Электронный
методический кабинет

Содружество Независимых Государств

Кучик • Международные экономические отношения (ru) 
1.1.1. История формирования СНГ

История человечества стала свидетелем гибели всех великих империй. Исчезновение Советского Союза с политической карты мира - одна из важнейших событий второй половины XX века. Под давлением внутренних и внешних проблем развалилась сверхдержава, которая почти 70 лет существенно влияла на ход международных событий.

Распад СССР обусловили как объективные, так и субъективные причины. Несмотря на формально закрепленное Конституцией право союзных республик на государственный суверенитет, Союз ССР фактически был унитарным государством, созданной как високоценрализована, тоталитарная и авторитарная системы, несовместима с принципами демократии.

Насильственно внедряя причудливую идею слияния всех наций в одну и создание "Советского человека нового типа", - без национального сознания, языка и культуры, - КПСС отрицала общечеловеческие демократические ценности и принципы общественной жизни. Но ни единое экономическое пространство, ни стремление партийной номенклатуры создать сообщество без национальных признаков не могли преодолеть разногласий между различными регионами страны. Всего это проявилось в условиях нарастания кризиса в экономике СССР и ослабление "руководящей роли" КПСС. Тогда очень четко вырисовывались различия между Украиной, Балтии, Закавказьем, Средней Азией и центральной частью России. Эти различия и стали основой для выделения, а затем и отделение республик.

Вследствие этого возник ряд внутренних и внешних факторов, ускоривших распад Советского Союза.

Среди внутренних следует назвать прежде однопартийность, уже только своим содержанием отрицала возможность существования альтернативных институтов, взглядов, мыслей.

Среди экономических факторов предоставлялось преимущество политическим, командным, а не рыночным методам управления народным хозяйством. Критической точки достигли диспропорции экономического развития республик, регионов, областей.



В социальной сфере усиливался процесс отчуждения народа от власти и собственности. Господствующая идеология все больше превращалась в догму, не соответствовала требованиям времени, современной ситуации в мире.

Все это в середине 80-х годов XX в. обострило "хроническую болезнь" советского общества - застой.

На международной арене обострялась "холодная война". Запад пытался экономически ослабить СССР. Распада же этой гигантской государственной структуры он откровенно опасался, ибо под ее обломками, вследствие неизбежного ядерного конфликта, могла быть похоронена вся мировая цивилизация. Поэтому, не прекращая различных взрывных мероприятий, Запад в последние годы существования СССР эволюционировал от доктрины крестового похода против коммунизма к политике налаживания широкомасштабных дипломатических переговоров по острых международных проблем.

Советский Союз, находясь в состоянии глубокого застоя, все же не корректировал собственной внешней политики. Ахиллесовой пятой советского общественного строя стала война в Афганистане. Вмешавшись в дела суверенного государства, решив на ее территории настоящую бойню, СССР был подвергнут широком международном осуждению.

Война в Афганистане, как и революционная борьба в других странах мира, оказалась бездонной бочкой, советская гегемония в Восточной Европе не давала дивидендов. Стратегия Горбачева заключалась в том, чтобы, сначала ликвидировав присущую "Холодной войне" атмосферу страха и ненависти, в которой процветала старая система, перейти к более сложным проблемам внутреннего реформирования.

Сокрушительный удар по экономике страны нанесла скоординированная Западом широкая кампания по резкому сокращению поступлений в Советский Союз твердой валюты от экспорта сырья. Еще в январе 1981 года директор ЦРУ У. Кейси в докладе Президенту США Р. Рейгану сообщал: "Это очень серьезно. Ситуация хуже, чем мы себе представляли. Я хочу, чтобы вы сами увидели, насколько больна их экономика и насколько легкой мишенью они могут стать.

В экономике полный хаос. В Польше восстание. Они застряли в Афганистане, Кубе, Анголе и Вьетнаме. Империя для них самих стала обузой. У нас есть исторический шанс - Мы можем нанести им серьезный ущерб "[16, с 143].

Эта программа и стала реализовываться летом 1985 года, когда Саудовская Аравия резко увеличила добычу нефти. За считанные недели он вырос с двух до шести, а вскоре - до девяти миллионов баррелей ежедневно. Мировые цены на этот важный энергоноситель сразу же стали демпинговым. Если раньше баррель стоил 30 дол., То за пять месяцев его цена упала до 12 долл. Страны, потреблявших нефть (те же США), получили сотни миллионов долларов прибыли. Для Советского Союза такое падение цен на нефть и газ грозило неминуемой катастрофой. Валютные запасы резко сократились. Дефицитным стал торговый баланс экспортных операций СССР. Чтобы выровнять ситуацию, пришлось удвоить объемы продаж золота.

Советский Союз держал одно из первых мест по масштабам и ассортимента мировой торговли оружием. ее покупали в основном богатые нефтедолларами страны Ближнего Востока. В 70-е годы объем продаж советского оружия за рубежом вырос пять раз и продолжал оставаться на высоком уровне и позже. Когда же цены на энергоносители упали, поступления нефтедолларов в страны Ближнего Востока резко сократилось. Как следствие, в 1986 году СССР не досчитался 2 млрд долл..

Соединенные Штаты пошли еще на один беспрецедентный шаг. Они в течение года на четверть искусственно снизили курс доллара. Девальвация помогла выровнять экспорт США, но соответственно на четверть сокращался внешнеторговый оборот Советского Союза. Финансовое положение СССР приблизилось к критическому уровню. Теперь не было за что покупать промышленные и продовольственные товары, оборудование, основанное на передовых технологиях. Пришлось отказаться от реализации намеченных общегосударственных проектов. За всю историю своего существования Советский Союз впервые попал в зависимость от зарубежных займов.

Существенно подрывала советскую экономику гонка вооружений. Пытаясь постоянно держаться в этой сфере на должном уровне СССР изнурял свою и без того слабую, нестабильную хозяйственную систему.

Кроме того, с начала 80-х годов Запад вел против СССР обеспеченную солидными средствами широкомасштабную так называемую психологическую войну, направленную на поддержание в стране атмосферы страха, недовольство мерами властей.

Реформировать то, что не выдерживало испытание временем, попытался после прихода к власти весной 1985 года М. Горбачев. Однако, как это часто бывало в истории советского государства, за дело взялись без глубокого изучения положения вещей, реальных, перспективных разработок путей преодоления недостатков. Перестройка, гласность, новое политическое мышление - эти полные надежды лозунги не имели конкретного, а главное, четкого программного подоплеку. Поэтому, вместо улучшения положения во многих сферах общественной жизни, оно лишь ухудшалось. Советскую систему без радикального преобразования общественно-политического строя реформировать не удалось. У нее "не вписывались" ценности рыночных отношений, различные формы собственности, открытость внешней политики.

Внутри страны каждый раз действеннее заявляли о себе новые лидеры и элиты нерусских республик. Однако политическая ситуация в каждой из них состояла по-разному. Решительно были настроены народы Балтии. Не по собственной воле оказавшись в составе СССР, они постоянно напоминали о своем непреодолимое желание выйти из него. Литва стала лидером освободительного движения в Советском Союзе.

Ко второй группе можно отнести Азербайджан, Грузию, Молдавию, где также достаточно широко развернулось массовое движение за полный суверенитет. Значительной степени его усилила появление танков на улицах Баку и Тбилиси при подавлении достаточно мирных выступлений и демонстраций. Люди четко осознали, что единственной гарантией избежать таких варварских методов с целью спасения империи выход из нее.

Своеобразная ситуация сложилась в Украине. Политическая элита, стремясь больше привилегий и прав для себя, выражала глухое недовольство всевластием Кремля. Однако она совсем не думала о суверенитете. По-другому была настроена значительная часть украинской интеллигенции. Почувствовав ослабление власти центра, она где далее громче выражала протест против политики партии в га лугу образования, науки, культуры, употребление родного языка. Именно эти деятели создали оппозиционное власти "Рух" и повели целенаправленную деятельность по получению суверенитета Украины.

Итак, к моменту распада в СССР сложилась специфическая ситуация Лишь часть элиты и большинство коренного населения балтийских республик выражали откровенное желание стать независимыми. Другие народы вели сдержанно, хотя недовольство накопленными проблемами все чаще прорывалось наружу.

В каждой республике жила значительная часть национальных меньшинств. Особенно раздражала их присутствие народы немногочисленных по количеству коренных жителей республик. Именно этнический момент мог стать и наконец какой-то мере стал тем взрывчаткой, заложенной под строительство до недавнего времени такого крепкого СССР.

Первым возник армяно-азербайджанский конфликт, вспыхнувший из-за проблем Нагорного Карабаха. Симптоматично то, что эта межнациональная стычка была первой на территории еще целостного СССР. Война велась между двумя союзными республиками, которые входили в состав одного государства. Непримиримость сторон, ожесточенность боевых действий объяснялись и ослаблением регулирующего влияния центральных органов власти.

Ожесточенными и кровавыми стали грузино-абхазский и грузино-осетинский конфликты, вооруженное столкновение между Северной Осетией и Ингушетией. Собственная элита сознательно натравливала людей на чужаков, которых обвиняли во всех бедах. Огромными усилиями удалось избежать двух глобальных конфликтов, которые могли вспыхнуть из-за российско-украинский конфликт за статус Крыма и восточноукраинских земель. Не менее опасным мог стать и конфликт в северных и восточных районах Казахстана, где проживают преимущественно русские.

Таким образом, изменения, назревали в СССР, имели не просто локальное значение, а глобальный геополитический характер и неизбежно должны были повлиять на мировое устройство.

Примерно с 1988 года центр потерял возможность влиять на экономические процессы. Все больше звучало мнений о необходимости реформирования основу политического жизни страны. Понимая, что избежать этого не удастся, М. Горбачев сам на 3-м съезде народных депутатов в марте 1990 года внес предложение отменить статью 6 Конституции СССР о руководящей роли КПСС. На этом съезде М. Горбачев был избран Президентом страны.

Центральная власть теряла позиции. Весной 1990 года выборы в республиках Балтии принесли победу политическим движениям, которые выступали за полный суверенитет вне пределами СССР. Укрепили свое положение национально-демократические силы в парламентах Украины, Молдовы, Беларуси, других республик. Знаменательным стал

так называемый парад суверенитетов, начало которому дала Литва, Верховная Рада которой 11 Март 1990 провозгласила восстановление полного государственного суверенитета. А впоследствии в течение 1990 года почти все республики, среди которых одной из первых была РСФСР (12 июня), приняли декларации о государственном суверенитете. Такой документ 16 июля 1990 приняла и Верховная Рада Украинской ССР.

Убедившись, что СССР неустанно идет к распаду, и желая крайней мере сдержать этот процесс, М. Горбачев и его окружение решили провести всенародный референдуме 17 марта 1991 года Вопрос в бюллетене формулировалось так, что участники голосования могли высказаться в поддержку идеи обновленной федерации. Как всегда, акции предшествовала мощная пропагандистская кампания, в результате чего более 3/4 участников референдума проголосовали за сохранение Союза ССР. Но в референдуме официально не приняли участие Грузия, Армения, Молдова, республики Балтии.

Однако итоги референдума не остановили процесс распада СССР. Тогда М. Горбачев сделал другой тактический шаг. 23 апреля 1991 он сумел подписать в подмосковной резиденции Ново-Огарево соглашение с руководством девяти союзных республик - Азербайджана, Беларуси, Казахстана, Кыргызстана, России, Таджикистана, Туркменистана, Узбекистана, Украины. В этом соглашении, известном как "Заявление 9 + 1", декларировались принципы нового союзного договора. По результатам соглашения была напечатана совместное заявление о неотложных мерах по стабилизации ситуации в стране и преодолению кризиса. Однако, на фоне противостояния Горбачев - Ельцин между парламентами СССР и России развернулась настоящая "война законов", которая парализовала любую конструктивную деятельность и родила откровенный вакуум власти.

Работа над проектом нового союзного соглашения вызвала много противоречий - не только между центром и республиками, но и внутри союзных субъектов. Горбачев стремился создание Союза Суверенных Государств (ССГ) как федерации, которая должна регулироваться конституции союзного образования, ибо в противном случае вся полнота власти принадлежала б республиканским лидерам.

После длительных дискуссий 23 июля 1991 в том же Ново-Огарево принято проект соглашения о создании ССГ. Дата ее окончательного подписания - 20 августа 1991 года Проект документа изобиловал противоречиями. Не решался вопрос о статусе шести республик - Армении, Грузии, Молдовы, Эстонии, Латвии и Литвы, вообще не собирались подписывать союзный договор. Накануне официального представления текста Украина дала понять, что при любом решении спорных вопросов не подпишет соглашение до принятия собственной Конституции. Республики Средней Азии втайне от центра заключили между собой двусторонние соглашения. При таких условиях у руководства страны возникло немало сомнений в возможности принятия соглашения о ССД. С целью опережение нежелательного развития событий делается крайний шаг - попытка государственного переворота.

Подготовка к путчу велась заранее. В июне 1991 года на закрытом заседании Верховного Совета СССР глава Кабинета Министров страны В. Павлов, министр обороны Д. Язов, председатель КГБ В. Крючков, министр внутренних дел Б. Пуго выдвинули предложение о предоставлении Кабинету Министров чрезвычайных полномочий. А 19 августа 1991, накануне подписания соглашения о ССД, они еще с четырьмя руководящими лицами государства объявили о создании Государственного комитета по чрезвычайному положению (ГКЧП).

Заявив о том, что М. Горбачев, находясь на отдыхе в Крыму, "по состоянию здоровья не может исполнять свои обязанности ", ГКЧП раскрыл свое намерение восстановить порядок в стране и предотвратить распад СССР. Чрезвычайное положение вводилось на полгода, внедрялась цензура, запрещались оппозиционные издания. Комитет состоял из восьми человек. Председателем они избрали заместителя Горбачева Г. Янаева. Мероприятие было настолько озадачен, что некоторые - в частности и президент - начали налаживать хорошие отношения с путчистами [10, с 729].

Но свое дело они проиграли за каких-то три дня - как из-за плохой ее организацию, так и через энергичные действия Б. Ельцина. Он сидит в "Белом доме" российского парламента, а впоследствии, поддержан значительным толпой, решился выйти к танкам, обратился со средне к солдатам, призвал жителей Москвы в всеобщей забастовки.

Провал попытки государственного переворота ускорил развал СССР.

М. Горбачев быстро терял свое влияние и власть. Отменяется большинство центральных государственных органов. Сразу после провала путча восемь республик заявили о своей независимости. В частности,

24 августа 1991 Верховная Рада УССР приняла Акт провозглашения независимости Украина, по которому бывшая союзная республика стала суверенным государством. Балтийские республики, уже признали мировым сообществом как независимые государства, добились тому 6 сентября 1991 Государственный Совет СССР по инициативе М. Горбачева проголосовала за признание самостоятельности Эстонии Латвии и Литвы. Так на смену "Парад суверенитетов" пришел "парад независимости".

Под давлением обстоятельств М. Горбачев вынужден был покинуть по саду Генерального секретаря ЦК КПСС и распустить ее централь ный комитет. Деятельность Коммунистической партии сначала было приостановлено, а вскоре и запрещена.

Вопросы экономического сотрудничества были вынесены также на последний в истории СССР 5-й чрезвычайный съезд народных депутатов, начал заседание 2 сентября 1991 в Кремле. В настоящее время все поняли, что распад СССР уже произошел, поэтому в центре внимания были экономические проблемы. Депутатов беспокоила разорванность хозяйственных связей, которая уже наносила большой ущерб. Они попытались создать структуры, которые бы компенсировали имеющиеся и возможные потери. Выдвигаются предложения организации конфедеративной Верховного Совета СССР, которая должна формироваться из делегаций республик, а также межреспубликанских экономического комитета, который должен был действовать на паритетных началах. Аморфность и нежизнеспособность этих органов была очевидной.

Парафирование межгосударственной экономической соглашения Верховным Советом СССР 6 ноября 1991 года реанимировало надежды союзного центра в дополнение хозяйственных договоренностей политической союзом. 14 ноября по инициативе М. Горбачева лидеры семи бывших республик (Узбекистан отказался) достигли договоренности о создании Союза Суверенных Государств, а Украина вынесла вопрос на всенародное обсуждение. 1 Декабрь 1991 более 90% принявших участие в референдуме, подтвердили Акт о независимости.

Это событие М. Горбачев воспринял как трагическую, которая привела страну в состояние опасности. В противовес ему Ельцин опубликовал заявление о признании независимости Украины.

8 декабря 1991 в Беловежской Пуще в Беларуси лидеры Российской Федерации, Украины и Беларуси приняли решение о прекращении существования СССР и создание Содружества Независимых Государств (СНГ). "Мы, Республика Беларусь, Российская Федерация (РСФСР), Украина как государства-учредители Союза ССР, подписавшие Союзный Договор 1922 года, далее называемые Высоких Договаривающихся Сторон, констатируем, что Союз ССР как субъект международного права и геополитическая реальность прекращает свое существование ", - такая преамбула" Соглашения о создании Содружества Независимых Государств "[31].

25 декабря 1991 М. Горбачев сложил свои полномочия Президента СССР. ЗО декабря на встрече глав СНГ в Минске принимается решение об окончательном отмены государственных структур СССР.

Предыстория подписания договора началась с сообщения в одной из газеты 11 Декабрь 1991: "Два выходные в правительственной резиденции" Вискули ", что в Беловежской Пуще, лидеры трех государств - России, Беларуси и Украины вели абсолютно тайные переговоры: в Москву время от времени поступала короткая и непонятная информация. А украинское телевидение молчало, сообщая в очередных выпусках УТН, что творческая группа находится в Борисполе и ждет возвращения Л. М. Кравчука ... "[ЗО, с 264].

После приглашения Шушкевича, Кравчук в составе незначительной делегации (Премьер-министра В. Фокина, уполномоченного представителя Украины в России В. Крыжановского т.д.) прибыл в Беларусь. С Б. Ельциным прилетела делегация: Бурбулис, Шахрай, Гайдар и другие. Он передал Л. Кравчуку желание М. Горбачева создать союз с элементами федерации и конфедерации.

Итак, в ходе переговоров "беловежские зубры" (как их потом назовут, в народе) пришли к выводу, что Союз в такой форме, как сейчас, больше существовать не может. Который же смысл было подписывать это соглашение, если украинский народ проголосовал за независимость? Но и просто уничтожить Союз было невозможно. Как сказал Л. Кравчук: "Если мы выйдем к народу и объявим, что Союза нет, а на его место ничего не предложим - взрыв неизбежен. Нужный вариант переходный "[ЗО, с 269].

Плодотворно искали название нового образования. Предлагался и Союз Суверенных Республик, и Союз Суверенных Государств, Содружество Демократических Государств, то есть СДД, но потом было решено, что государства еще не должным демократическими. Поэтому объединение получило название Содружества Независимых Государств (СНГ).

Работа над подписанием Декларации о создании СНГ длилась шесть часов. Как сказал Кравчук: "Не каждая империя так бескровно и мирно заканчивала свои дни" [ЗО, с 269]. В основу этого документа были положены Договор 1990 года о украинские-российское сотрудничество, а за ночь с 7 на 8 декабря подготовлено проект коллективного заявления.

Спорным стал вопрос легитимности решения роспуска Союза без участия союзного президента и представителей других республик. Но было решено, поскольку Россия, Украина и Беларусь стояли у истоков Союза, то они имели на это право. И действительно, согласно конституциями своих республик, они имели право подписывать межгосударственные и международные договоры (п.10 ст.121 -125 Конституции Российской Федерации 1978 года, п. 8 ст. 114-115 Конституции Украины 1978 года) и никаких дополнительных полномочий для этого не нужно [12, с 137].

А имели право всего лишь три республики из двенадцати, оставшихся после восстановление государственности прибалтийских стран, объявить о прекращении существования СССР? В этом, бесспорно, и заключается несовершенство принятой соглашения, ведь это было откровенное пренебрежение мнением остальных полноправных членов Союза. Но, учитывая политические реалии, когда фактически и юридически в Союзе остались только Россия и Казахстан, возникла необходимость принять срочные меры, чтобы предотвратить неконтролируемом распаду государства и формировать новую правовую основу для дальнейшего сосуществования республик.

В соглашении о создании СНГ отмечалось, что на территории государств, которые подписали, не допускается применение норм права третьих государств, в том числе и Союза ССР, а деятельность его органов власти прекращается. Три страны провозгласили неприкосновенность границ в рамках Содружества, гарантировали их открытость и свободу передвижения граждан. Стороны решили сохранить объединенное командование общим военно-стратегическим пространством. Соглашение провозглашалась открытой для присоединения всех государств бывшего СССР. В принятой параллельно с Соглашением трехсторонний заявлении отмечалось, что страны пошли на такой шаг, потому что "переговоры о подготовке нового Союзного договора зашли в тупик ", а" недальновидная политика Центра привела к глубокому экономическому и политическому кризису ".

Процесс ратификации соглашения о создании СНГ происходил до сить сложно. В Верховной Раде Украины обсуждения этого документа было чрезвычайно острым. И все же 288 голосами из общего количества 367 депутатов, присутствующих на заседаниях, Верховная Рада Украины 10 декабря 1991 ратифицировала Соглашение, но оговорками из 12 пунктов. В них говорилось о необходимости защиты самобытности национальных меньшинств (ст. 3), соответствующую правовую базу для непосредственного контактирования граждан СНГ и передачи информации (ст. 5), дополнялась ст. 6 о том, что все страны стремятся ликвидации ядерных вооружений, всеобщему и полного разоружения под строгим международным контролем, а также обязуются проводить согласованную политику социальной защиты и пенсионного обеспечение военнослужащих и их семей. Ст. 7 Соглашения считалось целесообразным добавить, что координационные институты создаются на паритетной основе, а их рекомендации принимаются с общего согласия. По ст. 9 споры и применения норм настоящего Соглашения должны решаться путем переговоров на основе международного права. Ст. 11 предлагалось изъять как тавтологично. Преамбуле рекомендовалось вставить слова "территориальной целостности и неприкосновенности границ ". Таким образом, оговорки свидетельствуют, что Украина на основе норм международного права пыталась всячески противодействовать превращению СНГ в сверхгосударственную структуру.

Большинство поправок были направлены на приведение пунктов Соглашения в соответствие международным нормам и обеспечение независимости Украины как субъекта международного права. Подобные поправки были приняты белорусской и российской сторонами. После длительного и острого обсуждения 10 декабря 1991 Соглашение о создании СНГ ратифицировала Верховная Рада Беларуси, а 12 декабря 1991 года - Верховный Совет РСФСР.

20 декабря 1991 Верховная Рада Украины приняла заявление "По поводу заключения Украиной соглашения о Содружестве Независимых Государств ", в которой отрицалась возможность функционирования СНГ как государственного образования. Отмечалось, что Украина создавать открытую экономическую систему путем внедрения собственных таможенной, банковской служб и денежной единицы. Границы Украины провозглашались неизменными и неприкосновенными. 13 декабря того же года президенты азиатских республик бывшего СССР заявили, что они также хотят стать членами СНГ. 21 декабря 1991 года в Алма-Ате СНГ был значительно расширен: Казахстан, Кыргызстан, Узбекистан, Таджикистан, Туркменистан, а также Армения, Молдова, Азербайджан вместе с другими участниками СНГ подписали Декларацию, которая получила название Алматинской. Помимо Декларации о присоединении к СНГ, было принято Соглашение о координационные институты СНГ. На этой встрече

обсуждались вопросы правопреемства. Решением глав государств место СССР в различных международных организациях передавалось Российской Федерации. Было подписан также и Соглашение о совместных усилиях по вопросам ядерного оружия. В Протоколе совещания глав Независимых Государств все участники согласились, чтобы тактическое ядерное оружие было вывезено с территории ядерных держав (Украины, Беларуси, Казахстана) в Россию до 1 июля 1992 года.

Следующее заседание СНГ состоялось в Минске ЗО декабря 1991 года, на котором подписаны: Соглашение между государствами-участниками СНГ по собственности бывшего СССР за рубежом, по стратегическим силам, несколько протоколов о Спитак (о помощи в ликвидации последствий землетрясения в Армении), о Арал (его угрожающее экологическое состояние), ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы, о сохранения рыбных ресурсов Каспийского моря. Кроме того, подписано Соглашение о совместной деятельности в исследовании и использовании космического пространства, Соглашение о вооруженные силы и пограничные войска, временные соглашения о Совете глав государств и Совет глав правительств. Всего на заседании в Минске был рассмотрены 9 межгосударственных и 6 межправительственных соглашений.

На очередном заседании глав государств СНГ рассматривались военные вопросы. Подписано Договор о коллективной безопасности - "Ташкентский договор" (15 мая 1992 года), принято Заявление глав государств-участников СНГ по военным вопросам, Протокол о реформирования и Устав вооруженных сил бывшего СССР, а также Протокол о военно-морскую символику.

Ученые по-разному относятся к факту создания СНГ. В частности, негативный смысл в нем видит Б. Олейник: "Никто не отрицает того факта, что бывший унитарный Союз, все больше напоминая отряд национально нивелированы частей, исчерпал себя. Однако "расставаться" после семидесятилетия совместной жизни надо было цивилизованно, а не сгоряча. В кустах или в посадке можно впопыхах "раздавить бутылку "- и разбежаться. Но когда в кустах, из-под полы, чуть ли не при фонарике, почти на колене, наспех подписываются акты, определяющие историческую судьбу целых государств, то и имеем то, что имеем.

То миф, что у нас не хватало исторического времени на взвешенное, с учетом национальных интересов, развод. Не история, а Ельцин преследовал нас в шею, чтобы, на угоду своим болезненным амбициям, чем скорее занять апартаменты Горбачева ... " [16, с 260] -

К факту появления СНГ можно относиться неоднозначно, но в то время она была компромиссом между полным разъединением Украины и России и образованием конфедеративного типа, желаемого для Москвы.

Поспешность создании СНГ, как отмечает Колесник, "была оправдана необходимостью выхода из ситуации, невозможностью реанимировать идею дискредитированного (через собственную немощность и бездействие) союзного центра и возможными адекватными действиями М. Горбачева "[12, с 140].

1.1.2. Структура и целевые задачи организации

Согласно Уставу СНГ, цели и принципы этой организации изложены в первом разделе. В частности, в ст. 2 указывается следующее:

- Осуществление сотрудничества в политической, экономической, экологической, гуманитарной, культурной и других сферах;

- Всестороннее и сбалансированное экономическое и социальное развитие государств-членов в рамках общего экономического пространства, межгосударственная кооперация и интеграция;

- Обеспечение основных прав и свобод человека в соответствии с общепринятыми норм и принципов международного права и документов ОБСЕ;

- Сотрудничество между государствами-членами в целях обеспечения международного мира и безопасности, осуществление эффективных мер по сокращению вооружений и военных затрат, ликвидация ядерного и других видов оружия массового уничтожения, достижения всеобщего и полного разоружения;

содействие гражданам государств-членов в свободном общении, контактах и передвижении в рамках Содружества;

взаимная правовая помощь и сотрудничество в других сферах правовых отношений;

мирное разрешение споров и конфликтов между государствами Содружества.

Согласно ст. С для достижения целей Содружества государств-членов, исходя из общепринятых норм международного права и Хельсинкского Заключительного Акта, строят свои отношения на основе таких принципов, как

- Уважение суверенитета государств-членов, неотъемлемого права народов на самоопределение и права распоряжаться своей судьбой без внешнего вмешательства;

- Нерушимость государственных границ, признание существующих границ и отказ от противоправных территориальных захватов;

- Территориальная целостность государств и отказ от любых действий, направленных на расчленение чужой территории;

- Неприменение силы или угрозы силой против государств-членов

- Решение споров мирным путем для безопасности и справедливости;

- Верховенство международного права в межгосударственных отношениях;

- Невмешательство во внутренние и внешние дела друг друга;

- Обеспечение основных прав и свобод человека без различия в расе, этнической принадлежности, языке, религии, политических или иных убеждений;

- Добросовестное выполнение принятых на себя обязательств по документам СНГ;

- Учет интересов друг друга и Содружества в целом, оказание помощи на основе взаемозгоды во всех сферах их взаимоотношений;

- Объединение усилий и оказания помощи друг другу в целях создания мирных условий жизни народов государств-членов СНГ, обеспечение их политического, экономического и социального прогресса;

- Развитие взаимовыгодного экономического и научно-технического сотрудничества, расширение интеграционных процессов;

- Духовное единение всех народов, основанное на уважении их самобытности, тесное сотрудничество с целью сохранения культурных ценностей и культурного обмена [33].

Устав СНГ, утвержден на совещании главы государства 22 января 1993 года, вступил силу 22 января 1994 года. Согласно Уставу, все органы СНГ имеют чисто консультативные и координационные функции. В рамках СНГ создаются такие структурные органы:

1. Совет глав государств - участников Содружества;

2. Межпарламентская Ассамблея (МПА):

а) Совет МПА СНГ;

б) Комиссии МПА:

- По правовым вопросам;

__ По вопросам экономики и финансов;

- По вопросам социальной политики и прав человека;

__з вопросам аграрной политики, природных ресурсов и экологии;

__з политическим вопросам и международному сотрудничеству;

- По вопросам обороны и безопасности;

- По вопросам науки и образования;

- По вопросам культуры, информации, туризма и спорта,

- По изучению опыта государственного строительства и местного самоуправления;

- Контрольно-бюджетная комиссия;

3. Совет глав правительств;

4. Совет министров иностранных дел (СМИД)

5. Координационно-консультативный комитет государств-участников (создан в апреле 1993 года), работающий на постоянной основе;

6. Межгосударственный экономический комитет (реформированный в Исполнительный Комитет)

7. Экономический суд;

8. Совет министров обороны государств-участников (РМО)

9. Штаб координации военного сотрудничества государств-участников;

10. Совет командующих пограничными войсками;

11. Комиссия по правам человека (ликвидирована)

12. Органы отраслевого сотрудничества.

В Уставе указано, что рабочий язык Содружества - русский, а официальное место пребывания координирующих органов СНГ - г. Минск (Беларусь), где находятся Исполнительный секретариат, Экономический суд Содружества и ряд отраслевых органов.

Расходы по финансированию деятельности органов Содружества распределяются на основе долевого участия государств-членов СНГ. По решению Совета глав государств от 9 сентября 1994 году доля Украины утверждена в размере 14% от общей суммы. Доля Российской Федерации - 50%, Беларуси, Узбекистана, Казахстана - по 5, других семи стран - по 3%. На 1995 год смета исполнительного секретариата СНГ (г. Минск, ул. Кирова, 17) решением Совета глав правительств утвержден в сумме 8531 млн российских рублей и 300 тыс. дол. США [24, с. 32].

1.1.2.1. Совет глав государств-участников

Главным органом СНГ является Совет глав государств-участников обсуждает и решает принципиальные вопросы, связанные с деятельностью государств-участников, касающиеся их общих интересов, а также рассматривает любые вопросы, в которых заинтересованы отдельные государства-члены Содружества, учитывая интересы остальных участников.

Совет глав государств-участников на своих заседаниях принимает также решение о:

- Внесение поправок в Устав СНГ;

- Создание новых или ликвидации существующих органов Содружества;

- Оптимизации структуры СНГ, совершенствования деятельности органов Содружества;

- Заслушивание докладов о деятельности органов СНГ;

- Назначение председателей органов, относящихся к ее компетенции;

- Делегирование полномочий другим органам СНГ;

- Утверждение положений об органах СНГ, входящих в его компетенцию.

Совет глав государств-участников проводит заседания дважды в год. По инициативе любого из членов могут созываться внеочередные заседания Совета. Деятельность Совета глав государств и Совета глав правительств регулируется Договором о создании СНГ от 8 декабря 1991 года, Уставом Содружества от 22 января 1993 года, документами, принятыми в процессе их развития, а также Правилами процедуры Совета глав государств и Совета глав правительств СНГ, утвержденным Решением Совета глав государств от 17 мая 1996 года. Решение Совета глав государств и Совета глав правительств принимаются консенсусом. Однако любая из государств-членов может заявить о своей незаинтересованность тем или иным вопросам и это не должно рассматриваться в качестве препятствия для принятия решения. Поэтому принятые решения могут касаться не всех государств-членов-Основной правовой базой межгосударственных отношений в рамках Содружества является многосторонние и двусторонние договоры в разных сфеpax взаимоотношений государ