развития экономик стран Совета. На Соглашение возлагались немалые надежды, многие из которых так и не удалось реализовать в задуманном объеме. В соглашении, насчитывает 28 статей, содержатся положения о ликвидации таможенных пошлин и платежей между государствами-членами ССАГПЗ в тех случаях, когда товары в стране-экспортере имеют 40-процентную добавленную стоимость (ст. II и III). Предлагалось установить минимальную общую внешнюю тарифную сетку от 4% до 20% (ст. IV), согласовать экспортно-импортную политику, сформировать коллективные миротворческие силы, которые должны укрепить позицию государств-членов Совета в отношениях с иностранными поставщиками (Ст. IX), скоординировать политику в нефтяной отрасли (ст. XI), промышленности путем стандартизации промышленного законодательства, специализированно концентрировать промышленные предприятия в тех странах Совета, где для этого существуют соответствующие условия (ст. XII). Соглашение предусматривало также координации политики стран Совета в области технологий и подготовки квалифицированной рабочей силы (ст. XIV-XVII), формирование единого подхода к морскому, сухопутного и воздушного транспорта (Ст. XVII-XX), формирования инвестиционной стратегии, координацию монетарной, банковской и финансовой политики вплоть до введения в обращение общей валюты (ст. XXI-XXIII).

Одним из самых проблематичных и одновременно перспективных пунктов экономической Соглашения является статья XI, которая предусматривает координацию политики стран Совета в нефтяной и газовой отраслях. Члены ССАГПЗ обладают минимум двумя пяти мировых запасе нефти, но сложность заключается в том, что ресурсы шести стран Ра ди распределяются крайне неравномерно. Так, ни Бахрейн, ни Оман не имеют достаточных запасов, чтобы обеспечить себе членство в ОПЕК Членство в этой организации важно для получения экспортных квот на нефть. Например, Бахрейн из других членов ССАГПЗ вообще оказался в уникальной ситуации, когда длительное время не экспортировал сырой нефти, а полностью зависел от продажи переработанных нефтепродуктов. Проблемой для Совета также разную степень государственного контроля над всеми нефтяными запасами той или иной страны. Только Кувейта удалось национализировать все звенья экономики. Газ, производство которого тесно связано с переработкой сырой нефти, порождает все больше вопросов по оптимальным размещением в регионе соответствующих энергоемких предприятий, бесперебойное и надежное функционирование которых, в свою очередь, вызывает необходимость внедрения единой для всех членов ССАГПЗ системы энергоснабжения. Эта проблема впервые рассматривалась еще на четвертом саммите Совета в 80-х годах и с тех пор разговоры о создании объединенной системы энергосетей стран Совета не прекращаются. Предполагалось двустороннее осуществления проекта. Первый этап требовал ориентировочно 1940000 дол. для объединения энергосетей Кувейта, Саудовской Аравии, Катара и Бахрейна. Второй этап, стоимостью в 1,4 млн дол., Предусматривал подключение к системе ОАЭ и Заблуждение. Проект был в целом одобрен и получил поддержку глав государств-членов ССАГПЗ, но война в Персидском заливе 1990-1991 годах заставила страны Совета отложить его реализацию. Проблему удалось решить до сих пор, но уже через нехватки средств. Ведь в течение нескольких лет возросла стоимость материалов и работ, а также было подготовлено новое совместное исследование проекта единой энергосистемы ССАГПЗ как составной части объединенной энергосистемы всех арабских стран. С Учитывая это, для реализации проекта решено привлечь средства частного сектора.

С конца 80-х годов XX в. заметно возросло стремление стран Совета играть более активную роль в мировых хозяйственных связях, наблюдаются серьезные сдвиги в международной экономической политике ССАГПЗ, вырисовывается курс на отход от односторонней ориентации на Запад, стремление отыскать свое место в международном разделении труда, выйти за рамки региональных приоритетов, продемонстрировать свой политико-экономический и финансовый потенциал на мировом уровне, четко прослеживается линия на установление сбалансированных отношений с различными странами поиски новых рынков, в частности в Центральной и Восточной Европе.

Основными торгово-экономическими партнерами стран Совета является ЕС, Япония и США. Значительное внимание уделяется развитию связей с ЕС. Ратифицирована и вступила в силу с 1 января 1990 Соглашение о сотрудничестве, которое было подписано 5 июня 1988 года. Сегодня на ССАГПЗ приходится 35% всех иностранных инвестиций в ЕС, экспорт стран ЕС в Затоку превышает 13 млрд долл.. США. ССАГПЗ и ЕС на протяжении нескольких последних лет ведут переговоры по соглашению о свободной торговле. На пути ее достижения стоят такие преграды, как отсутствие унифицированных таможенных тарифов среди стран Совета и настоянию ЕС на введении налога на энергоносители. Саудовская Аравия, Оман, ОАЭ, Катар, Кувейт и Бахрейн ежегодно проводят переговоры о создании между собой общего рынка - основной цели их объединения в 1981 году в Совет сотрудничества, однако до сих пор не могут прийти согласия относительно единых таможенных тарифов, которые в этих странах колеблются от 4 до 20 процентов. Унификация таможенных тарифов среди самих стран-членов Совета - главная предпосылка, с позиции ЕС, для создания зоны свободной торговли между двумя группировками государств. Вместе с тем страны Совета добиваются беспошлинного доступа своих нефтепродуктах я на европейский рынок, рассматривая налог на энергоносители, на введении которого настаивают ЕС и США, как угрозу для доходов, которые они получают от нефти. Достижения соглашения о свободной торговле сдерживается также опасениями ЕС, в случае снятия 13-15-от-процентное налогов на нефтепродукции государств-членов ССАГПЗ европейский рынок будет наполнен дешевой продукцией с региона Залива, может негативно отразиться на нефтеперерабатывающей промышленности ЕС. Совет же настаивает на снятии тарифов как на нефтепродукты, так и на европейские товары. Время налог поднимет стоимость энергоносителей для конечных потребителей, что, в свою очередь, вызовет повышение цен на товары и услуги, экспортируемые в развивающиеся страны. Это должно негативно повлиять на торговлю, а следовательно и на экономическое развитие. В 1994 году ЕС дал, наконец, согласие на то, чтобы передать арабским странам Залива отдельные технологии, которые ставят целью создания индустриальной базы и диверсификации зависимой от нефти экономики. ЕС согласился включить страны Совета к своей "инвестиционной программы", которая поддерживает создание малых и средних совместных предприятий с участием обеих сторон. Программа должно положительно отразиться на экономиках стран Совета и способствовать повышению квалификации их рабочей силы, предоставить новые возможности для бизнесменов этих стран. Она направлена на развитие торговли между двумя сообществами государств и на поддержку тех проектов, которые эффективно способствовать расширению технического сотрудничества. Европейскими банками предусматривается финансирование промышленности, сельского хозяйства и услуг. По мнению аналитиков, этот шаг ЕС сделан В ответ на неоднократные просьбы ССАГПЗ по разработке совместных промышленных проектов и передачи технологий, диверсифицировало бы источники поступления их доходов. И все же ни ЕС, ни США и Япония - два другие главные партнеры ССАГПЗ - не проявляют особого энтузиазма относительно участия в крупных проектах в регионе Залива, рассматривая местный рынок как незначительный, а ситуацию в регионе как нестабильную. В обмен на технологии страны Совета предлагают потенциальным партнерам стабильные долгосрочные поставки сырой нефти. Несколько встреч с этому вопросу завершились безрезультатно, а нежелание ЕС помочь странам Совета технологиями вызывает нарекания со стороны этих стран, не устраивает, чтобы их рассматривали лишь как рынки сбыта товаров. Учитывая эти обстоятельства, отыскать свою специфическую технологическую нишу в странах Совета могла бы Украина.

Попутно можно отметить, что 18 мая 1996 Генеральный секретарь ССАГПЗ Джамиль Худжейлан встречался с Послом России в Саудовской Аравии с целью обсуждение путей развития отношений Совета с Россией. 2-4 ноября 1993 года в Дубаи под эгидой министерства финансов и промышленности ОАЭ, Организации промышленного развития ООН (ЮНИДО), Арабской корпорации инвестиционных гарантий (Arab Corporation for Investment Guarantees), Всемирного Банка, Экономического Департамента Дубая и Федерации Торгово-промышленных палат ОАЭ состоялся симпозиум по вопросам инвестиционной политики в арабских странах. Главная цель симпозиума - активизировать содействие межарабский инвестициям и создать специальный орган для выполнения этой задачи, Участники симпозиума обратились к арабским странам с призывом пересмотреть инвестиционную стратегию, содействовать внутренним инвестициям и сдерживанию оттока капитала за пределы региона. По оценкам Арабской лиги, ООН, Всемирного банка и других институтов, арабские инвестиции в арабских странах составляли в 1993 году около 26 млрд дол. США. Время арабские активы по рубежом достигали 680 млрд долл.., к которым добавлялось 100 млрд долл.. в форме частных вкладов арабских граждан в иностранных банках. Зарубежные активы, которые принадлежат большей частью арабским странам Персидского залива, включали около 200-300 млрд дол. в ценных бумагах и около 260 млрд долл.. в банковских депозитах. Важным фактором переориентации инвестиционной политики из развитых стран Европы и Америки является затяжной экономический спад, снижение показателей темпов экономического роста в них до уровня который значительно отстает от темпов роста азиатских стран, например Индии, в конечном итоге приводит к снижение доходов от инвестиций. В то же время, экономика стран-членов ССАГПЗ требует дополнительных капиталовложений с учетом необходимости преодоления в их развития почти 90-процентной зависимости от экспорта нефтепродуктов.

Сегодня на повестке дня в странах ССАГПЗ стоит вопрос диверсификации экономики, что невозможно без дополнительных инвестиций. С целью обеспечения притока дополнительных инвестиций в страны ССАГПЗ было рекомендовано три важнейших меры, а именно: создание в этих странах более благоприятного инвестиционного среды, обеспечение инвестиционных возможностей в виде конкретных инвестиционных проектов и создания эффективного органа содействия инвестиционной деятельности. В 1993 году, несмотря на сокращение поступлений от продажи нефти и нефтепродуктов, экономический рост стран ССАГПЗ составил более 6%. Валовой национальный продукт (ВНП) стран Совета достиг 201 100 000 000 дол. по сравнению с 190,4 млрд дол. в 1992 году, что свидетельствует о его рост на 5,6%. Положительные темпы роста зафиксированы во всех странах-членах Совета, но они значительно отличаются между собой учитывая существенные колебания добычи нефти в каждой из них. Крупнейшие темпы роста зафиксированы в Кувейте. Увеличение объясняется значительным ростом добычи нефти в стране после того, как ОАЭ завершили в Кувейте ремонтные работы в нефтяной отрасли, которая серьезно пострадала в результате иракского вторжения. В Саудовской Аравии зафиксирован низкие темпы роста. В ОАЭ, занимающих второе место в арабском мире по добыче нефти, зафиксированы аналогичные темпы роста.

Положительные темпы роста были зафиксированы в 1993 году и в других государствах-членах ССАГПЗ. Несмотря на то, что средние темпы роста в странах Совета были выше, чем среднемировые, во ни остаются значительно ниже достигнутых в середине 70-х - начале 80-х годов. Большинство государств ССАГПЗ тогда сообщали, что рост в их экономиках составлял от 10 до 15% в год

в связи с массовыми капиталовложениями в инфраструктуру. Однако, после 1993 года в некоторых странах ССАГПЗ начали фиксироваться отрицательные показатели, вызванные колебания цен и неблагоприятной конъюнктурой на мировом рынке нефти. Это заставило большинство из них пойти на определенное стимулирование промышленности, ее дивесификацию, а также осуществить определенные реформы, включая приватизацию. Промышленное производство за последние несколько лет постоянно росло преимущественно за счет значительных инвестиций. Рост зафиксирован и в торговле и сельском хозяйстве. Вместе с тем поступления от нефти в реальных долларовых ценах уменьшилось в связи с резким падением номинальных цен на сырую нефть почти до уровня 1973 года. Однако ОАПЕК ожидала повышения цен на нефть в последующие годы, что подтверждается современными тенденциями. ОАПЕК, базирующаяся в Кувейте и в которой входят Саудовская Аравия и девять других ключевых арабских стран-производителей нефти, отмечала, что цены на нефть начала 90-х годов эквивалентные 6 дол. в реальном подсчете на 1973 год, когда цена на нефть составляла в среднем 3,1 долл. за баррель. "Это означает, что в то время, как номинальные цены на нефть с 1973 года по 1993 год выросли почти в пять раз, реальная цена увеличилась лишь на 95% ", - отмечала в своем ежемесячном бюллетени эта организация. Упомянутые события сопровождались изменениями в уровнях экспорта нефти странами-членами ССАГПЗ. их доходы в реальных ценах выросли в 1980 году, перед тем как начали снижаться и достигли рекордно низкого уровня в 23 млрд долл.. в 1986 году. От такой ситуации особенно пострадала Саудовская Аравия - крупнейший производитель и экспортер сырой нефти в мире. Ее доходы в текущих ценах уменьшились.

Падение цен на нефть в Саудовской Аравии привело также сокращение ее производства. С пикового уровня в 12 млн баррелей в день в 1980 году, страна, контролирует четвертую часть добычи сырой нефти в мире, начала добывать в среднем 5 млн баррелей в день после 1986 года до того, как ей удалось постепенно нарастить добычу до 8 млн баррелей в день в 1990 году. Передбачилось, что это повышение покроет расходы примерно 4 млн баррелей в день в связи с прекращением поставок из Ирака и Кувейта во время войны в Персидском заливе. Между тем в центральной части Саудовской Аравии, южнее Эр-Рияд, обнаружены два новых

нефтяных поля. За последние годы в этом районе королевства целом открыто 9 новых неф