Электронный
методический кабинет

Международная торговля товарами

Козик В.В. • Международная экономика и международные экономические отношения • 2003 (ru) 
1.5.1. Суть, виды и показатели мировой торговли

В мировом хозяйстве все больше развивается такая специфическая форма международных отношений, как мировая (всемирная) торговля. На долю торговли приходится примерно 80% всего объема международных экономических отношений.

Мировая (всемирная) торговля - это торговля, которая предусматривает перемещение товаров и услуг за пределы государственных границ. ее можно трактовать как отношения стран с целью вывоза (экспорта) и ввоза (импорта) товаров и услуг. ТНК продают товары по всему миру, так купить ягуар можно во всех больших городах Земли.

В фиксированный таможенной статистике объем экспорта товаров в зависимости от их происхождения и назначения входят:

1. Вывоз товаров, изготовленных (произведенных и переработанных) В данной стране.

2. Вывоз отечественных товаров, особенно сырья и полуфабрикатов, для переработки за границей под таможенным контролем с последующим возвратом.

3. Реэкспорт - вывоз товаров, ранее ввезенных из-за границы, включая товары, которые проданы на международных аукционах, товарных биржах и т.д..

4. Временный вывоз за границу отечественных товаров (на выставки, ярмарки и т.д.) с последующим их возвратом, а также вывоз временно ввезенных зарубежных товаров (на аукционы, выставки, ярмарки и т.д.).

5. Поставки в рамках транснациональных корпораций (ТНК), а также вывоз продукции в порядке прямых производственных связей. В объем импорта входит:

1. Ввоз из-за границы товаров для реализации на рынке.

2. Реимпорт - обратный ввоз из-за границы отечественных товаров, ранее вывезенных туда.

3. Импорт товаров (сырья, полуфабрикатов, узлов, деталей) для переработки в данной стране и вывоза за границу.

4. Временно ввезенные (на международные выставки, аукционы, ярмарки) товары.

5. Импортные поставки продукции в рамках ТНК.

К товарам, кроме материальной продукции, или "видимых" благ, принадлежащих предназначены для продажи продукты интеллектуального труда - патенты, лицензии, ноу-хау, фирменные знаки и другие виды экспортных документов.

К международной торговле услугами относятся транспортные услуги, фрахт, международный туризм, банковские, биржевые и посреднические услуги, страховые операции, рекламные мероприятия, ярмарки, обмен в области культуры, информации и другие "Невидимые" блага.

В качестве продавцов и покупателей выступают государства, государственные и негосударственные организации, отдельные лица, частные, акционерные и кооперативные предприятия и фирмы.

Любому государству для успешного функционирования на всемирном рынке необходимо иметь свою внешнеэкономическую инфраструктуру - систему, которая может обеспечить продвижения товаров и услуг от производителя к потребителю в другой стране. В этой системе основными являются материально-техническая база (склады, оборудованные необходимым оборудованием) и специализированные организации для послепродажного технического обслуживания. Страна, не имеющая внешнеэкономической инфраструктуры, вынуждена много тратить для обеспечения доступа к внешнеэкономической инфраструктуры других государств (для оплаты транспортировки, страховых и банковских услуг, услуг торговых домов или компаний и т.п.).

Денежные расчеты с внешнеторговых операций и кредитования внешней торговли осуществляются преимущественно банковскими учреждениями (не обязательно специализированными).

Страхованием грузов занимаются специальные учреждения страхового бизнеса.

Состояние внешней торговли характеризуется рядом показателей, среди которых основными являются ее объем, динамика экспорта и импорта, товарная и географическая структура.

Объем мировой торговли определяется в натуральных и стоимостных показателях. Стоимостные показатели преимущественно рассчитываются в национальной валюте и переводятся в доллары США для их сравнения Страны с высоким уровнем инфляции рассчитывают экспорт и импорт сразу в долларах США. Для стоимостной оценки экспорта большинство стран использует базу цен ФОБ (FOB - Free on Board ("свободный на борту судна ")), по которой продавец обязан доставить товар в порт отгрузки и загрузить его на борт судна. Для оценки импорта чаще всего используется база цен СИФ (CIF - Cost, Insurance and Freight ("стоимость, страхование и фрахт "));

при этом продавец за свой счет фрахтует судно, грузит товар и страхует его от рисков.

При таких условиях стоимость мирового экспорта всегда меньше стоимости мирового импорта на размер расходов для перевозки и страхования.

Физический объем мировой торговли оценивается в весовых единицах (тоннах, килограммах, фунтах) или в специфических единицах измерения (баррелях, бушелях, мешках).

Изменение объемов торговли характеризуется динамикой внешнеторгового товарооборота. Внешнеторговый товарооборот страны - это сумма ее экспорта и импорта. Разница между совокупным импортом и экспортом в течение определенного периода (Года, квартала и т.д.) составляет сальдо торгового баланса. Оно является активным (Положительным), если экспорт по стоимости превышает импорт, и пассивным (отрицательным), когда ситуация противоположная. Покрывают отрицательное сальдо торгового баланса золотом или конвертируемой валютой.

Если измерение ведется в натуральных единицах, динамика внешнеторгового товарооборота выражается в индексах физического объема экспорта и импорта. Эти индексы отражают тенденции в изменении объемов реальных масс товаров.

На стоимостные показатели влияют цены. Поэтому стоимость, например, экспорта может уменьшиться, даже если увеличиваются физические объемы проданных товаров, когда цены на них снизились. И наоборот, увеличение стоимостных показателей внешнеторгового товарооборота может отражать не физическое увеличение торговли, а рост товарных цен.

Географическая структура международной торговли - это распределение торговых потоков между отдельными странами и их группами, выделенными по территориальному или организационной признакам. Например, Азия, Африка, Европа, Америка - за территориальному признаку; страны ЕС, страны НАФТА, страны МЕРКОСУР и т.п. - за организационному признаку.

Товарная структура международной торговли характеризует товарное наполнение экспорта и импорта (сельскохозяйственные продукты, продукты добывающей промышленности, промышленные товары и т.д.).

Степень активности в мировой торговле является одним из главных признаков участия страны в международных экономических отношениях. Для ее оценки используются такие показатели:

а) экспортная квота;

б) импортная квота;

в) структура экспорта;

г) структура импорта;

д) сравнительное отношение доли страны в мировом производстве ВВП / ВНП и ее доли в мировой торговле.

Экспортная квота отражает отношение объема экспортируемых товаров и услуг в ВВП / ВНП. На уровне отрасли - это удельный вес экспортируемых отраслью товаров и услуг в их общем объеме.

Импортная квота - это отношение объема импорта к ВВП / ВНП. Удельный вес экспорта и импорта в ВВП / ВНП является количественным индикатором открытости экономики в первом приближении. Комплекснишим показателем открытости считают внешнеторговую квоту. Она выражается отношением объема внешнеторгового оборота к ВВП / ВНП.

Структура экспорта - это отношение или удельный вес экспортируемых товаров за видами и степенью их переработки. Этот показатель характеризует направленность экспорта (сырьевая, машинно-технологическая и т.п.) и роль страны в международной отраслевой специализации.

Структура импорта характеризует состав и отношение объемов сырья и готовой конечной продукции, ввозимых в страну.

Показатель сравнительного отношение доли страны в мировом производстве ВВП / ВНП и ее доля в мировой торговле характеризуют соответствие производимых товаров мировому уровню качества и уровень развития отрасли. Так, если доля страны в мировом производстве определенного вида товара составляет 5%, а доля в мировой торговли этим видом товара 1%, то это свидетельствует о несоответствии качества этого вида товара мировым требованиям, а следовательно, и о низком уровне развития отрасли целом.

1.5.2. Динамика и тенденции мировой внешней торговли

Внешняя торговля на современном этапе является чрезвычайно динамичной. Это обусловлено значительной степени развитием специализации и ко-оперирования производства в международном масштабе, отменой многих ограничений в международной торговле, высокими темпами развития "новых индустриальных стран".

Господствующие позиции в мировой торговле занимают развитые страны. На их долю приходится 2/3 объема экспорта и такая же доля импорта. Соответственно на страны развивающиеся страны и страны с переходной экономикой приходится около 1/3 мировых экспорта и импорта.

Крупнейшими экспортерами мира является Германия, США, Япония, Франция, Великобритания, Италия, Канада, Нидерланды, Бельгия.

Несмотря на общую тенденцию к росту, в международной торговле отмечаются значительные колебания, что обусловлено экономическими кризисами, обострением энергетического кризиса, нехваткой сырья и другими проблемами. Так, в 1991 г. темпы роста составляли 2,9%, в 1992 г. - 5,2%, в 1993 г. - 3,9%, в 1994 г. - 9,2 %.

Стабильное и устойчивый рост международной торговли определяется многими факторами, основными из которых являются:

а) развитие и углубление международного разделения труда и интернационализация производства;

б) рост торгово-экономической интеграции с формированием общих рынков, зон свободной торговли и т.п.;

в) либерализация международной торговли;

г) научно-техническая революция,

д) формирование в странах с переходной экономикой экономических моделей, ориентированных на внешний рынок.

Внешняя торговля на современном этапе превратилась в важную сферу экономики любой страны. Увеличивается ее влияние на мировое экономическое развитие.

Роль внешней торговли в экономике каждой страны растет, несмотря на то, что международные торговые связи неустойчивы. Вследствие этого в структуре товарооборота и в направлениях внешнеторговых потоков постоянно происходят изменения.

Сегодня в международной торговле существенно сокращается удельный вес сырья и резко повышается доля готовых изделий. В таких странах, как Германия и Япония, доля готовой продукции в экспорте составляет около 90%. Всего в товарной структуре мирового экспорта более 2/3 - это продукция обрабатывающей промышленности, причем ее удельный вес постоянно растет, а менее 1/3 - сырье и продовольственные товары.

Высокими темпами растет международная торговля машинами и оборудованием, продукцией электротехнической промышленности.

В экспорте все большее значение приобретает наукоемкая продукция. Это привело расширение торговли услугами. Темпы роста торговли услугами в 90-е годы значительно превысили темпы роста международной торговли "видимыми" товарами. Экспорт - импорт услуг стимулирует международную торговлю товарами производственного характера.

Характерной чертой современного этапа является увеличение доли торговли индустриальных стран между собой. На нее приходится более 70% всемирной торговли. Доля стран, развивающихся стран в мировой торговле не достигает и 20%. Экономически менее развитые страны пытаются усилить свои позиции в мировой торговле, диверсифицируя ее, то есть одновременно развивая многие ее направлений и расширяя ассортимент товаров.

Важное значение в современных условиях приобретает торговля патентами, лицензиями, ноу-хау и другими экспертными документами и связанный с ней обращение товаров, услуг, капиталов.

1.5.3. Типы внешнеторговой политики государств

Для регулирования своей внешней торговле каждое государство законодательно устанавливает определенные правила и условия внешнеторговой политики. Ими государство пытается обеспечить благоприятные условия национальным товаропроизводителям, создать необходимые условия для вывоза национальных товаров на рынки других стран и ограничить ввоз иностранных товаров в свою страну. Так государство ощутимо влияет на общее состояние экспортно-импортных отношений. Зависимости от масштабов вмешательства государства в международную торговлю различают два типа внешнеторговой политики:

• политика свободной торговли;

• политика протекционизма.

Политика свободной торговли - это политика минимального вмешательства государства в внешнюю торговлю, которая развивается на основе свободных рыночных сил спроса и предложения. Такая политика базируется на устранении любых препятствий к ввозу и вывоза иностранных и отечественных товаров. Таможенные органы выполняют только регистрационные функции. Эту политику проводят страны с высоким уровнем развития производительных сил, что позволяет местным предпринимателям

выдерживать конкуренцию.

Протекционизм - это государственная политика защиты внутреннего рынка от иностранной конкуренции с использованием системы ограничений импорта.

Проводя политику протекционизма, государство защищает национальных производителей, стимулирует развитие национального производства. С другой стороны, такая политика может привести к застойным явлениям, поскольку ослабляются стимулы к техническому прогресса, что, в свою очередь, ведет к падению конкурентоспособности национальных товаров. При такой политике усиливается нелегальный ввоз товаров контрабандой. Кроме того, торговые партнеры могут принять соответствующие меры по экспорту товаров этой страны нанесет ее экономике ущерб. Протекционизм преобладает в внешнеторговой политике развивающихся стран.

Выделяют несколько форм протекционизма:

• селективный - направлен против отдельных стран или отдельных видов товаров;

• отраслевой - направлен на защиту отдельных отраслей, чаще сельского хозяйства;

• коллективный - проводится объединениями стран в отношении стран, не входящих в эти объединения;

• скрытый - осуществляется методами внутренней экономической политики.

Относительно того, что и для какой страны лучше - политика свободной торговли или протекционизм, единого мнения нет. Современный протекционизм концентрируется в основном, в относительно узких областях. Политика свободной торговли является привлекательной. Поэтому в большинстве страны проводят гибкую внешнеторговую политику, используя как методы протекционизма, так и политику свободной торговли.

Украина в международной торговле предпочитает политике свободной торговли, но одновременно избирательно проводит политику протекционизма в отношении определенных стран и групп товаров.

По состоянию на июль 1997 г. Украина заключила соглашения о свободной торговле с такими странами [15, с.19]

а) ратифицировано обеими сторонами - Беларусь, Россия;

б) ратифицировано Украиной - Азербайджан, Армения, Грузия, Эстония, Латвия, Молдова, Туркменистан, Узбекистан

в) не ратифицировано - Казахстан, Литва.

Страны, с которыми Украина заключила торгово-экономические соглашения с установлением режима наибольшего благоприятствования, или национального режима

а) ратифицировано обеими сторонами - Австрия, Болгария, Греция, Эстония, Египет, Индия, Китай, Турция;

б) ратифицировано Украиной - Алжир, Аргентина, Бельгия, Бразилия, Великобритания, Вьетнам, Гвинея, Германия, Дания, Израиль, Польша, Индонезия, Италия, Канада, Ливия, Нидерланды, Южная Корея, Словения, Франция, Швейцария, Югославия;

в) не ратифицировано - Беларусь, Венгрия, Грузия, ОАЭ, КНДР, Ливан, Латвия, Литва, Молдова, Монголия, Румыния, Словакия, Тунис, Финляндия, Хорватия, Чехия.

Кроме того, заключены контингентные соглашения с Кыргызстаном, Туркменистаном, Россией, Узбекистаном, которые предусматривают, что режим свободной торговли не распространяется на определенные группы товаров.

Несмотря на это, по сравнению с другими странами бывшего социалистического лагеря экономика Украины является наименее открытой, подтверждают исследования.

В 1996 г. Центральноевропейский университет проанализировал открытость экономик новых независимых государств. Данные приведены в табл. 1.5.1. Открытость экономики - это отношение суммарного объема экспорта, импорта и не факторинговых услуг в ВНП (%).



Данные таблицы свидетельствуют, что Украина по состоянию на 1994 г. находилась на последнем месте по темпам роста открытости экономики. Но современная экономическая политика правительства Украины свидетельствует о принят курс на открытость экономики и широкую интеграцию в мировое хозяйство.

1.5.4. Экономические последствия протекционистской политики

Проведем простой анализ спроса и предложения для исследования экономических последствий введения защитных тарифов на какой нибудь товар X. Рассмотрим три стадии модели (рис. 1.5.1):

1) до начала торговли, когда товар производится и потребляется только внутри страны;

2) при условии свободной торговли, когда импорт товара из-за границы ничем не ограничивается;



3) после введения импортного тарифа.

До начала торговли. Страна производит и потребляет товар X, в производстве которого она имеет сравнительных преимуществ, в точке С. Линиями Dd и Sd показано внутренние спрос и предложение товара. При отсутствии торговли внутренняя цена и объемы производства товара X соответственно составят OPd и OQ3.

При свободной торговли. Страна открыта для мировой торговли и поэтому другие страны, имеющие сравнительные преимущества в производстве товара X и доминируют на мировом рынке, начинают продавать свои товары X в этой стране за мировым цене OPw ниже, чем внутренняя цена.

Поскольку мировой рынок может поставлять в эту страну неограниченное количество товара X по цене OPw, линия предложения будет иметь вид горизонтальной прямой Sd + W, которая покажет объем товара, доступен покупателям данной страны как из внутренних, так и из внешних источников. Спрос равен предложению в условиях свободной торговли в точке А, причем внутреннее потребление составит OQ5, внутреннее производство - OQV а разница между этими двумя значениями - Q, Q5 - это объем импорта. Итак, в результате импорта внутренняя цена товара упала с уровня OPd до уровня OPw, а местные производители продают на Q1Q3 товара меньше, чем до начала торговли.

После введения тарифа. Правительство для защиты национальных производителей, которые теряют прибыли из-за наплыва дешевых товаров из-за границы, вводит импортный тариф на каждую единицу товара X, в

размере P1Pw + t. Этот шаг приведет к росту внутренней цены с ОРш к OPw + t и будет иметь целый ряд последствий. Кривая совокупного предложения перемещается вверх на значение введенного тарифа (t) на уровень Sd + w + t. При новом уровне предложения внутренний спрос равен совокупному (внутренний и внешний) предложения в точке В, в которой под защитой импортного тарифа внутреннее производство увеличивается на QXQ2, а внутреннее потребление уменьшается на QtQb. Импорт сокращается с QjQ5 к Q2QV Итак, в результате введения тарифа уменьшилось внутреннее производство товара X, что, в свою очередь, привело к сокращению импорта.

До введения импортных тарифов потребительский излишек, то есть выгода от приобретения товаров по цене Р, равен площади треугольника ADPw, следовательно потребители могли потреблять товар в любых количествах, ограниченных кривой совокупных внутренней и внешней предложения и кривой внутреннего спроса. Вследствие того, что кривая предложения Sd после налогообложения импорта тарифу переместилась вверх на значение тарифа t, избыток потребления ограничивается треугольником BDPw + t. Сокращение потребительского излишка равна заштрихованной области (а + Ь + с + d). Это то, что теряют покупатели вследствие уменьшения потребительского излишка, или чистые общие потери потребителя от введения импортного тарифа.

Эти потери частично компенсируются за счет выгоды, получаемой от введения пошлины государство и отечественные производители товара X. Государство аккумулирует в государственном бюджете дополнительные доходы, полученные в результате обложения импорта пошлиной. Эти доходы рассчитываются как произведение размера импорта страны после введения тарифа и раз- мере пошлины, и графически изображаются прямоугольником с на рис. 1.5.1. Эти доходы от пошлины, по сути, являются перераспределением дохода от потребителя к государству и не влияют на экономическое благосостояние государства: она выигрывает то, что теряет потребитель. Доходы перемещаются из частного сектора в государственный.

Отечественные производители товара X, на которых пошлина не распространяется, реализуют свою продукцию по более высокой цене OPw + t. Поскольку эта цена выше мировой цены OPw, отечественные производители поднимаются вверх по кривой предложения Sd, увеличив отечественное производство с OQ1 к OQ2. Они воспользуются как более высокой цене, так и большим объемом продаж. Следовательно, они получат дополнительный доход, рассчитывается как разница между дополнительной прибылью, которые получат производители результате введения импортного тарифа, и дополнительными затратами на производство дополнительного количества товара-Этот доход имеет вид трапеции а на рис. 1.5.1.

Потери потребительского излишка, которые равны сумме площадей треугольников (b + d), ничем не компенсируются и являются чистыми потерями государства.

Площадь треугольника b показывает дополнительные расходы производства продукции X в объеме (Q2 - Q1). С ростом защиты внутреннего рынка с помощью тарифов все большее количество ресурсов, не предназначенных специально для производства товара X, используется для его производства. Это приводит к высшим издержек производства по сравнению с теми, которые малая страна, покупая товар X по мировой цене ОРТ в иностранного производителя. Из рис. 1.5.1 понятно, что затраты на увеличение внутреннего производства товара X с OQ1 к OQ2зростають вдоль кривой Sd с ОРшрр OPw + tза единицу. Однако такого же увеличения предложения можно достичь за счет поставки из-за рубежа дополнительной (Q2 - Qx) количества товара вдоль кривой Sd + w по цене OPw за единицу. Следовательно, потери экономики изображены треугольником b. Площадь треугольника d показывает чистые потери потребительского излишка, связанные с сокращением потребления с OQS к OQ1, поскольку высокая цена OPw + t заставит покупателей удалить вверх по кривой спроса Dd. Отечественные потребители пострадают из-за введения пошлины: они будут платить на PwPw + t больше за каждую единицу товара X.

Кроме того, пострадают иностранные производители товара X, несмотря на то, что продажная цена на товар X стала выше на PwPw + t-Эта разница в цене идет к государственного бюджета страны-импортера, а не иностранным производителям. Мировая цена после установления пошлины и, следовательно, поштучный доход иностранных производителей остаются на уровне ОРш, а объем их экспорта сокращается с Q1Q5 к Q2Q4.

В целом от введения импортной пошлины получают экономический эффект, разделяющих на две группы:

1. Перерозподилювальни эффекты - эффект доходов и эффект передела.

2. Эффекты потери - эффект защиты и эффект потребления. Эффект доходов (revenue effects - это объем увеличения доходов

Государственного бюджета в результате обложения импорта пошлиной.

Эффект передела (redistribution effect) - это перераспределение доходов от потребителей к производителям продукции, конкурирующей с импортом.

Эффект защиты (protective effect) - это экономические потери страны в результате необходимости внутреннего производства дополнительного количества товара при больших затратах под защитой тарифа.

Эффект потребления (consumption effect) - возникает вследствие того, что сокращается потребления товара из-за роста его цены на внутреннем рынке.

1.5.5. Государственное регулирование международной торговли

1.5.5.1. Классификация инструментов регулирования международной торговли товарами

Инструменты (методы) внешнеторговой политики очень разнообразны, их насчитывается более тысячи. Это обусловливает существование различных подходов к их классификации.

А.В. Данильцев дает такую классификацию инструментов регулирования международной торговли товарами:

1) по характеру и целям применения мер регулирования:

- Инструменты, предусматривающие применение мер регулирования при пересечении товаром таможенной границы (пограничные меры);

- Инструменты, предусматривающие применение мер, касающихся внутреннего рынка в целом, но не затрагивают условий достутпу иностранных товаров на внутренний рынок;

- Инструменты, которые используются для улучшения условий в ступу отечественных товаров на иностранные рынки. В частности это меры. Они не имеют целью ограничение доступа на рынок, но является средством давления на партнеров, чтобы те отменили свои ограничения. Эти ограничения могут принимать самые форм;

2) по характеру используемых инструментов:

- Тарифные - пошлины и другие таможенно-тарифные меры;

- Нетарифные - остальные инструменты регулирования;

3) по характеру воздействия на условия конкуренции:

- Инструменты, ограничивающие иностранную конкуренцию на внутреннем рынке;

- Инструменты обеспечения добросовестной конкуренции;

- Инструменты, которые обеспечивают повышение конкурентоспособности собственных (Национальных) товаров на зарубежных рынках;

- Инструменты, направленные на устранение ограничения конкуренции на зарубежных рынках и облегчения доступа национальных товаров на эти рынки;

4) в зависимости от особенностей применения мер регулирования:

- Односторонние (автономные) меры - применяются правительствами

стран в одностороннем порядке без согласования или консультации с торговыми партнерами. Такие меры принимаются в основном во время обострения политических отношений;

- Двусторонние меры - применяются в рамках двусторонних соглашений. Такие меры предварительно согласовываются странами - торговыми партнерами. Каждая из стран предупреждает своего торгового партнера о принятии каких-либо мер, которые, как правило, не вносят существенных изменений в торговые отношения, а лишь облегчают;

__багатосторонни меры - применяются в рамках многосторонних соглашений (Например, ГАТТ / ВТО)

5) с точки зрения исторического развития форм протекционизма и эволюции международной торговли:

- Инструменты традиционного протекционизма - носят в основном ограничительный характер и проявляются в создании торговых барьеров, которые препятствуют доступу иностранных товаров на внутренний рынок в целом. Цель традиционного протекционизма - Трансформировать условия конкуренции таким образом, чтобы дать возможность национальным предприятиям успешно конкурировать с иностранными поставщиками при том наборе конкурентных преимуществ и той обеспеченности факторами производства, которые имеют национальные предприятия. Эта цель достигается за счет вмешательства в рыночное конкурентную среду и некоторого снижения эффективности использования ресурсов в экономике. При этом создаются условия для функционирования менее эффективных с точки зрения мирового рынка предприятий. Таким образом, в определенном смысле вся экономика пристраивается под неэффективные предприятия или сектора экономики. При этой форме протекционизма дискриминируются иностранные товары. Важная особенность этого протекционизма - его сравнительно пассивный характер. Это выражается в том, что страна прежде всего стремится сохранить позиции национальных производителей на внутреннем рынке. Применение мер такого протекционизма имеет субъективный характер, не всегда можно отследить их взаимосвязь с объективными экономическими показателями. Типичные примеры использования инструментов этой формы протекционизма - пограничные барьеры в форме тарифных и нетарифных ограничений в торговле товарами;

- Инструменты избирательного протекционизма - направлены в основном против недобросовестных и наиболее опасных иностранных конкурентов. В рамках данной концепции протекционизма существуют два направления: основной - противодействие недобросовестной конкуренции; дополняющий - чрезвычайные ограничительные меры, применяются в случае угрожающего обострения иностранной конкуренции. Этот протекционизм имеет в чистом виде не столько ограничительный, сколько корректирующий характер и направлен на устранение искажений нормальных условий конкуренции, могут возникнуть в связи с вмешательством государства (в форме субсидирования) или с дискриминационной политикой частных компаний в сфере цен (демпинг). При этом теоретически не образуются условия для ограничения международной торговли в целом и возможно эффективное

использования конкурентных преимуществ и преимуществ международного разделения труда, а сами ограничения не являются средством дискриминации, а наоборот, устраняют ее. Эта концепция протекционизма хорошо сочетается с политикой либерализации торговли в целом и требованиям о расширении доступа на иностранные рынки. Применения ограничительных мероприятий обязательно связано с объективными количественными экономическими параметрами, причем такая взаимосвязь необходимо однозначно и точно установить. На практике этот протекционизм может применяться и как ограничительный средство, когда он дискриминационный характер. Его в самом степени можно унифицировал ты на международном уровне, он соответствует идее многосторонности. Важная особенность этого типа протекционизма состоит в том, что он не может ограничиваться пограничными мерами. Торговая политика выходит за рамки собственно мер регулирования экспорта и импорта. Эффективная политика в сфере торговли товарами становится возможной только в сочетании с соответствующими мерами в сфере движения капитала, торговли объектами интеллектуальной собственности. В торговле товарами мероприятия избирательного протекционизма применяются в виде специальных процедур квазисудебных характера, предшествующих применению пограничных ограничений в виде мер тарифного и реже количественных ограничений (антидемпинговые, компенсационные и защитные меры)

- Инструменты глобального (экстерриториального) протекционизма - влияют на условия производства за рубежом. Страна, которая проводит такую политику, пытается влиять на условия использования конкурентами преимуществ и факторов производства в странах-конкурентах. Торговые ограничения применяются в тех случаях, когда структура использования факторов производства в странах-конкурентах такая, что за тем или иным параметрам они могут получить сравнительные преимущества со стороны снижение затрат (например, отсутствие в стране экологических требований или системы обеспечения социальных прав работников). Этот подход направлен на формирование унифицированных стандартов развития экономики с точки зрения формирования конкурентных преимуществ в международной торговле. Проявлением этой формы протекционизма являются, концепция "справедливой торговли" (fair trade). Например, целью применения декларируется стремление устранить отклонения от общепринятых социальных и экологических стандартов, использование положений известных статей американского законодательства: "статьи 301" и "статьи 301 - супер". Эта концепция в основном применяется странами с высоким уровнем развития экономики и высокими техническими, социальными и экономическими стандартами. Такая политика предполагает возможность создания помех для международной торговли, а в худшем варианте - Для формирования относительно замкнутых групп государств с более или менее одинаковым уровнем развития экономики. В принципе, концепция экстерриториального протекционизма плохо сочетается с развитием многосторонности в регулировании международной торговли. Форма реализации - торгово-политические переговоры, в случае неудачи которых могут использоваться любые меры ограничительного характера.

Все эти три системы протекционизма идут в историческом развитии одна за другой, но с точки зрения их применения часто могут использоваться одновременно.

Наиболее широкое применение получила классификация инструментов государственного регулирования внешней торговли по их характеру - тарифные и нетарифные инструменты. Эта классификация отражена в различных правовых документах национального и международного права. Впервые она была предложена Секретариатом ГАТТ конце 60-х годов. К первой группе - тарифных инструментов - принадлежат исключительно пошлины, зафиксированы в виде таможенного тарифа (экспортного и импортного), как наиболее распространенный традиционный способ внешнеторговой политики. К второй группы - нетарифных - остальные инструменты.

В основу этой классификации положены существенные различия как в методах ограничения ввоз / вывоз товаров, так и в способах воздействия на рыночные отношения. Выделение таможенного тарифа в отдельную категорию связано с характерными особенностями, которые определяют его ведущую роль в государственной внешнеторговой политике.

С экономической точки зрения пошлина относится к косвенным налогам, которые включаются в цену товара, хотя правовые основы и практика применения пошлин и внутренних налогов существенно отличаются. Тарифа присущи все характеристики экономического регулирования внешней торговли и высокий среди всех известных инструментов степень стабильности. А.И. Шишаев считает, что стабильность тарифа обусловлена такими особенностями его применения:

1) величина тарифов известная, официально опубликован; тарифы действуют в отношении всех субъектов торговли и по всему кругу однородных товаров (хотя, в зависимости от торгово-политических отношений со страной происхождения товара и от конкретного его вида, то есть позиции в товарной номенклатуре)

2) применение тарифа регламентируется на законодательном уровне и исполнительная власть имеет в этом вопросе, как правило, ограниченную сферу полномочий. Существует единая, законодательно закрепленная процедура его применения;

3) тарифное регулирование отличается высокой степенью транспарентности. есть прозрачности системы регулирования внешней торговли;

4) нормы международного права жестко определяют правила тарифной политики;

5) ставки пошлин во всех государствах-членах ГАТТ / ВТО является "связанными", то есть не могут быть изменены в одностороннем порядке. Повышение пошлин для членов ГАТТ / ВТО возможно только после сложной процедуры многосторонних переговоров с другими членами.

Нетарифные инструменты также экономическими мерами. Благодаря тому, что нетарифные инструменты так же, как и тарифные, влияющих на цену товара, их часто называют "Паратарифнимы". Это связано с их высоким и неопределенным уровнем, ограниченным сроком действия, избирательностью применения и особой процедуре начисления. Например, антидемпинговые пошлины собираются задним числом, при этом нередко через определенное время после постановки товара. Неопределенность и постоянная угроза их начисления в значительной сумме сильнее сдерживающее влияние на экспортера, чем заранее известны относительно невысокие импортные пошлины.

Многие международных документов, в частности ГАТТ / ВТО, закрепляют приоритетность использования тарифа, как средства внешнеторгового регулирования, целесообразность перенос акцентов именно на использование пошлин в регулировании внешнеторгового оборота. В рамках ГАТТ / ВТО идет процесс тарификации нетарифных барьеров, т.е. перечисление влияния нетарифного барьера в значение пошл