Электронный
методический кабинет

Североамериканская зона свободной торговли (НАФТА)

Кучик • Международные экономические отношения (ru) 
В последние десятилетия XX века развитие экономических и политических процессов в разных регионах континентов происходило под влиянием многих факторов и событий, но анализ изменений в экономической и политической сферах мира позволяет выделить две превалирующей тенденции: сепаратизм и интернационализация с переходом к глобализации. В первом случае яркими примерами могут служить сепаратистские движения в провинции Квебек, Шотландии, Уэльсе и Испании, а в втором - тенденции к интернационализации и транс-национализации экономических процессов в Европе и Америке. Эти две тенденции, на первый взгляд, противоречат друг другу, достаточно существенно влияют на формирование внешней и внутренней политики стран мира, выявляют новые аспекты конфликтов, которые сформировались исторически. Вместе они помогают найти новые решения и новый взгляд на существующие проблемы, как это происходит в Канаде, где во время обострения квебекского сепаратизма наряду с рассмотрением варианта выделения провинции в суверенное государственное образование как националисты, так и сторонники правительства не могли не учитывать значение объединенной Канады в интеграционных процессах на американском континенте, а также такие проблемы, как осложнение и ослабление экономических связей с другими провинциями, с которыми Квебеку пришлось бы столкнуться в случае отделения.

Уже более двух столетий Америка для европейцев и для населения других континентов является "землей обетованной", отделенной от других стран морями и океанами. И сами "учредители" Америки были убеждены в ее особой судьбы и призвании.

С распадом СССР, казалось бы, в мире осталась одна сверхдержава - США. И 90-е годы XX в. ознаменовались перераспределением сил и совокупного мирового объема производства, а также концентрации мощи в пяти центрах, которыми являются США, Российская Федерация, Япония, Китай и Европейский Союз. Именно это и подтолкнуло США к созданию НАФТА, которая по их замыслу должна стать противовесом ЕС в мире.

Поскольку региональное регулирование в странах Американского континента осуществляется многосторонними экономическими организациями, банками развития, инвестиционными корпорациями, целью которых является поддержка экономического развития их членов, США решили использовать уже устоявшуюся модель экономической интеграции и политического единства - зону свободной торговли. Мировой опыт свидетельствует, что зоны свободной торговли популярны. Такой вывод можно сделать, перечислив заключенные Соглашения о зонах свободной торговли.



Наша цель - анализ процессов интернационализации и глобализации в Североамериканском регионе на примере Североамериканской зоны свободной торговли (НАФТА, на языке оригинала - NAFTA: North American Free Trade Area), анализ предпосылок создания и исторических этапов политического развития организации, ее функционирования в странах-членах, а также позиций НАФТА на сцене театра международных отношений. Значительное место отводится изменениям в экономиках стран-членов интеграционного образования, поскольку это является неотъемлемой частью анализа результатов НАФТА как договора, является в первую очередь экономическим.

Учитывая, что эта тема недостаточно основательно исследована в отечественной литературе, пришлось базироваться в основном на материалах, предоставленных сетью Интернет на сайтах "НАФТА" и "Интеграционные процессы". Кроме того, использованы труды зарубежных авторов относительно Североамериканской зоны свободной торговли, прежде всего, это книга Кристена Бауэра "НАФТА", а также электронное издание книги Александра Шефера "Ein amerikanischer Wirtschafts (t) raum von Alaska bis Feuerland: NAFTA und die Integrationsperspektiven ".

3.3.1. Предпосылки и этапы создания НАФТА

3.3.1.1. Предшественники НАФТА - мексиканские

"Макиладоры" и канадско-американская кусты

Образование Североамериканской зоны свободной торговли и начало ее функционирования вполне соответствуют логике развития интеграционных процессов, происходят сейчас в мире. Соглашением о НАФТА было узаконено то, что очерчивался уже длительное время. Ведь относительно свободное движение товаров между США и их южным соседом Мексикой существовал еще в начале прошлого века. На первый план, конечно, получается основания в северо-мексиканских пограничных зонах в конце 60-х годов первых предприятий типа "макиладор" (исп. maqiular - переработка). "Макиладорська промышленность" означает "монтажные предприятия". Таким образом "макиладоры стали мексиканским вариантом Свободных зон продукции (FPZ). Перерабатывающие заводы могли импортировать отдельные детали и экспортировать смонтированы изделия, не платя пошлин. Американские компании использовали преимущества в средствах мексиканских "макиладор": низкая заработная плата, низкие социальные и экологические стандарты. По данным Международного объединения свободных профсоюзов, "в середине 1995 года в Мексике существовало уже более 2700 "макиладор", в которых было занято более 676 тыс. рабочих "[23]. Такие предприятия были выгодными, бесспорно, для США: вся трудо-и капиталоемкая переработка проводилась в Мексике при небольших затратах на зарплату и экологии. Конечные продукты поставлялись в США без всякого ввозной или вывозной пошлины. И уже в ноябре 1987 года правительства США и Мексики подписали "Соглашение о торговле и инвестициях".

Относительно отношений США с их северным соседом Канадой, то следует обратить внимание на то, что свободная торговля некоторыми товарами существовала между ними еще в XIX в. Она, правда, была прервана кризисом мирового экономического развития, но все же в 60-х годах XX в. оба государства прибегли к новым инициативам. Так, в 1965 году между США и Канадой было подписано Соглашение о торговле продукцией автомобильной промышленности. Переговоры по зачисления к товарам, включенных в свободное обращение, продукций других отраслей промышленности были безрезультатными вплоть до 1986 года. Именно тогда США и Канада объединили усилия для создания в ближайшее время двусторонней зоны свободной торговли. Результатом всех переговоров стало подписания в феврале 1988 года Соглашения о свободной торговле между США и Канадой (CUSTA или CUSFTA: Canada-United States Free Trade Agreement), которое вступило в силу 1 января 1989. Как пишет в своей книге Ю. В. Шишков, создание зоны свободной торговли между США и Канадой было "не столько началом интеграционного процесса, сколько первым широкомасштабным где Юре реального интегрирования США и Канады, де-факто которого происходит уже давно "[18]. Это соглашение было заключено с целью:

1) отмена всех таможенных тарифов до 1998 года и существенного снижения всех остальных тарифов в торговле товарами и услугами между обеими странами;

2) содействие честной конкуренции;

3) либерализации торговли сельскохозяйственной продукцией, автомобилями, энергоресурсами, а также либерализации финансовых слуг, государственных заказов и других сфер;

4) либерализации условий для инвестирования;

5) введение эффективных административных процедур и решения дискуссионных проблем;

6) заложения основ для дальнейшего двустороннего и многостороннего сотрудничества [12].

Правда, этого единства было достигнуто лишь в рамках Договора о CUSTA. По внешней политики, то "внешние тарифы каждая из стран устанавливала самостоятельно" [17].

3.3.1.2. Образование Североамериканской зоны свободной торговли - НАФТА

Движущей силой создания НАФТА была Мексика. В феврале 1990 года мексиканский президент Карлос Салинас де Гортари (Carlos Salinas de Gortari) выразил намерение заключить с США соглашение о свободной торговле. Его план тогда одобрил президент Соединенных Штатов Америки Джордж Буш (George Bush). "Стабилизация мексиканского экономического процесса перестройки имела для северного соседа больше политическое, чем

экономическое значение: успех экономических реформ обеспечил бы высокий уровень жизненного стандарта в Мексике и таким образом приблизил бы его к американскому, благодаря чему прекратилась бы нелегальная миграция мексиканцев, главной причиной которой и были низкие жизненные стандарты "[27].

11 июня 1990 два президента США и Мексики, Джордж Буш и Карлос Салинас, встретились с целью начать переговоры о создании зоны свободной торговли между двумя странами. Когда партнеры собрались повторно, на год позже (12 июня 1991 года), к ним присоединился новый участник - Канада. Собственно, произошло это учитывая то, что через объединение в новую зону свободной торговли только США и Мексики возникла бы скрытая угроза ограничения достижений и действия Канадско-американского соглашения о свободной торговле 1989 года (CUSTA). На этой первой официальной встрече партнеры в лицах американского президента Дж. Буша, мексиканского

президента К. Салинаса и канадского премьер-министра Б. Малроуни (Brian Mulroney) образовали 17 рабочих комиссий по 6 участков дискуссии. Исключенными из круга проблем, которые обсуждались за оставались внешняя задолженность и свобода передвижение рабочей силы. Социальные вопросы и проблемы охраны окружающей среды также дискутировались. их, правда, не выделили в отдельную тему.

Ровно через 14 месяцев после начала переговоров, 12 августа 1992 года, общественности был представлен готовый проект Соглашения о свободной торговле в Северной Америке. Подписывая этот договор, американский президент назвал его "Двигателем американского экономического роста, что позволит создать сотни тысяч высокооплачиваемых рабочих мест и обеспечить Соединенным Штатам Америки высокий уровень конкурентоспособности "[15]. 7 октября того же года Соглашение подписали министры торговли Мексики, Канады и США. 17 декабря 1992 главы правительств трех государств показали своими подписями силу соглашения, которое национальные парламенты ратифицировали только через год. 1 января 1994 Североамериканская соглашение о свободной торговле в силу. Эта трехстороннее соглашение, состоящее с 22 разделов и 2200 статей, предусматривает постепенное, в течение 15 лет, устранения препятствий развитию торгового обмена между североамериканскими государствами. ее целью является содействие свободному движению капиталов на территории всего континента, где сейчас живет около 370 млн человек. "Это будет крупнейший в мире единый торгово-экономическое пространство с ежегодным объемом производства более бы трлн долл. США (валовой внутренний продукт США составляет 5,5 трлн., Канады - 600 млрд, Мексики - 300 млрд) "[20]. Кроме этого, Соглашение включает ряд договоров с социально-трудовых проблем, урегулирования споров в области субсидий, демпинга, средств экономической защиты, а также договоры с "дополнительных аспектов", что предусматривают как возможность "мирного урегулирования" споров, так и применение к странам-нарушителей договоров штрафов в раз мере 20 миллионов долларов. США в год или торговых санкций.

Цели Соглашения о НАФТА отражены в ее преамбуле. Государства-члены Североамериканской зоны свободной торговли видят цель организации в "Укреплении особых уз дружбы и сотрудничества между нациями; вклада в гармоничное развитие и расширение мировой торговли и обеспечении роста международного сотрудничества; создании расширенного и безопасного рынка товаров и услуг, производимых на территориях государств-членов устранении препятствий в торговли; установлении четких и взаимовыгодных правил управления торговлей ...; создании новых рабочих мест и улучшении условий жизни и труда ...; устойчивом развития "[16].

3.3.1.3. Основные положения Соглашения о НАФТА

3.3.1.3.1. Основные положения торговли товарами

Предполагается значительное смещение всех тарифов на североамериканские товары соответствии с правилами НАФТА о происхождении товаров. Для большинства товаров пошлины будет отменен согласно совершения сделки или постепенно ликвидирован в течение от пяти до десяти лет. Также предусматривается устранение всех запретов и количественных ограничений (квот и лицензий) с особыми правилами для торговли в сельском хозяйстве, автотранспортными средствами, энергией и текстильными товарами: согласно Договору о НАФТА, "если иное не предусмотрено договором, ни страна не может применить ограничения на импорт любых товаров из другой страны или на экспорт в другую страну, за исключением случаев, предусмотренных статьей XI ГАТТ ".

Правила происхождения изделия

Товары считаются североамериканского производства, если они полностью североамериканские или настолько трансформированы в регионе НАФТА, испытывающих конкретных изменений в тарифных классификациях (в таком случае доля североамериканского компонента в переработке товара в зависимости от метода должна составлять не менее 50-60%). В некоторых случаях товары, кроме того, должны содержать определенный процент объема североамериканского производства для соответствии тарифной классификации, а также подпадать под особые правила происхождения (это касается особых отраслей промышленности: производство компьютеров, автомобилей и украшений).

Сельское хозяйство

После вступления соглашения в силу Мексика и США немедленно отменяют все нетарифные барьеры в торговле сельскохозяйственной продукцией, превращая их в квоты или обычные тарифы. За немногими исключениями, все тарифные барьеры между Мексикой и США будут ликвидированы не позднее десяти лет после введения в действие соглашения. Мексика и Канада постепенно устранят все барьеры в торговли большинством сельскохозяйственных продуктов.

Автотранспортные средства

Препятствия в торговле и инвестиционные ограничения в автомобилях товарам устраняться в течение десятилетнего переходного периода. Чтобы подпадать под преференциальный тарифный режим, автотранспортные средства должны содержать определенный процент североамериканского производства: от 60,0 до 62,5%.

Текстиль и одежда

Пошлины на текстиль и одежду, произведенные в Северной Америке, которые отвечают правилам происхождения НАФТА, будет ликвидирован сразу или в течение десяти лет.

Государственные заказы

Значительный рынок государственных заказов будет организован последовательно в каждой из стран-участниц для поставщиков региона НАФТА на взаимовыгодной основе.

Торговля услугами

Включение в НАФТА раздела о торговле услугами имеет большое значение для стран-участниц, особенно для Мексики, поскольку, начиная с 80-х годов, услуги составляют большую часть ВВП страны, а уровень занятости в этой сфере достигает соответственно 60%. Соглашение о НАФТА охватывает все виды услуг, включая финансовыми, исключением являются лишь услуги авиационных и морских перевозок, бухгалтерского учета, архитектуры, транспортных перевозок, Издательство, коммерческого образования, рекламы, радиовещания, строительства, туризма, здравоохранения, а также юридические, консалтинговые и инжиниринговые услуги. Требования к лицензированию и сертификации не ослабляются, однако в соответствии с принципа недискриминации лицензирование таких видов услуг, как юридические, медицинский и бухгалтерский учет, должно соответствовать объективным критериям и создавать условия для конкуренции, однако не по национальному признаку.

Финансовые услуги

Поставщики финансовых услуг стран НАФТА могут раз начинать банковские, страховые, с ценными бумагами и другие виды финансовых операций в любой другой стране НАФТА. Каждая страна также должна дать разрешение своим резидентам покупать финансовые услуги в другой стране-участнице.

Инвестиции

На протяжении многих лет дискуссии по вопросам инвестиций были источником споров между США, Канадой и Мексикой. В результате, согласно Соглашению о НАФТА, для инвесторов североамериканского региона в каждой из стран-членов устанавливается недискриминационный режим в отношении создания предприятий, приобретения компаний, расширения и управления. Одним из достижений Соглашения считается ликвидация целой ряда ограничений и требований для иностранных инвесторов (как это было в Мексике): обязательный экспорт определенного количества товаров и услуг, обязательное использование отечественных товаров и услуг, обязательная передача технологий. Согласно Договору, инвесторы из США, Канады и Мексики получают такие права с целью более свободного ведения дел: право на репатриацию прибыли и капитала, право на получение справедливой компенсации в случае экспроприации, право на урегулирования споров между инвесторами и правительствами в арбитраже. Однако Мексика же сохранит запрет на иностранные инвестиции в таких секторах, как энергетическая отрасль, железнодорожные пути и др..

Интеллектуальная собственность

Каждая страна должна осуществлять адекватный и эффективную защиту и обеспечить права интеллектуальной собственности на базе национального режима.

Окружающая среда

Каждая страна обязуется выполнять соглашение соответствии с потребностями защиты окружающей среды и устойчивого развития.

3.3.1.3.2. Порядок разрешения споров

Соглашение о НАФТА не оставила без внимания вопросы решения споров между странами-членами, установив 3 этапа осуществления арбитража: на первом этапе проводятся переговоры между сторонами с целью удовлетворительного разрешения споров; если в течение первого раунда переговоров не удастся договориться, то дело переходит на рассмотрение Комиссии; если Комиссия не сможет урегулировать спор, то она рассматривается группой специалистов, которая состоит из 5 членов и гарантирует справедливое решение проблемы.

3.3.2. Национальные интересы в Североамериканской зоне свободной торговли

3.3.2.1. США: успехи экспорта versus социальные средства

В США есть немало оппонентов соглашения: профсоюзы, которые опасаются наплыва дешевой рабочей силы из Мексики, мелкие предприниматели и фермеры, традиционно обеспокоены перспективой увеличения конкуренции, а также противники рост иммиграции в США. Американские критики НАФТА выдвигают несколько обвинений "НАФТА

1) обойдется США рабочих мест, 2) заставит фирмы США переместиться в Мексику; 3) увеличит эмиграцию из Мексики в США, 4) приведет интенсивный мексиканский экспорт, чтобы "заполнит" США товарами; 5) позволит Мексике стать мусорным свалкой для фирм США, 6) будет выгодным только для южных пограничных штатов "

За сделку выступила элита: бывшие президенты США и ведущие чиновники, объединения прессы и университеты, представители крупных промышленных предприятий и финансовых учреждений и т.д., одним словом, американцы, отстаивающих мировую роль своей страны.

Чтобы достичь ратификации Соглашения о НАФТА, президенту Б. Клинтону пришлось выдержать настоящую войну с Конгрессом. В этой войне главе Белого дома противостояло много ведущих представителей демократов, включая лидером большинства и его заместителем в Палате представителей. Поэтому демократу Клинтону в велось опираться и на республиканцев, большинство которых активно поддерживала соглашение, подписанное еще президентом-республиканцем Дж. Бушем. После интенсивной лоббистской кампании, во время которой Клинтон лично общался с более чем половиной членов Палаты представителей, соглашение было принято 234 голосами против 200. В Сенате победа президента была убедительной: 61 сенатор проголосовал "за", 38 - против.

Принятие соглашения о свободной торговле стало значительным достижением Б. Клинтона и, по оценкам многих наблюдателей, существенно укрепило его положение. Эта нелегкая победа интернационализма над

изоляционизмом ярко отражает препятствия на пути к созданию единого экономического пространства.

Какие же последствия будет иметь создание зоны свободной торговли на североамериканском континенте?

Безусловно, от воплощения в жизнь соглашения о НАФТА всего выигрывают США. Во-первых, отмена таможенных тарифов, которые составляют сейчас в Мексике на товары со США 10%, а на мексиканские товары в США - 4%, приведет к значительному увеличению экспорта США в Мексику, в "прорыва" на огромный мексиканский рынок потребления. Первый шаг в этом направлении был сделан еще в 1986 году, когда Мексика несколько либерализовала ввозные тарифы. Тогда экспорт США в этой страны составил 12,4 млрд долл.., а уже в 1992 году - 40,6 млрд долл.. В результате торговый дефицит с Мексикой, который составил 5,7 млрд дол., превратился в 1992 году на положительное сальдо в 5,4 млрд. Увеличение экспорта "Способствовать, - как сообщил госсекретарь США У. Кристофер, - созданию более высокооплачиваемых и высококвалифицированных рабочих мест в США и значительно увеличит конкурентоспособность американских товаров во всем мире ".

Во-вторых, американские эксперты, указывая на тенденцию интенсификации глобальных интеграционных процессов, видят в Мексике своеобразный "коридор" к чрезвычайно перспективных рынков Южной Америки. Выступая 17 ноября (то есть в день голосования в Конгрессе США по Соглашению о НАФТА) перед делегатами конференции по Азиатско-тихоокеанского экономического сотрудничества, У. Кристофер обратил особое внимание на этот аспект. Это голосование является посланием в Мехико и другие латиноамериканские и карибские страны, суть которого в том, что США останутся привлеченными и поддерживать большой процесс политических и экономических реформ в этом полушарии ", - отмечал госсекретарь США.

Южные соседи Мексики уже начинают высказывать мнения по этому поводу. Так, во время предвыборной кампании победитель президентских выборов, состоявшихся в Коста-Рике 6 февраля 1994. X. М. Фигерес неоднократно сообщал, что он намерен скорректировать подход к торговым переговорам с Мексикой с тем, чтобы достичь принятия его страны и других центральноамериканских государств в НАФТА "На аналогичных условиях, которые были предоставлены мексиканцам". Таким образом, утверждает он, костариканский производители получат доступ не только к мексиканского рынка, но и на рынки США и Канады.

Понятно, что далеко не все, кто стремиться попасть в зону свободной торговли, сразу же получат туда пропуск. Особенно это касается стран с которых находится в затруднительном положении. Но не вызывает никакого сомнения тот факт, что США постараются эффективно использовать механизм НАФТА в южном направлении, который они рассматривают как стратегический.

И, наконец, значительные инвестиции банков США и Канады в экономику Мексики, за оценкам специалистов, способствовать развитию промышленности страны и повышению благосостояния мексиканцев, что позволит им потреблять большее количество товаров, произведенных в США. Определенные шаги в этом направлении уже сделаны, о чем свидетельствует создание Североамериканского банка развития (NADBANK-North American Development Bank) с уставным фондом 550 млн долл.. США, который, кроме всего прочего, заниматься и финансированием разработки (в рамках НАФТА) общей борьбы с загрязнением окружающей среды.

Но оппоненты НАФТА, которых в США немало, указывают и на другой сторона медали. Они утверждают, что ликвидация тарифов станет толчком к началу массового перевода американскими промышленниками своих производств в Мексику, где рабочая сила стоит значительно дешевле, и США в течение нескольких лет потеряют около 240 тыс. рабочих мест. К тому же, экспорт США в Мексику составляет только 0,6% от всего экспорта США, и даже если Мексика ввозить втрое больше американских товаров, то это не очень повлияет на экономику США. Значительное беспокойство вызывает вероятность увеличения количества эмигрантов из Мексики, благодаря НАФТА пересекать границу США практически беспрепятственно. Определенные сомнения вызывают и надежды на улучшение экологической ситуации, поскольку в Мексике и сейчас, по оценкам мировых экспертов, имеющиеся удачные экологические законы, но мало кто их выполняет, поскольку у власти просто не хватает ни сил, ни денег для контроля

Но, кажется, ожесточенная борьба президента Клинтона за ратификацию НАФТА объясняется не только экономическими фактора мы - и это самое важное, - а политическими. Подтверждение

этому можно найти в выступлении перед финансовой комиссией сената США 15 сентября 1993 госсекретаря У. Кристофера: "НАФТА является жизненно важным элементом в американской стратегии соревнования и направлена на то, чтобы сделать США сильнее дома и за рубежом. НАФТА также является основным испытанием для американского глобального лидерства ".

Еще откровеннее был сам президент США, который 19 ноября 1993 года в Сиэтле заявил, что хотя "холодная война" и закончилась, это не означает, что США остановятся и вернутся домой. "Мы будем участвовать в событиях в мире. И это, прежде всего, подлинной сущностью НАФТА. Это не торговый блок. Это - строительный кирпич в наших усилиях расширить возможности мировой экономики ... с целью способствовать возможностям американцев ", - подчеркнул президент США.

3.3.2.2. Канада: регионализм versus национализм

В Канаде вопрос целесообразности присоединения к НАФТА не вызывало таких существенных возражений, как в США. Это во многом объясняется особенностью канадской промышленности, которая почти вся является экспортоспособной, но лишь ЗО% предпринимателей имеют возможность заниматься экспортной деятельностью.

Поэтому наибольшая польза от НАФТА для Канады - это открытие мексиканского рынка для канадских товаров, услуг и инвестиций. В перспективе Канада ожидает существенной либерализации доступа к государственным поставок в Мексику и США: "Участие в НАФТА откроет. нас путь присоединения к любым договоров по либерализации торговых отношений, которые существуют и могут быть заключены в Западном полушарии ", - пишет Томас дьАкино, бывший советник премьер-министра Канады по вопросам торговли в канадском аналитическом журнале "Лидер" (№ 4, 1993). "Значительная часть канадской промышленности, - добавляет он, - готова воспользоваться преимуществами, которые предоставляет НАФТА. Вообще, канадская промышленность должным подготовлена к увеличению экспорта в Мексику. Она базируется на развитых технологиях и сконцентрирована на выработке высокорентабельной продукции ".

После принятия Североамериканского Соглашения о свободной торговле 1 января 1994 года общий объем торговых операций между странами-членами НАФТА стал значительно возрастать. Среднегодовое увеличение общего объема торговых операций за трехлетний период, закончившийся 31 декабря 1996 года, составил 13,8%.

В 1996 году общий объем торговли Канады с партнерами по НАФТА увеличился на 5,8% и достиг 338 млрд дол. США. Значительный объем экспорта повлиял на увеличение объема торговли товарами с этими партнерами на рекордную сумму, которая составляла 41,2 млрд дол. США, и внес значительный вклад в снижение текущего дефицита торгового баланса этой страны, нарушив тенденцию преобладавшей более десятилетия. Увеличение экспорта товаров почти компенсировало дефицит Канады в сфере услуг и нетоварных операций с ее партнерами по НАФТА.

Увеличение канадского экспорта с момента начала действия Соглашения о НАФТА и связанное с этим уменьшение дефицита торгового баланса стали устойчивой тенденцией, особенно проявляются в таких сферах, как автомобильное оборудование (Грузовые, легковые автомобили и запчасти), машины и производственные товары, добыча алюминиевой и железной руд и удобрений. Как отражение этой тенденции, доля экспорта партнерам по НАФТА в общем объеме экспорта Канады увеличилась с 80,8% в 1993 году до 81,5% в 1996 году. Импорт в Канаду из стран-членов НАФТА также вырос, особенно в области импорта машин и оборудования, автомобилей и запчастей, сельскохозяйственных продуктов. Доля импорта из стран-членов НАФТА в общем объеме импорта Канады увеличилась с 69,2% в 1993 году до 70,2% в 1996 году.

По впечатляющим ростом с момента вступления силу 1 января 1989 года Соглашения о CUSTA объем канадского экспорта в США вырос на 22% в 1994 году, после чего наблюдалось больший рост в 1995 году (14%) и в 1996 году (6%), когда было достигнуто показателя 223 500 000 000 дол. США. Двусторонняя торговля также расширилась в подобных пределах и составляла в 1996 году 381,0 млрд дол. США. В этот же время Канада и США ежедневно обмениваются товарами и услугами на сумму 1 млрд долл.. США. Предметом интенсивной торговли между Канадой и США, по-прежнему является машины и транспортное оборудование. С началом действия CUSTA канадский экспорт в США промышленных и производственных товаров, на которые обычно приходится самый высокий НДС, постоянно рос. Таким образом Канада продолжает оставаться основным пунктом назначения экспорта США, показатели которого выросли на 82,9% (71 млрд дол. CША) с 1988 до 1996 года.

Одним из важнейших преимуществ, которые Канада получила в НАФТА, стал больший доступ на мексиканский рынок. Канадские фирмы получили возможность увеличить объемы продажи в таких участках (доступ к которым был ранее закрыт), как автомобилестроение, финансовые услуги, грузоперевозки, энергетика и рыболовство. Кроме того, канадский экспорт постепенно уризноманитнився, а на товары облагались налогом при экспорте в Мексику, в 1996 году пришлось более 50 %. В результате, сейчас Мексика занимает девятое место среди крупнейших экспортных рынков Канады и является четвертым по значимости источником импорта.

Несмотря на экономические изменения, которые были необходимы для Мексики в результате финансового кризиса в декабре 1994 года и ее последствий, канадский экспорт в Мексику вырос на 5,4% и достиг 1,1 млрд долл.. США в 1995 году, доведя показатель двусторонней торговли почти до 6,5 млрд дол. США. Экспорт в Мексику вырос еще на 5,3% в 1996 году, а двусторонняя торговля увеличилась на 10,4%, что составил более 7,2 млрд долл.. США. До 1996 года баланс двусторонней торговли между Канадой и Мексикой вдвое превысил уровень торговли, зарегистрирован в 1992 году. Усилия Мексики, направленные на либерализацию ее рынка, особенно в сферах энергетики, банковского дела, телекоммуникаций и транспорта, продолжают открывать перед экспортерами из Канады и США все новые возможности. С развитием и усилением мексиканской экономики спрос на товары и услуги будет расти, и партнеры Мексики по НАФТА вполне способны их удовлетворить.

Оборот торговли в сфере услуг между Канадой и США вырос на 71% с 1988 года. НАФТА расширила численность сфер, подпадающих под это соглашение, по сравнению с канадско-американской соглашению о свободной торговле, и включает практически все аспекты внешней торговли в сфере услуг. За трехлетний период, закончившийся 31 декабря 1996, экспорт канадских услуг в США вырос на 16,9%, в то время как импорт из США увеличился на 11,3%. В 1996 году экспорт канадских услуг в США и Мексику увеличился незначительно, в определенной степени снизив традиционный для Канады в этом секторе дефицит. Одним компонентом торговли, быстро развивается в сфере услуг, были области компьютерных и информационных услуг, где существует высокий уровень специализации. Фактически, двусторонняя торговля между Канадой и США в сфере информационных

услуг стала одной из наиболее быстро развивающихся в мире.

Экспорт в США также увеличился в таких сферах, как коммуникации, архитектура, инжиниринговые и другие технические услуги, менеджмент и рекламные услуги. Несмотря на то, что торговля в сфере услуг находится на этапе подъема, на нее приходится лишь 14% общей торговли товарами народного потребления, но учитывая их важность в ВВП Канады (на них приходится почти две трети), а также быстрый рост секторов услуг в странах НАФТА, можно ожидать рост объема торговли в этой сфере.

Важные шаги были сделаны странами-членами НАФТА в сфере либерализации торговли за счет снижения тарифов. Заключение Североамериканского соглашения о свободной торговлю не повлияло на те положения канадско-американского соглашения о свободной торговлю, согласно которым практически все тарифы между США и Канадой должны быть отменены 1 января 1998 года. Относительно торговли между Мексикой и Канадой практически все тарифы должны быть отменены до 1 января 2003 года. Кроме того, НАФТА позволит ускоренного отмене тарифов по сделкам с заинтересованными странами. Этот процесс зависит от промышленного развития и включает открытые обсуждения с участием потребителей и других заинтересованных сторон, в частности, сектора промышленности.

Полученные данные и результаты исследований показывают размер влияния, вызванного снижением тарифов, согласно CUSTA и НАФТА, на темпы роста торговли. Канадский экспорт в США рос быстрее (как в средствах, так и в объемах) в либерализованных секторах (т.е. промышленное машиностроение, текстильная промышленность, потребительские товары), чем в секторах, где тарифы уже были низкими или равны нулю. Импорт из США отражает подобные тенденции (особенно в таких областях, как производство одежды, пищевых продуктов и напитков, мебели, транспортного оборудования и товаров домашнего обихода).

Канадский экспорт в США товаров, подвергшихся либерализации за CUSTA и НАФТА, с 1988 до 1995 года вырос в цене примерно на 140% (если 100% - это рост экспорта в целом). Импорт товаров такого рода из США вырос почти на 100%, в то время как общий объем импорта увеличился на 75%.

Благодаря НАФТА значительно повысилась заинтересованность иностранных инвесторов Канадой, одновременно обеспечивая канадцам больше возможностей осуществлять вложения в экономики партнеров по сделке Положения соглашения обеспечивают инвесторам значительную стабильность в принятии решений, поскольку гарантируют справедливое, прозрачное и дискриминацию отношение к инвесторам и их инвестициям на всей территории зоны свободной торговли. Вклад НАФТА в повышение производительности, основанной на росте конкуренции и лучших стартовых ценовых показателях, также вызвал увеличение капиталовложений в Канаде. Суммарный показатель прямых иностранных инвестиций в Канаду вырос на 8,7% в 1994 году, 9,3% в 1995 году и 7,4% (что составил 180 млрд долл.. США) в 1996 году. Значительно увеличились инвестиции в сфере финансовых услуг, транспортного и автомобильного оборудования, химической промышленности, энергетики, телекоммуникаций, пищевой промышленности. Канадская статистика свидетельствует, что в 1996 году Канада была третьим по величине получателем прямых инвестиций от транснациональных корпораций, которая составляла 12 млрд долл. прямых инвестиций из различных источников. Иностранные инвесторы финансировали значительную часть своих инвестиций с помощью реинвестирования прибылей, полученных в Канаде, преимущества чего испытали все канадцы. К концу 1996 года 87% прямых иностранных инвестиций пришлось на канадские дочерние компании.

США продолжают оставаться крупнейшим иностранным инвестором в Канаде и крупнейшим реципиентом прямых инвестиций из Канады, на которые пришлось более половина всех исходящих канадских инвестиций.

Подписание НАФТА привело к значительным изменениям в обращении капитала между Канадой и Мексикой. Канадские инвестиции в Мексику значительно увеличились, концентрируясь в таких сферах, как горнодобывающая промышленность, банковское дело и телекоммуникации, в то время как рост мексиканских инвестиций в Канаду хотя и имеет постоянный характер, но все еще значительно отстает в масштабах.

Итак, очевидным становится положительное влияние НАФТА на экономику Канады и ее партнеров по Соглашению, но эффективность Североамериканского соглашения о свободной торговле повлияла и на внутриполитическую жизнь страны.

Политики, выступающие за отделение Квебека от федерации, утверждали, что независимый Квебек может присоединиться Североамериканского соглашения о свободной торговлю. Таким образом они игнорировали заявление американского представителя о том, что США будут рассматривать отделения одного из субъектов декларации Канады как возможность для пересмотра НАФТА. В 1997 году американское правительство издал новое предупреждение, США намерены пересмотреть и повторно подписать Соглашение о Нефть с ост