Электронный
методический кабинет

Организация Черноморского Экономического Сотрудничества

Кучик • Международные экономические отношения (ru) 
Черноморский регион - это географическая общность государств и народов, которая создала свою определенную историческую культуру и сблизила их народы. Причерноморья с древнейших времен было настоящей колыбелью уникальных цивилизаций, существенно обогатили сокровищницу мировой культуры; оживленным перекрестком между Европой и Азией где на протяжении веков происходило смешение рас и этносов, взаимное переплетение культур, систем хозяйствования и экономической жизни и традиций. Но только в последнем десятилетии XX в. были сделаны практические шаги к усилению сотрудничества государств в Черноморском регионе на многосторонней основе. Этом предшествовать глобальные события, произошедшие в мире. Распад тоталитарной системы в странах Центральной и Восточной Европы, прекращение существования Совета экономической взаимопомощи (СЭВ), Варшавского договора (ВД) и самого СССР - инициатора и основателя этих союзов, коренным образом изменили геополитическую ситуацию в Черноморском регионе.

25 июня 1992 Главы государств или правительств 11 стран - Азербайджана, Албании, Болгарии, Армении, Грузии, Греции, Молдовы, России, Румынии, Турции и Украины собрались по приглашению правительства Турции в Стамбуле. Там было подписано Декларацию о Черноморском экономическом сотрудничестве и Босфорский заявление, создали правовую основу интеграционных процессов в регионе Черного моря. Целью ЧЭС является создание трансрегиональных интеграционных системы сотрудничества. Географические и экономические параметры ЧЭС достаточно впечатляющими, ведь это регион площадью около 20 млн км2, а населением около 330 млн человек, ежегодным объемом торговли более 300 млрд долл.. США, второй по величине после Персидского залива по залежам нефти и природного газа. Все это закладывает большие перспективы для регионального сотрудничества и сплочения этих государств вокруг Черного моря.

ЧЭС является достаточно пестрой структурой, ведь ее члены являются одновременно членами таких различных политических и экономических группировок, как НАТО, СНГ, ЕЭС и т.д.. Несмотря на общую ориентацию на

создание общеевропейского пространства, государства - участники ЧЭС существенно отличается в своих приоритетах и видении будущего европейского процесса. Ключевыми дезинтеграционными фактора, мы ЧЭС является политическая нестабильность стран-участниц и их экономическая несовместимость, а также существенные социально-культурные различия и глубокие конфликты как между странами, так и внутри некоторых из них. К сожалению, экономический фундамент сотрудничества стран региона пока не в состоянии компенсировать такую гетерогенность этой организации поэтому сейчас ЧЭС во многом остается лишь потенциальной организацией, а не действенной реальностью настоящего. Реальным достижением ЧЭС остается закладки только базисных структур регионального сотрудничества.



Характерной чертой ЧЭС является то, что то отсутствует абсолютное доминирование любой одной силы. Несмотря на членство в ЧЭС России, из-за трудностей трансформационного периода и ограниченность ресурсов в первый период существования ЧЭС она не проявляла особой активности в ее деятельности. Только в 1995 году произошла существенная активизация роли России в этой организации, а особенно в период председательства (апрель-октябрь), когда был проведен ряд мероприятий и выдвинут ряд инициатив как экономического, так и политического характера. Турция пыталась делать основной акцент на экономическом сотрудничестве в рамках ЧЭС и создать под своей эгидой структуру, которая стала региональным центром тяжести. В отличие от России, Турция не рассматривается Украиной, Грузией и Азербайджаном как гегемонистична региональная сила.

Именно в Черноморском направлении Украина может обнаружить свой вес региональной силы. Ведь СНГ, другая региональная организация, членом которой является Украина, обозначенная выразительным доминированием российских интересов и отсутствием действенных механизмов решения экономических и политических проблем и развития сотрудничества. Отсюда привлекательность ЧЭС в глазах Украине. ЧЭС имеет потенциал стать прочной основой для сотрудничества Украины со странами Черноморского региона, однако пока, к сожалению, не стала. Доля торгового оборота с государствами - членами ЧЭС в общем внешнеторговом обороте Украины составляет 48,3%, о том 87,9% этой цифры составляет торговля с Россией.

Важное значение для Украины имеет комплексная концептуальная оценка своих экономических интересов в ЧЭС. Необходимо также выработать системы приоритетов в отношениях с государствами региона в рамках ЧЭС, найти приемлемые пути согласования интересов стран-членов ЧЭС с другими международными структурами, соответствующие механизмы преодоления политических противоречий, а в конечном итоге - место в мировой экономической системе.

1.2.1. Черноморские доктрины в геополитической мысли Украины

"Море объединяет народы больше, нежели политический сушу" Ф. Ратцель

Не утихают споры государственных и политических деятелей относительно приоритетов международного сотрудничества Украины. Одни доказывают, что наше государство должно развивать международные отношения преимущественно с Западом, другие - с Евразийскими странами, особенно с Россией. Как писал великий украинский историк Грушевский, "... исторические условия жизни ориентировали Украины на Запад, географические ориентировали и ориентируют на юг, на Черное море ... "[12, с 77].

Регион Черного моря всегда имел особое значение, как в европейской политике, так и в стратегической политике Украины.

История свидетельствовала, что уже в начале Киевского государства определяющим ее политики, продиктованной как политическими, так и экономическими интересами, была ось Север-Юг. Киевские князья недаром вели борьбу против Хазарии, делали все, чтобы не выпустить из своей орбиты достаточно отдаленный Новгород, направляли усилия в сторону Черного моря и Дуная. Ярким примером такой политики была деятельность Великих князей Святослава и Владимира. Препятствием реализации такого "черноморского вектора" стало овладение южноукраинских степей кочевыми народами. Стоит отметить, что по территории Украины проходил и Великий Шелковый путь. Сейчас проект с аналогичным названием занимается транзитными перевозками грузов, транспортировкой казахской, азербайджанской и российской нефти и газа из Евразийской части на Запад и с Севера на Юг Европы, а дальше - вплоть до Африканского континента [12, с 77].

Вопрос о геополитической ориентации возникло во второй половине XVII в., Когда вновь встал вопрос о независимости государства украинского народа. Но в этот период ориентация на Север и Северо-восток, как и на Запад вела к потере государственности и перспектив на будущее. Последняя попытка разыграть украинских кapту и направить Украину, мыслилась независимой, до Черного моря связывается с акциями Михала Чайковского (Садык-паши) во время Крымской войны XIX в. Всплеск "туркофильство" проявился и для горячего П. Кулиша.

Третий вопрос о геополитической ориентации Украины возникло в связи с Первой мировой войной. В 1914 году во Львове появилась вторая часть "Краткой географии Украины ", имела подзаголовок" антропогеографии ", в ней молодой профессор С. Рудницкий рассматривает Черное море фактически с точки зрения геополитики ставя его в центр своего видения будущего Украины. Он отмечает специфике географического положения нашей страны: она имеет широкий выход к Черного моря, которое, в свою очередь, связано проливами Босфор и Дарданеллы с Средиземноморьем, и дальше с Малой Азией и Африкой. Рудницкий смело, как на ту ситуацию, подчеркивает, что если бы Украина была самостоятельной, "сразу стала бы одной из крупнейших и мощнейших европейских государств "[6, с 46].

Его труд "Украинская дело из положения политической географии", опубликованная в Вене 1923 года, показала значение Черного моря для развития нашей страны в историческом разрезе и наметила определенные вехи для будущего. Ученый предполагает сообщения через мореходные каналы "между Черным морем и Балтийским и Каспием" и из этого сделал достаточно оптимистичные выводы для Украины: "В непосредственном положении Украины над Черным морем, - писал он, - в обстоятельству, что целая половина черноморских берегов относится к сплошной украинской территории, лежит залог большой политико-географической роли Украины уже в ближайшем будущем ". Это то, о чем мы говорим сегодня, как о транзитном характере нашей страны.

Таким образом, Черное море вошло в круг тем, которые оказались в поле зрения украинской политической элиты. И первым, кто разработал геополитическую доктрину для Украина с учетом такого фактора, как Черное море, был именно М. Грушевский, написавший трак тат под названием "На пороге Новой Украины". Состоял он из нескольких эссе, среди которых были и эссе "Ориентация черноморская" и "Новые перспективы ". Ученый отмечает: "На юге Черное море тесно связывало наше побережье с Малоазиатским, а через него со сферами старых культур - месопотамской, египетской, эгейской ... Черное море не делило, а связывало прибрежные края "[6, с 46]. Он понимал объективную цивилизационную принадлежность Украина к Западу, призвал учиться на Западе, прежде всего в Германии и США. Вместе с тем отмечал: "Но когда школой для нас должны быть эти страны западной культуры, полем нашей деятельности, нашей собственной творчества должны быть страны, которые, подобно как и Украина, выросли в воздействиях или связях восточной культуры - страны в сфере нашей черноморской ориентации, объединенные Черным морем как центром коммуникации и разнородных культурных и политических отношений ". Он доказывает, что географические особенности Украины, а именно - водные артерии, "ведут к коммуникационного центра "Черного моря, пути сообщения," если бы они строились нами в ориентировании нашими интересами ", тоже должны быть направлены к нему. Он выступает против "федерации поневоле", а вместо отстаивает федерацию "краев, связанных географически, экономически и культурно "и отмечает:" Как первую ступень к такой федерации .. . Я считаю экономическом и культурном сотрудничестве, кооперации народов Черного моря ". Ученый отмечает, что "тесно связавшись между собой, эти черноморские края могут создать необыкновенно богатую, большую и многосторонни экономическую базу ", которую должны использовать для блага своих народов, в том числе и "Крупные транзитные дороги на Восток" [6, с. 46]. О том, что М. Грушевский не оставлял идей относительно Черноморского ориентации, свидетельствуют такие его работы, как "Полуднева, или Степная Украина", "Степь и море в истории Украины. Несколько слов по плану и перспектив своего опыта ". Эти слова стали началом идеи, привела уже в наше время к созданию ОЧЭС и ГУУАМ. Но именно А. Сыновний делал попытки рассматривать Украину и ее экономику с позиции геополитики, т.е. принимая во внимание ее историческую и географическую специфику отношении стран Ближнего Востока, особенно Турции. В этой связи важное значение имеет его статья "СССР являются также частью человечества и также частью территории земного шара, может составить определенный экономический комплекс со странами Ближнего Востока на основе наиболее целесообразного разделения труда и обмена продукцией ". Им определяются трудности, которые ждут на этом пути: "Условия для развития торговых отношений тяжелейшие, но систематическая постоянная работа согласно геополитическим и экономическим тенденциям над развитием торговых связей должен дать свои последствия "

[6, с. 48]. Писали на подобные темы также А. Грушевский, В. Дубровский, I. Лерман.

Эстафету разработки геополитической доктрины накануне Второй мировой войны взяла Западная Украина и украинская политическая эмиграция. В 1938 году во Львове появляется труд Ю. Липы под характерным названием "Назначение Украины". Он Рассматривает связи населения нынешней Украины еще с древнейших времен с соседними народами, определяет роль и влияние каждого из них на разных ных этапах истории на долю нашего народа, его ментальность. В тексте Ю. Липы много точных оценок и интересных наблюдений, которые подтверждают его тезис о самобытности украинской, их назначение быть свободными и счастливыми. И как квинтэссенцию своего анализа он выдвигает простую тезис: "Только ось Юг-Север является осью украинских земель". И далее: "Оборона своей оси Юг-Север-это важнейшая задача Украину в истории ". Он верит в стабилизирующую роль отстроенной ним оси в мировой политике [6, с. 48]. Развил он эту мысль в другой своей работе "Распределение России": "Когда поземной геополитической осью Москвы есть верхний Поволжья, то поземной осью Украина является северо-восточный берег Черного моря. Когда в Московии огромное большинство течет на север, то в Украине все реки плывут на Юг, за исключением одной Кубани. Самым естественным осью экспансии Украина является южная ось, как самой естественной для Московии является ось северная. Московия - это Север, а Украина - это Юг "[1, с 33].

В работе "Черноморская доктрина" Ю. Липа делает упор на общих интересах стран Черноморского бассейна и на его огромных потенциальных возможностях. На его мнению, собственно сильная и независимая Украина призвана консолидировать этот регион, став его лидером, и вместе с другими странами региона создать сильную политическую единицу.

Ю. Липа, И. Шовгенивський и Л. Быковский в Варшаве создали украинский Черноморский институт, действовал нелегально Он издал некоторые работы украинских ученых, в частности труд Ю. Липы "Черноморская доктрина", Л. Быковского "Турция. Библиографические материалы ", атлас" Черноморский пространство ". Основной идеей, по словам Л. Быковского, было то, что "Турция, Укра на и другие страны Черноморского пространства, - это часть общей Родины для всех, кто его населяет. Поэтому интересы турецкие должны быть так же близки украинский, как Украинский турками.

Эта тема не теряет своей актуальности и сейчас. Об этом свидетельствуют дискуссии на тему "Восток или Запад", многочисленные конференции и публикации. Этот вопрос не мог не проанализировать и 3. Бжезинский в своем труде "Великая шахматная доска". Наконец, практическим воплощением идей создателей "Черноморской доктрины" стали ОЧЭС и ГУУАМ, в которых Украина могла бы играть гораздо более значительную роль. "Черноморская ориентация "никоим образом не противоречит нашей европейской ориентации и никак не означает отказ от взаимно полезных равноправных отношений с другими странами - на Западе и Востоке.

1.2.2. История создания

Конце XX в. произошли значительные изменения в политико-экономической построении Европы. Геополитическая и экономическая ситуация характеризовалась, с одной стороны, распадом экономических объединений стран так называемой социалистического содружества, появлением новых посткоммунистических государств, перед которыми возникло множество проблем экономического и политического характера, а с другой - формированием региональных и субрегиональных группировок, определенным образом способствовали демонтажа "железного занавеса". Неэффективность решения экономических и политических проблем в рамках СНГ требовала поиска параллельных форм экономического сотрудничества. В геоэкономическом смысле Черноморский регион - это потенциально емкий рынок, имеющий значительные природные ресурсы, научно-технический потенциал, может стать ключевым местом торговли между Европой, Ближним Востоком и Азией. Речь идет о создании трансрегиональных интеграционных системы сотрудничества. Это первое значительное интеграционное образование нового, постконфронтационных развития мировой экономики, которое способно объединить страны с различными политическими и экономическими ориентациями.

Система Черноморского Экономического Сотрудничества (ЧЭС) не могла сформироваться во времена глобального экономического противостояния ЕЭС и СЭВ, когда экономики стран обременяли идеологические и военные факторы, а прагматичные потребности населения оставались неудовлетворенными. Кроме существования интеграционных группировок обще континентального значения (в Европе - ЕС, на американском континенте - НАФТА, в Азии - АСЕАН), могут также эффективно функционировать средние и малые интеграционные группировки. Поэтому развитие системы черноморского сотрудничества стала одним из важных механизмов вхождения стран Юго-Восточной Европы в общеевропейской интеграции. Президент Украины Л. Кучма, выступая на конференции "Новые возможности в Черноморском регионе" (Стамбул, 28 апреля 1997 года) отмечал, что последовательное укрепление экономического сотрудничества в регионе Черного моря играет не только важную роль в решении проблем экономического развития стран, объединенных идеей ЧЭС, но и в значительной степени способствует углублению общеевропейской интеграции [29].

Характерной чертой этого региона, кроме региональной интеграции еще один ярко выраженный фактор - Черное море. Как отметил в свое время немецкий геополитик Ф. Ратцель, "море объединяет народы больше, чем политический сушу" [10, с 39].

Идея создания региональной экономической организации стран Черноморского бассейна родилась в Турции. Первоначальный проект представлял собой механизм советско-турецкого сотрудничества, созвучен идеям перестройки и нового мышления. Как известно, эту идею предложил в 1990 году, еще до распада СССР, президент Турции Тургут Озал [9, с 42]. Его проекту предполагалось достижение трех следующих целей:

1) интеграции причерноморского региона в мировую экономику;

2) выгодного взаимного использования традиционных связей стран Причерноморье между собой и странами Азии, Ближнего Востока и Европы;

3) обеспечение постепенного и эффективного перехода к рыночной экономике посткоммунистических стран посредством многостороннего экономического сотрудничества.

Турецкий проект предусматривал модернизацию экономики государств-участников, что позволило бы возможность задействовать большой рынок стран с населением более 330 млн человек. Упор предполагалось делать прежде всего на развитие инфраструктуры, которая помогла лучше использовать большие потенциальные научно-технологические возможности, рационально использовать ресурсы промышленности и сельского хозяйства. Проект Озала выделял Украина как государство с вели кем неиспользованным сельскохозяйственным потенциалом и знач ними природными ресурсами.

С распадом СССР и образованием СНГ идея ЧЭС несколько трансформировалась. Она отражала особенности национальных и региональных интересов стран региона и не конкурировала с традиционными экономическими структурами, к которым они входили. Собственно СНГ имеет достаточно гетерогенный пространство, объединяющее страны с разным уровнем развития и культурными традициями. Все они переживают процесс социально-экономической трансформации, что заставляет их сосредоточиться на собственных национальных интересах. Доминирование России в СНГ негативно отразилось на интеграционных процессах в рамках содружества. Итак, вполне правомерно, что независимые страны обратились к идее усиления экономического сотрудничества с географически близкими к себе государствами без доминирования России. Этим ЧЭС отличается от экономического союза на основе СНГ.

Кроме географически объединяющего фактора вокруг Черного моря, идея создания ЧЭС столкнулась со многими дезинтеграционными факторами - от политической нестабильности стран-участниц и их экономической инфраструктурной несовместимости к ярким социально-культурных различий и глубоких традиционных конфликтов между странами и внутри некоторых из них. Интеграционная политика ЧЭС должно реализоваться в крайне неблагоприятной среде.

Вспомним, с какими трудностями столкнулась послевоенная Европа в разработке собственной интеграционной модели. Проблемы оказались гораздо острее, но стремление мира и сотрудничества возобладали и способствовали образованию консолидированного и развитого европейского общества. Этот опыт, безусловно, следует учитывать развивая процессы черноморского сотрудничества. Рассмотрение ЧЭС как потенциальной зоны свободной торговли раскрывает возможности согласования внешнеэкономических приоритетов и серьезные экономические противоречия стран региона, проблемы их экономической совместимости.

И все же 25 июня 1992 года в Стамбуле президенты Азербайджана, Армении, Болгарии, Грузии, Молдовы, Румынии, Турции и Украины и главы правительств Албании, Греции и Российской Федерации приняли Босфорский заявление и подписали Декларацию о создании ЧЭС [29].

Прежде всего стоит отметить, что ЧЭС является организацией, основанной на принципах, заложенных в Хельсинкском Заключительном Акте и последующих документах, принятых на высоком уровне, на совещании по безопасности и сотрудничеству в Европе и, в частности, в Парижской хартии для новой Европы. Она в равной степени разделяет такие общечеловеческие ценности, как демократия, права и свободы человека, процветания через экономическую свободу и социальную cправедливисть и равную безопасность для всех стран-участниц. Цели и принципы, заложенные в Декларации ЧЭС, принятой на высшем уровне полностью соответствуют принципам и основным документам ООН Декларация подчеркивает также то, что принадлежность к ЧЭС не становится препятствием для участия и сотрудничества с другими региональными и субрегиональными организациями. Это создает благоприятную почву для соответствующего сотрудничества между ЧЭС и другими региональными структурами, которые включают более полусотни стран с трех континентов и выразительно характеризуют ЧЭС как открытую структуру, цель которой - Налаживание многосторонне взаимовыгодного сотрудничества и вхождения в мировое хозяйство как высшая степень интеграции.

1.2.3. Структура и цели организации

Устав ЧЭС был подписан одиннадцатью государствами - учредителями 5 июня 1998 года в Ялте [16]. Устав заложил необходимую правовую базу для плодотворного сотрудничества и открыл широкие перспективы дальнейшего динамичного развития равноправных и взаимовыгодных отношений государств Черноморского региона. Он определил основы существования Организации ЧЭС как полноправного международной организации.

Верховная Рада Украины ратифицировала его 19 марта 1999 года [12, с 78]. Устав вступил в силу 1 мая 1999 года.

Устав состоит из десяти разделов: "Общие положения". "Принципы и отрасли сотрудничества "," Участие "," Встречи на высшем уровне "," Главные и вспомогательные органы "," Кворум и принятие решений "," Органы, связанные с ЧЭС "," Финансовые положения "," Правовые положения "," Заключительные положения "[16].

Во втором разделе в ст. С является определены следующие цели и принципы ОЧЭС:

- Действовать в духе дружбы и добрососедства и укреплять взаимное уважение и доверие, диалог и сотрудничество между государствами-членами;

- Содействовать развитию и диверсификации двустороннего и многостороннего сотрудничества на основе принципов и норм международного права;

- Улучшать условия предпринимательской деятельности и поощрения индивидуальных и коллективную инициативу предприятий и компаний,

непосредственно участвующих в процессе экономического сотрудничества;

- Развивать экономическое сотрудничество, не нарушая международные обязательства государств-членов, включая обязательства, вытекающие из их членства в международных организациях или учреждениях интеграционного или иного характера и не препятствуют развитию их отношений с третьими сторонами;

- Учитывать конкретные экономические условия и интересы государств-членов

- Поощрять к участию в процессе экономического сотрудничества ЧЭС другие заинтересованные государства, международные экономические и финансовые институты, а также предприятия и компании.

Согласно ст. 4 2 стратегическими направлениями сотрудничества в рамках ЧЭС являются: торговля и экономическое развитие; банковское дело и финансы, связь; энергетика; транспорт, сельское хозяйство и агропромышленность, охрана здоровье и фармацевтика, охрана окружающей среды; туризм наука и техника, обмен статистическими данными и экономической информацией, сотрудничество между таможенными и другими пограничными органами; контакты между людьми, борьба с организованной преступностью, незаконной торговлей наркотиками, оружием и радиоактивных материалов, всеми актами терроризма и незаконной миграцией или в любых других связанных с ними областях по решению Совета.

Раздел 3 Устава ОЧЭС посвящен формам участия государств в деятельности этой организации. В частности, не только страны бассейна Черного моря, но и страны, заинтересованы в Черноморском регионе, могут присоединяться ЧЭС. Для этого им необходимо подать заявление о вступлении Совете министров иностранных дел (ст. 6).

Заявления о вступлении в ЧЭС подали: Иран, Македония, Югославия и Узбекистан. Выход из состава членов возможен при условии уведомления о своем решении Генерального Секретаря Постоянного международного секретариата ЧЭС.

Согласно ст. 8 Раздела 3 государства могут получить статус наблюдателя в ЧЭС при условии готовности сделать практический и цен ный вклад в ее деятельность. Этот статус предоставляется и прекращается Советом министров иностранных дел. Статус наблюдателя в Организации был получен: в 1992 году - Польшей, в 1993 году - Тунисом, Израилем, Египтом, Словакией, в 1995 году - Италией, Австрией, в 1999 году - Францией и Германией [21]. Ряд стран заявили о своем намерении присоединиться к ОЧЭС или получить статус наблюдателя в Организации.

Разделы 5 и 7 посвящены институциональной системе ОЧЭС.

Главным постоянным органом ЧЭС является Совет министров границу них дел (до вступления силу Устава - Совещание министров иностранных дел). Совет наделен такими полномочиями (ст. 11 Раздел 5):

- Решает все вопросы относительно функционирования ЧЭС;

- Рассматривает все дела, переданные вспомогательными органами и, таким образом, принимает соответствующие решения;

- Принимает решение относительно членства и статуса наблюдателя;

- Принимает и изменяет правила процедуры;

- Учреждает вспомогательные органы в рамках ЧЭС, их задачи, определяет, изменяет или аннулирует их мандатов;

- Рассматривает любые другие вопросы, которые она считает целесообразными.

Заседание Совета проводятся дважды в год. Действующий председатель координирует всю деятельность в рамках ЧЭС и обеспечивает надлежащее проведение мероприятий ЧЭС, а также выполнение принятых резолюций и решений. Должность председателя подлежит ротации каждые шесть месяцев в соответствии с английского алфавита (ст. 12, Раздел 5). Решения принимаются консенсусом.

Совет может учреждать вспомогательные органы. Они выполняют определенные Советом, разрабатывают совместные проекты и обеспечивают их выполнение в соответствующих областях. Вспомогательные органы представляют Совету отчеты о результатах своей деятельности, а также соответствующие рекомендации (ст. 12, Раздел 5).

В рамках организации были созданы рабочие группы, которые считаются основными вспомогательными органами, по следующим вопросам: организационных, банковской и финансовой деятельности; транспорта; связи; торговли и промышленного развития; сельского хозяйства; обмена соприкасающихся данными и экономической информацией, экологии; науки и технологии; туризма; энергетики; здравоохранения и фармацевтики; сотрудничества в чрезвычайных ситуациях борьбы с преступностью и т.д.. Кроме указанных постоянных рабочих групп, создаются также временные рабочие группы экспертов по конкретным вопросам. За Украиной закреплено роль координатора деятельности рабочих групп по вопросам торговли и экономического развития, защиты окружающей среды, банковской и финансовой деятельности. С 1995 года работает механизм "Тройки" (ст. 14, Раздел 5), что должно обеспечить необходимую координацию и коллегиальность через согласование решений министра иностранных дел нынче председательствующей в ЧЭС государства со своими коллегами из страны, которая председательствовала ранее, и той, которая будет председательствовать следующей (например, с октября 1996 года по апрель 1997 это были соответственно Турция, Россия и Украина). С апреля по октябрь 1997 председательствующей в ЧЭС была Украина.

Под руководством Действующего председателя ЧЭС функционируют: Комитет старших должностных лиц и Постоянный международный секретариат.

Комитет старших должностных лиц в соответствии со ст. 15 Раздела 5 наделен такими полномочиями:

- Рассматривает деятельность вспомогательных органов, оценивает выполнение решений и рекомендаций Совета и разрабатывать рекомендации и предложения для представления Совету;

- Обсуждает вопросы, связанные с координацией и сотрудничеством с соответствующими органами ЧЭС, информировать Совет по этим вопросам и производит, если нужно, уместны рекомендации и предложения;

- Изучает организационные аспекты деятельности ЧЭС, принимает участие в разработке предыдущего графика событий, принимает решения по соответствующим вопросам, кроме вопросов, относящимся к компетенции Совета или действующего председателя;

- Подает летний бюджет ЧЭС для принятия;

- Назначает экспертов в специализированной подгруппы для выполнения бюджетного аудита.

С 1994 года работает Постоянный международный секретариат, который является главным исполнительным органом и находится в Стамбуле. Возглавляет Секретариат Генеральный секретарь. Персонал выполняет свои обязанности как международных должностных лиц с должным учетом принципов и целей ЧЭС.

Существуют также другие органы, связанные с ЧЭС, имеющие собственные бюджеты и выполняют свои функции в соответствии с основными документа мы ЧЭС (им посвящен Раздел 7). Это Парламентская Ассамблея ЧЭС (ПАЧЭС), Деловой совет ЧЭС, Черноморский банк торговли и раз развития (ЧБТР), Научное сотрудничество и центры-ЧЭС.

Парламентская Ассамблея Черноморского Экономического Сотрудничества (ПАЧЭС) действует на консультационной основе. ее деятельность позволяет национальным парламентам проводить свою законодательную деятельность в соответствии с решениями Совета министров иностранных дел, К ПАЧЭС входят 70 членов, назначаемых национальными парламентами на срок не менее года по определенным квотам: Российская Федерация в Ассамблее 12 представителей, Украина и Турция - по 9, Румыния - 7, Греция - 6, Болгария, Грузия, Азербайджан - по 5, Албания, Армения, Молдова - по 4 [22].

ЧЭС тесно сотрудничает с Парламентской Ассамблеей. Отношения между ними основываются на принципах Декларации о ЧЭС, принятой 25 июня 1992 года в Стамбуле, также Совместной Декларации о создании ПАЧЭС, подписанное 16 февраля 1993 года в Стамбуле девятью странами (Азербайджаном, Албанией, Арменией, Грецией, Молдовой, Россией, Румынией, Турцией и Украиной). Болгария и Греция принимают участие в деятельности этой организации с 1995 года [14, с 249].

Как следует из последней декларации, целью организации является создание правовой основы для осуществления целей и принципов уважения прав человека, верховенства права и демократических ценностей, содействие и внесения вклада в осуществление этих принципов и ценностей, развитие дружественных отношений и сотрудничества между парламентами и парламентариями стран ЧЭС и обеспечения дальнейшего укрепления атмосферы доверия и добрососедства между ее народами, содействие взаимодействию стран ЧЭС в других международных организациях, членами которых они являются.

Высшим органом ПАЧЭС является Совещание парламентариев стран участниц. Рабочими органами является Секретариат и Бюро (президент, 4 вице-президенты и казначей), а также три рабочие комитеты:

1) комитет по экономическим, коммерческих, технологических и экологических связей;

2) комитет по политическим вопросам и законодательства;

3) комитет по культуре, образования и общественных дел. Лиловая совет ЧЭС - это международная неправительственная организация, которая была создана в 1992 году представителями деловых кругов стран-членов ЧЭС. После подписания Соглашения о преобразовании ЧЭС на международную экономическую региональную организацию 5 июня 1998 ро-

ку в Ялте Деловой совет стала бизнес-составляющей ОЧЭС. Она имеет официальный статус наблюдателя в ОЧЭС, что дает ей право участвовать в работе всех структур от имени бизнес-представителей региона.

Целью Делового совета являются:

__сприяння улучшению бизнес-среды в регионе ЧЭС;

- Создание необходимых условий для развития частного сектора экономик стран, принимают непосредственное участие в различных сферах экономического сотрудничества черноморского региона.

Деловой совет осуществляет свою деятельность по следующим основным направлениям: разработка и реализация конкретных проектов; налаживание прямых связей и информационного обмена; лоббирование интересов деловых кругов в структурах ЧЭС, предоставление информационно-консультативных услуг и помощи в поисках партнеров, содействие в коммерческой деятельности, организация конференций, семинаров, выставок и т.п.; привлечение к работе деловых кругов разных стран, которые имеют практические интересы в регионе ЧЭС.

На 13-й Совещании министров иностранных дел стран-участников ОЧЭС (г. Тбилиси, ЗО апреля 1999 года) было поддержано предложение Делового совета создать сеть обмена деловой информацией ОЧЭС.

Высшим органом Делового совета является Совет директоров, заседания которой проходят с участием ассоциированных членов, участников-партнеров и наблюдателей.

Деловой совет инициировала создание ЗО июня 1994 Черноморского Банка Торговли и Развития (ЧБТР), центральный офис которого находится в Салониках (Греция). Его создание стало одним из главных результатов сотрудничества Причерноморских государств, закладывает реальную основу для практической реализации

различных проектов в этом регионе. Цель банка - эффективная поддержка процесса перехода государств-членов к экономическому процветанию народов региона, а также функционирования и содействия

региональным проектам, и осуществления других банковских услуг по проектам государственного и частного секторов в государствах-членах и торговыми отношениями между государствами-членами в соответствии с Соглашением о создании ЧБТР (ст. 22, Раздел 7).

Руководящими органами банка является Совет управляющих и Совет директоров. Совет управляющих (по одному представителю от каждой страны) на своих заседаниях определяет главные направления деятельности Банка, назначает президента Банка и рассматривает и утверждает основные результаты финансовой деятельности этого учреждения. Сейчас Президентом ЧБТР является М. Гюртин (Турция).

Совет директоров, в которую также входят по одному представителю от каждой страны, осуществляет надзор за проведением Банком операций в соответствии с Уставом Банка.

Первым представителем в Совете управляющих ЧБТР от Украины был тогдашний Председатель правления Национального банка Украины В. А. Ющенко, который возглавлял ее в течение 1998 и 1999 годов

В феврале 2002 года Указом Президента Украины в состав Совета управляющих ЧБТР было назначен Министр экономики и по вопросам европейской интеграции Украины В. Шлапака. В состав Совета директоров от Украины входит первый заместитель Госсекретаря Минэкономики и по вопросам европейской интеграции А. И. Гончарук [31].

Все без исключения страны-участницы ЧЭС, потребности которых в кредитовании оценено по крайней мере в 100 млрд дол. США, отвод