Электронный
методический кабинет

Андская сообщество наций

Кучик • Международные экономические отношения (ru) 
Последние пятьдесят лет экономического развития принесли бага то широкоупотребляемых сейчас понятий, таких как "региональная экономика", "транснационализация", "Интеграция" и "глобализация", "центры и периферии мировой экономики" или "Мондиализм". Однако только экономическая интеграция стала одной из самых ярких тенденций второй половины XX века.

Ни одна современная страна, даже большая и развитая, не может существовать, развиваться, без влияния международных обстоятельств. Наряду с традиционной тенденцией образования, становления и развития национальных государств наблюдаются процессы возникновения разного рода наднациональных группировок на региональном и субрегиональном уровнях. Они не только расширяются, охватывая все новые группы стран, но и качественно углубляются. По ее очевидной перспективности до сих пор нет однозначного понимания сущности экономической интеграции, ее места в эволюции мирового хозяйства. Соответственно различаются между собой и прогнозы дальнейшего развития. Если вернуться к истокам интеграции, то их можно рассматривать как реакцию на кризис индустриальной цивилизации, составляющих глобального перехода к постиндустриального общества. Поэтому закономерно, что основной тенденцией развития современной экономики является, собственно, процесс интернационализации общества. Формирование новой системы отношений ставит перед обществом новая задача - создание на глобальном уровне единого механизма регулирования, который бы существующим потребностям. При этом акцентируется на реализации не только интересов отдельных государств, но и наднациональных интересов, являющихся мегауровне реализации экономических задач.

Универсальным закономерностям эволюции индустриализма подлежат все регионы мира, однако их развитие может иметь специфические особенности, прослеживаются, частности, в истории развития экономики Латинской Америки. В свое время распад испанской колониальной системы привел к катастрофическим последствиям в экономической жизни Латинской Америки, разделив ее на множество изолированных регионов с полунатуральное хозяйство. В то время Латинская Америка не имела региональных рынков, более того, только в середине XIX века страны этого региона приступили к созданию собственных национальных рынков. Однако жизнь заставила их, завершить ендоинтеграцию, перейти к развитию межнациональных хозяйственных отношений. Роль катализатора в интеграционных процессах в начале прошлого века сыграли внешние факторы, такие как Панамериканские конференции, а позже программы Панамериканского союза по развитию континентальной автотранспортной системы. Однако интенсивная интеграция стран Латинской Америки пришлась на время так называемой эпохи всеобщего процветания. Этот процесс перенес приоритеты интеграции с военно-стратегического партнерства (Организация американских государств, 1948 год) на хозяйственно-технологическую сферу (Латиноамериканская ассоциация свободной торговли, 1974 год).

В 90-х годах, наряду с НАФТА и МЕРКОСУР, возникли еще и другие зоны свободной торговли, которым благодаря их экономической мощи и политической стабильности отводится большое значение и в будущем. Андский сообществе наций или Андский группе как одной из древнейших попыток интеграции на субконтиненте предоставляется новое значение при изменившихся условиях. После более тридцатилетней истории развития андские государства находятся в начале новой фазы экономических и политических преобразований. Как далеко продвинулись страны АГ / АСН на пути интеграции, какие проблемы и трудности существовали / существуют внутри группировки? Не на последнем месте также выяснение вопроса, как развивалась АСН и каково ее будущее место и роль в процессе создания зоны свободной торговли западного полушария.



3.2.1. История создания

3.2.1.1. Первый этап (1969 - нач. 1980-х годов)

Началом интеграционных процессов в странах Латинской Америки преимущественно считают освободительную революцию конца XVIII-начала XIX в. Планы "великого освободителя" С. Боливара по созданию "Великой Колумбии" и теперь является примером для идейно-политических движений за объединение стран Латинской Америки. Из-за ряда обстоятельств объективного и субъективного характера ни в XIX, ни в первой половине XX ст. не обнаружено, видимо, значительных шагов в направлении создания постоянных (или хотя бы долговременных) латиноамериканских региональных и субрегиональных объединений.

Только во второй половине XX в. наблюдаются реальные меры по экономическому и политического интегрирования стран. Подготов кой этих мероприятий было, в частности, создания в 1948 году по инициативе Экономического и Социального Совета ООН специализированной экономической комиссии для Латинской Америки (ЭКЛА), известной еще как "Группа Р. Пребиша" [14]. Можно утверждать, что именно в рамках этой Комиссии было разработаны принципы созданной 18 февраля 1960 Латиноамериканской ассоциации свободной торговли (ЛАВТ), куда со временем вошли все страны региона. "Большую выгоду от участия в ЛАВТ имели три доминирующие экономические страны - Аргентина, Бразилия и Мексика "[24]. Поэтому идея создания собственного субрегионального экономического образования возникла в андских государств достаточно рано. Такие планы вынашивали Чили и Колумбия еще в 1954 году, но ЛАВТ дала согласие на требование стран Андского региона только в 1967 году, хотя их стремление к интеграции были изложены еще в "Декларации Боготы "(август 1966 года), разработанной во время встречи в столице Колумбии на честь избрания К. Рестрено президентом страны. Эта Декларация, подписанная руководителями Колумбии, Чили, Венесуэлы, а также полномочными представителями Эквадора и Перу, отразила недовольство этих стран общей стратегией ЛАВТ: пределы ассоциации признавались недостаточно прочными для настоящей интеграции, а потому определялся комплекс мер для безотлагательного преобразования социально-экономических структур, проведение аграрной реформы, закрепление основных норм функционирования иностранного капитала на внутренних рынках, создание широкой системы преференций в пользу менее развитых стран. Декларация провозгласила основные принципы и нормы создания в недалеком будущем кардинально новой организации (рабочая название - "Группа Боготы"), которая не только имела противостоять влиянию авторитарных режимов Бразилии и Аргентины, но и обеспечить внутреннее развитие. По внешнеполитическим вопросам, то в документе было указано следующее: "... любая попытка прямой или косвенной агрессии, совершенное на ... континенте или за его пределами, так же как и все, что мешает свободному самоопределению ... народов, абсолютно недопустимы ... "[14]. Было задекларировано также стремление к общему миру, укрепление роли ООН и усиления контроля за распространением ядерного оружия; выражена озабоченность по поводу военных конфликтов в мире, особенно в Индокитае.

"Декларация Боготы" стала бесспорным условием заключения "Пакта Картахены", который, в свою очередь, был юридическим основанием Андской группы (Grupo Andino). Договор, известный как "Андский пакт" (ч и "Пакт Картахены"), было подписано 26 мая 1969 года в колумбийской столице Боготе президентами Боливии, Чили, Эквадора, Колумбии и Перу (в 1973 году к пакту присоединилась Венесуэла а в 1976 году с него вышла пиночетовский Чили). Пакт вступил в силу в октябре 1969 года. В первоначальном варианте он предполагал снизить внутренние пошлины до 1980 года и установить общее внешнее пошлину.

Процесс становления Андской сообщества (Comunidad Andina) состоялся в три основные этапа. Первом - с момента создания до начала 80-х годов - его "закрытой интеграционной модели "[18] были присущи выраженные элементы государственного регулирования, направленного на замещение импорта, и достаточно жесткая позиция по иностранного капитала. Именно это стало основной причиной того, что в 1976 году Чили вышла из Андского сообщества. Первый этап ознаменовался стремлением андских стран реализовать "етатичну" модель интеграции, которая предусматривала активное участие государства в экономической жизни общества. Они достигли значительного прогресса в сфере либерализации взаимной торговли, координации экономической политики, регулировании деятельности иностранных вкладчиков капитала, совместного планирования промышленного развития.

Важную роль на первом этапе сыграл установлен в 1970 году общий режим отношении иностранного капитала, который сначала должен был установить эффективный контроль за деятельностью иностранных компаний, сохранить за национальным капиталом основные отрасли экономики. Основные препятствия на пути к интеграции этого этапа были связанные с противоречиями относительно степени либерализации взаимной торговли, различиями в административных и налоговых режимах. Развитие интеграции сдерживали и политические факторы, особенно неурегулированность пограничных споров между Колумбией и Венесуэлой, Перу и Эквадором.

3.2.1.2. Андский пакт и завершение второго этапа (1982-1988 годы)

С глубокого кризиса, которой подверглась Андская группа (как и вся Латинская Америка) в 80-х годах, начался второй этап существования объединения. "План интеграции превратился в макулатуру "[24].

Из-за экономического кризиса было затруднено импорт из стран-партнеров, стало очевидным противоречием духу и содержанию Картахенского соглашения. Существовала угроза роспуска группировки. Взаимному обещанием провести реформы его отложили до 1983 года. Новации же начались лишь в конце 80-х годов. Участники пакта вынуждены были просмотреть предыдущие модели развития, отказаться от ряда решений, принятых ранее, включая режимом регулирования иностранного капитала, перейти к либерализации экономической политики. Андская группа одной из первых в Латинской Америке взяла на вооружение тезис ЭКЛА и ЛАВТ о "открытый регионализм". Начался процесс перехода к более открытого рынка, ликвидации таможенных барьеров, либерализации режима инвестиций, макроэкономической стабилизации, отказа от практики протекционизма. В политическом плане фундаментальным стало восстановление демократии во всем Андском субрегионе.

Эпоху политической борьбы и протекционизма между странами-участницами Андского Пакта изменила сотрудничество с целью либерализации торговли. Осознание выгод экономического единства устранил-политических разногласий. Ушла в прошлое и геополитическая конкуренция времен "холодной войны". В результате дальнейшей интеграции отношении подобных экономик андских стран оказались достаточно благоприятными.

3.2.1.3. Третий этап (1989 год - продолжается до сих пор)

90-е годы стали для Латинской Америки десятилетием качественных изменений в политической и экономической сфере. Преодолев последствия «потерянного для развития десятилетия" [16] - 80-х годов, большинство стран региона стремились к экономическому росту. Предполагалось, что двигаться общество Андского региона должно к созданию Сообщества вроде Европейского Союза.

Новый импульс процессу интеграции стран Латинской Америки наряду с "Инициативой для двух Америк" (1990 год) президента США Дж. Буша оказали и "Багаронськи Акты" от декабря 1991 года, в которых группировки выразило намерение установить зону свободной торговли. Боливия, Эквадор и Колумбия достигли этой цели 1 сентября 1992 года, Венесуэла - 1 февраля 1993 года. Зато Перу в августе 1992 году вышла из Пакта. Однако с 1994 года страна уверенно двигалась к восстановления в статусе члена. Проведена ликвидация торговых барьеров привела в 1990-1994 годах к растущей внутренней торговли: в процентах она выросла с 4,1% до 11,9%, несмотря на то, что общий экспорт оставался неизменным.

Формирование зоны свободной торговли андских стран в основном было завершено к 1992 года, а внутри того же года, несмотря на немалые трудности и противоречия, был создан таможенный союз, который объединил Венесуэлу, Колумбию, Эквадор и Боливию. Де-юре он действует с 1 января 1995 года как таможенный союз между всеми страна-ми-членами, де-факто он существует только между Колумбией и Венесуэлой. Переговоры о введении единого внешнего таможенного тарифа (ЕЗМТ) проходили достаточно медленно и напряженно потому что возникли разногласия относительно уровня этого тарифа между Перу и Боливией, с одной стороны, и Колумбией и Венесуэлой - с другого. Перу и Боливия настаивали на низком уровне ЕЗМТ на ряд товаров, так стремились сделать их импорт дешевле. В то же время Колумбия и Венесуэла, экономика которых была более диверсифицированной, стремились защитить своего национального производителя, а затем были сторонниками высших внешних тарифов. Перу и Боливия выступали также против любого субсидирования экспорта, тогда как Колумбия и Венесуэла проводили политику всестороннего поощрения экспорта, довольно часто прибегая к его субсидирования. В этих условиях Колумбия и Венесуэла решили независимо от других государств-членов ввести с 15 марта 1992 ЕЗМТ обеих стран. Его структура была простой: ЕЗМТ повышался с ростом уровня обработки товара. Внутри 1992 Эквадор установил новый национальный таможенный режим, в целом соответствовал предыдущим договоренностям относительно ЕЗМТ в пределах АСН. Однако при этом оставалось много исключений, которые в основном составляли сырьевые товары и разного рода оборудования. Национальные тарифы на эти товары были ниже ЕЗМТ, поскольку Эквадор так же, как и Боливия и Перу, был заинтересован в удешевлении их импорта с целью снижения стоимости национальных товаров, которые производились с применением импортных. Боливии как наименее развитой стране субрегиона было разрешено сохранить национальные тарифы. В течение 1989-1992 годов перуанский

правительство поддерживало предложения Совета Картахенского соглашения о ЕЗМТ с несколькими исключениями. В то же время он стремился к координации торговой политики, есть ликвидации всех экспортных субсидий. События в Перу в апреле 1992 года, когда парламент страны был распущен, вызвали отличие преференциального режима в торговли с партнерами по АСН. Венесуэла и Колумбия приняли мер против Перу. В дальнейшем Перу строила свои торговые отношения с другими странами группировки на двусторонней основе, приостановив членство в АСН. В июне 1992 года Перу проголосовала против предложения относительно ЕЗМТ, а затем отказалась выполнять совместное решение. Таким образом, внутри 1992 сформировался таможенный союз в составе Боливии, Венесуэлы, Колумбии и Эквадора. На самом деле это был первый таможенный союз в Латинской Америке, хотя и несовершенный, со значительными исключениями в отношении ЕЗМТ. Последующие годы принесли новые встречи и совещания стран-членов относительно введение единого внешнего таможенного тарифа. Наконец в ноябре 1994 года противоречия в основном были устранены и окончательно утвержден ЕЗМТ трех стран, официально начал действовать в феврале 1995 года. Ставка этой пошлины колебалась от 5 % До 20%, а для автомобильной промышленности она составляла 40% [51, составляя в среднем 14%. Оно распространялось на 88% согласованной таможенной номенклатуры (т.е. перечня товаров и услуг), включала 6650 наименований.

Но на этом процесс не остановился. Страны хотят продолжать интеграцию, доказательством чего стало превращение дополнительным протоколом к Картахенскому Соглашения Андской группы в андских сообщество наций, что произошло во время встречи на высшем уровне 10 марта 1996. Общий рынок, который создают андские страны, имеет совокупный потенциал в 100 млн потребителей. В 1999 году суммарный ВВП стран Андского региона превысил 270 млрд дол., экспорт составил около 49 млрд долл., а импорт - 41 млрд [5]. Однако общий объем внутризонального торговли пока невелик, его большая часть приходится на товарообмен между Колумбией и Венесуэлой, интеграция между которыми развивается наиболее успешно. Последние годы довольно быстро расширяются торговые связи между Колумбией и Эквадором.

Наряду с экономической, андские государства стремятся и политического единства - вроде Европейского Союза. Она отражается в их общей внешней политике, которая набирает все больший размах.

3.2.2-Цели организации, ее органы и учреждения

3. 2.2.1. Сущность основных задач АГ и АСН

Образование Андской группы Совершилось необходимости реорганизации имеющихся тогда гоподарських отношений и налаживание связей с другими регионами и государствами мира. Отсюда и задачи деятельности группировки определило как:

- Содействие гармоничному и равноправному развитию всех государств-участников;

- Ускорение экономического развития и роста благодаря широкой и многогранной социально-экономической интеграции;

- Обеспечения занятости

- Поиск способов постоянного улучшения уровня жизни населения андских стран.

Основной целью Договора Картахены было проведение субрегиональной интеграции быстрее, чем интеграции южноамериканского континента, тогда лишь набирала обороты.

В 1990 году была подписана "Андская стратегия", в которой сформулированы три основных цели: развитие Андского экономического пространства; углубление международных связей стран Андского региона; вклад в единство Латинской Америки.

В "Акте мира", принятом в том же году, среди важнейших задач определены: углубление процесса интеграции андских стран; реализация его отдельных этапов (Зона свободной торговли, таможенный союз), а также других мероприятий, необходимых для создание Андского общего рынка.

Дополнительному протоколу к Договору Картахены от 10 марта 1996 года уже Андская сообщество наций дополнила определены задачи новыми:

- Содействие участию стран-членов АСН в интеграционных региональных процессах с целью создание общего рынка Латинской Америки;

- Усиление экономической и политической интеграции;

- Выработка единой экономической политики стран-членов

- Координации проектов стран-членов

- Гармонизации законодательства;

- Осуществление контроля за выполнением принятых в рамках АГ и АСН правовых норм и за их единственной интерпретацией;

- Установление тесных взаимосвязей между регионами и органами АСН через вспомогательные учреждения - Союз частных предпринимателей и Андский институт труда.

Для достижения поставленных целей деятельность Сообщества разносторонняя. Внутрирегиональные повестку дня включает: внедрение политики устойчивого развития, борьбу с изготовлением и сбытом наркотиков, создание до 2005 года общего рынка, а также "андской зоны мира" [7, 27] (урегулировать уже существующие и предотвратить потенциальные конфликты, сотрудничество по делам беженцев и выдачи преступников). Внешне ориентированный повестку дня состоит из внедрения общего внешнего пошлины, а также общей внешней политики, разветвления системы хозяйственных отношений с другими организациями, содействие переговорам по торговле со странами МЕРКОСУР, как и активного участия в создании зоны свободной торговли Северной и Южной Америк.

3.2.2.2. Основные органы организации

Постоянные органы Андской сообщества наций официально начали качественно новую деятельность в 1996 году после нескольких этапов эволюции ее институциональной системы и преобразования в стабильную систему отдельных органов с определенными задачами и полномочиями. Андская система интеграции включает:

Политический сектор в составе Совета президентов, Совета министров иностранных дел и координационных механизмов; созданные по Картахенскому соглашению Комиссии, Хунту, Совет, Парламент и вспомогательные органы.

Финансовый сектор в составе Андской корпорации развития и Андского резервного фонда, Соглашения с социальной сферы, предпринимательские объединения и совместные компании.

Так, ежегодные встречи на высшем уровне (которые происходили с 1990 года) преобразованы дополнительным Протоколом в Трухильо в 1996 году Совет президентов представляет политическое руководство сообщества. Совет президентов является высшим органом АСН, который определяет политические приоритеты региона, управляет процессами интеграции и согласования сферы общих интересов, проводит оценку экономического развития стран-членов, определяет общую внешнюю политику, а также представляет АСН в других международных организациях. Заседание ведет ежегодно каждая из стран-членов ротацией, однако если возникнут проблемы, требующих немедленного решения, допускается созыв внеочередной сессии Рады. Чаще политическое представительство Андской сообщества наций в международных отношениях осуществляет председатель Совета, пост которого поочередно занимают все президенты стран-членов АСН. Очередь определяется алфавитном порядке названий стран. Срок полномочий председателя Совета составляет 1 год.

Совет министров иностранных дел согласовывает внешнеэкономические акции институтов Андской группы, способствует углублению интеграции и выработке общей внешней политики. Она состоит из министров иностранных дел и их заместителей. Заседает ежегодно, возможно проведение заседаний вне. Совет возглавляет президент, которым становится министр иностранных дел страны, председательствующей в Совете президентов АСН. Как и в Совете президентов, решения принимаются консенсусом. На одном из заседаний Рады 26 июня 1997 года в Кито (Quito), Эквадор, было решено предоставить Перу особый статус (после того, как Перу 10 апреля заявила о своем выходе из Сообщества), что уможливлював бы дальнейшее принятие Перу до АСН. Совет министров иностранных дел стран-членов АСН уполномочена вести переговоры и подписывать соглашения по вопросам внешней политики с третьими странами, группой стран или международными организациями. Совет определяет также в пределах своей компетенции общую позицию государств-членов АСН на международных форумах, конференциях и в других международных переговорных процессах по политическим вопросам и принимает решение и декларации. Декларации должны необязательный характер, тогда как решение есть юридической нормой.

Одной из важных задач Совета министров иностранных дел является подготовка заседаний Совета президентов. Назначение и освобождение от должности Генерального секретаря входят также к полномочиям Совета.

Комиссия является высшим исполнительным органом, который вырабатывает общую политическую линию, координирует совместные проекты, согласовывает экономическую политику и следит за соблюдением соглашения. Состоит из пяти полномочных представителей государств-членов. Решение принимается большинством в 2/3 голосов (из важных вопросов - единогласно). По требованию одной из стран-членов Генерального секретаря президент Комиссии может созвать расширенное заседание Комиссии.

Хунта - "технический орган", состоящий из трех членов, которые назначались Комиссией на 3-летний срок для выполнения ее решений и поручений. Члены Хунты имели одинаковые полномочия и каждый из них в течение года исполнял обязанности координатора, который был официальным представителем Хунты. Протокол 1996 года хунта была реорганизована в Генеральный секретариат с теми же задачами, полномочия которого начались 1 августа 1997 года. Дополнением к полномочиям Хунты для Генерального секретариата стали бы управления интеграционным процессом, контроль за выполнением международных обязательств АСН, поддержания постоянного диалога между странами-членами группировки, а также работа с исполнительными органами других региональных международных организаций. Его возглавляет избранный Советом министров иностранных дел Генеральный секретарь с усиленной исполнительной властью. Генеральный секретариат располагает 10 отделов и обладает законодательной инициативе. Предложения и проекты решений направляют или в Совет министров, или в Комиссию АСН. Генеральный секретариат формирует повестку дня заседаний Совета министров иностранных дел. Штаб-квартира Генерального секреатриату находится в Лиме (Перу).

Андский парламент был основан еще в 1979 году. Первое заседание проведено в 1980 году Состоит из 25 депутатов (от каждой страны - 5 народных избранников) заседает поочередно в каждой столице государств-членов. Андском парламента отведена совещательная функция, хотя подчеркивается его важная роль в законодательном процессе, в котором он разрабатывает законопроекты. Парламент призван приводить в соответствие и устранять противоречия в законодательствах стран-членов, а также сотрудничать с парламентами стран-участниц Договора Картахены и третьих стран. Согласно дополнительным Протоколом к Картахенскому соглашения, члены парламента избираются по процедуре прямого голосования, обеспечивая таким образом непосредственное волеизъявление населения стран-членов и их народное представительство. Такую форму избрания депутатов одобрили все страны АСН, за исключением Венесуэлы, где сохраняется старая система формирования парламента. Секретариат парламента АСН находится в Боготе (Колумбия). Андский суд (основан в 1979 году в Кито, Эквадор) начал работу в 1984 году. Состоит из 5 судей с безупречной моральной репутацией, являются высококвалифицированными юристами и избираются государствами-членами сроком на 6 лет. Судьи должны быть полностью независимыми в выполнении своих обязанностей. Они не могут занимать других должностей (оплачиваемых или неоплачиваемых, кроме преподавательской) и должны воздерживаться от любых действий, противоречащих их статуса. Судьи, секретарь суда и должностные лица, назначенные последним на должность международных служащих, должны обладать привилегиями и иммунитетами в соответствии с их статуса на территории страны пребывания. Так, судьи должны иметь те же привилегии и иммунитеты, что и главы дипломатических миссий, в то время как привилегии других категорий должностных лиц должны устанавливаться по взаимному договоренности между судом и правительством страны пребывания.

Суд должен служить для рассмотрения споров и толкования законодательства. Основной арбитражный орган Андской сообщества наций обязан также представлять годовые отчеты Раде президентов, Совету министров иностранных дел и Комиссии. В компетенции суда решения таких споров, возникающих в процессе применения или интерпретации договоров, заключенных между органами и учреждениями Андской системы интеграции или между последней и третьими лицами с согласия сторон. Физические и юридические лица могут согласиться представить в арбитраж суд любые споры, которые могут возникнуть в результате применения или интерпретации аспектов частных договоров, которые подчинены единой юридической системе Андской сообщества.

Решения, принимает суд, являются обязательными к исполнению и сразу же включаются в законную системы группировки. Идея "судебной наднациональности", отражена в учредительных актах некоторых региональных экономических сообществ, свойственна прежде Европейскому Союзу (где она была впервые внедрена) и

меньшей степени суда Картахенского соглашения [4, 18], что имеет уже заметный опыт в разрешении споров. Заслуга суда Картахенского соглашения в том, что он является реальным инструментом урегулирования разногласий, в то время как остальные арбитражных органов интеграционных группировок остаются лишь потенциальными.

3.2.2.3. Специальные институты сообщества

Андский резервный фонд (АРФ) основан в 1976 году в Бо Готе, Колумбия, для оказания помощи странам-членам в решении проблем платежного баланса. Это финансовый институт АСН, который руководит частью резервов государств-участников договора для согласования финансовой и валютной политики, а также поддержание платежного баланса. Этот институт дает рекомендации по улучшению инвестиционного климата, избежания кризисных ситуаций в экономиках стран-членов по вопросам банковского, финансового и кредитного законодательства. Благодаря созданию АРФ в систему расчетов удалось ввести новую единицу - Андское песо, которое в основном используется в совместной торговле и туризме, а также как дополнительная защита краткосрочного кредита. Штаб-квартира АРФ находится в Боготе.

Университет АСН "Симон Боливар" - вспомогательный институт организации, основными функциями которого является осуществление научных исследований по различным аспектам региональной интеграции, обучения студентов, предоставления дипломированным специалистам второго высшего образования, сотрудничество с вузами стран-членов АСН, разработка образовательных программ, оказание консультационной помощи органам и институтам организации. Штаб-квартира Университета АСН "Симон Боливар" находится в Сукре (Боливия).

Консультационный совет предпринимателей АСН - институт консультационного характера, состоит из 4 делегатов, избранных среди руководителей высшего звена наиболее влиятельных ассоциаций предпринимателей стран-членов АСН. Основной его задачей является обеспечение участия предпринимательского сектора в построении внутреннего рынка. Совет дает оценку планам действий и программам по региональной интеграции в аспекте развития предпринимательства в странах-членах. Эти документы имеют консультативный характер и направляются в Совет министров иностранных дел, Комиссии или Генеральный секретариат АСН. По требованию этих органов Консультационный совет может подавать свои выводы и по другим вопросам. Штаб-квартира Консультационного совета предпринимателей АСН находится в Лиме (Перу).

Консультационный совет по рабочим вопросам - вспомогательный институт, который также наделен совещательными функциями и состоит из представителей профсоюзов стран-членов АСН. Его основной функцией является обеспечение участия среднего класса в реализации интеграционной политики и формировании общего рынка. Оперативная деятельность аналогична деятельности Консультационного совета предпринимателей АСН. Штаб-квартирой Совета был избран Каракас (Венесуэла), а местонахождению Технического секретариата Консультационного совета по рабочим вопросам стала Лима (Перу).

Андская корпорация развития (АКР) - основная кредитно-финансовое учреждение группировки - основанная в 1968 году в Каракасе, Венесуэла. В ее состав входят, кроме 5 стран-членов АСН, также Мексика, Тринидад и Тобаго (с 1994 года), Бразилия (с 1995 года).

Андская корпорация развития начала кредитные операций с 1970 года. АКР действует как многофункциональный банк и агентство по экономическому и финансового содействия на принципах независимости, автономности, суверенности, невмешательства, уважения партнерских прав, солидарности в случае внешней угрозы, помощи в борьбе против агрессора и защиты общих территориальных вод. Функции АКР:

- Предоставление кредитов;

- Оказание технической помощи;

- Предоставление гарантий и аваля;

- Участие в акционерном капитале предприятий - операции совместного финансирования;

- Открытие кредитных линий предприятиям и банковским учреждениям для финансирование внешнеторговых операций и пополнение оборотных средств;

- Предоставление средств через национальные банки стран-членов и кредитования производственного сектора;

- Прямое финансирование предприятий частного сектора;

- Постоянный контроль над созданием и состоянием новых финансовых инструментов согласно потребностей и возможностей рынка капиталов;

- Поддержка предприятий и банков в их деятельности на местных и международных рынках капиталов - помощь в проведении лизинговых операций;

- Привлечение краткосрочных депозитов и эмиссия региональных облигаций;

- Предоставление консалтинговых услуг;

- Деятельность в качестве финансового агента и др..

Капитал корпорации составляет более 3 млрд долл.. США. Характерно, что АКР может предоставлять кредиты как правительствам членов сообщества так и позазональним странам. Кредитам могут пользоваться также компании, действующие в Андском субрегионе. Как позазональни члены в Андский корпорации развития участвуют Бразилия Мексика, Панама, Парагвай, Тринидад и Тобаго, Чили, Ямайка. Но деятельность АКР имеет такую особенность: она может предоставлять кредиты тем организациям и предприятиям, хоть и расположены в третьих странах, но в их деятельности заинтересована хотя бы одно государство Андского сообщества.

Высшим руководящим органом АКР является общее собрание акционеров. Правомерность такого собрания и квоты голосования на нем определяются уставом. Акции делятся на три категории: "А", подписание которых осуществляется правительствами андских стран, "В", предназначены для государственных и частных национальных компаний и физических лиц, "С" - Для позазональних членов, по которым зарезервировано 20% уставного капитала.

Общее собрание акционеров выбирает директорат в составе 12 членов. Из членов директората избирается исполнительный президент сроком на 5 лет. Наряду с директоратом действует Исполнительный комитет, назначается директоратом в составе 6 членов, которым предъявляют акционеры; этот комитет возглавляет президент. Задачей этого органа является одобрение финансовых операций на ограниченную сумму, которую устанавливает директорат.

Март 1996 в АКР действует Аудиторский комитет в составе 4 человек: исполнительного президента, президента Исполнительного комитета и двух членов директората, что избираются на двухлетний срок. Функциями Аудиторского комитета является выбор внешних аудиторов, заключения с ними договора и проверка годовых отчетов о финансовое состояние банка, которые готовят аудиторы.

В АКР сейчас действуют четыре главные управления, отражающие основные направления деятельности этой организации. Главное управление Банка развития осуществляет операции с центральными и местными правительствами, автономными правительственными институтами и компания мы государственного сектора. Главное управление Корпоративного банка регулирует финансирования предприятий частного сектора главная управления финансовых институтов занимается распределением кредитных ресурсов корпорации из-за финансовых посредников, действующих в странах-членах банка. Функция Главного управления финансов - привлечение денежных средств на международных рынках и

управления ими.

3.2.3. Направления деятельности организации

3.2.3.1. Внутренняя сотрудничество

Основы для тесного сотрудничества в рамках группировки заложила восьми встречах на высшем уровне, состоявшейся в Трухильо в Перу с 8 до 10 марта 1996 года. Ее результатом стала реструктуризация Андского пакта и его превращения в Андский сообщество наций, которая теперь наряду с экономическими преследует и политические цели: уменьшение политических споров внутри региона и согласования совместной внешней политики, гармонизацию и унификацию законодательства путем их уподобление, поддержку социальных реформ и сотрудничество в других сферах государственной жизни.

Внутрирегиональные политика стран Андского региона имеет три аспекта:

1. Политический аспект. Основной политической целью является заложение основ общей внешней политики и ее дальнейшее развитие. С этой концепцией партнеры согласились в 1998 году, после того, как признали, какое значение имеет общая внешняя политика. На смену этому принципу 2001 пришла концепция "Политического сотрудничества в рамках Андского региона" [4, 27], которая включила также непривлеченных до сих пор аспекты из сферы юстиции и внутренней политики. В этом поступке участников Договора Картахены можно проследить тенденцию к полного сближения наподобие Европейского Союза. Поэтому Андская сообщество старается как на национальном, так и на международном уровнях согласовывать свои действия, соблюдать общих позиций по важным вопросам.

После заключения Договора об укреплении принципов демократии Договор Картахены был дополнен многочисленными