Электронный
методический кабинет

Определение приоритетных направлений инвестирования

Денисенко М.П. • Основы инвестиционной деятельности • 2003 (ru) 
В связи с ограничением бюджетных средств при переходе Украины к рыночным отношений важное значение имеет вопрос формирования Перечня важнейших пусковых строений производственного и непроизводственного назначения за счет Государственного бюджет. При этом особенностью формирования этого Перечня является то, что инвестиционная деятельность должна обеспечить прежде всего структурные изменения в экономике на базе приоритетных направлений ее развития.

В разработке планов инвестирования необходимо сосредоточиться на расчетах объемов централизованных инвестиций за счет государственного бюджета и бюджетных ссуд в разрезе заказчиков, а также определении

(Составлении перечней) важнейших строений производственного назначения и природоохранных объектов. Здесь же приводятся основные показатели ввода в эксплуатацию объектов социально-культурной сферы [1].

Прогнозируемые расчеты объема централизованных инвестиций осуществляются на основании по:

- Уточнение перечня приоритетных секторов и отраслей экономики для реализации инвестиционных проектов, а также научно-технических программ и основных направлений фундаментальных и поисковых исследований, финансируемых за счет бюджетных средств;

- Необходимость восстановления инвестиционного процесса путем концентрации и направления инвестиционных ресурсов бюджетов всех уровней, а также кредитных средств, привлекаемых под гарантии Кабинета Министров Украины в развитие приоритетных секторов экономики.

Объемы государственных централизованных инвестиций в разрезе заказчиков в год разработки программы целесообразно рассчитывать отдельно по важнейшим агрегированными направлениям их использования, а именно:

- На развитие отраслей и структурную перестройку экономики;

- На мероприятия, связанные с возвращением крымскотатарского, немецкого и других депортированных народов;

- На приобретение оборудования для производства ценных бумаг и документов строгого учета;

- Другие направления инвестиций.



Из общего объема инвестиций на развитие отраслей экономики и их структурную перестройку следует выделять их объемы на развитие агропромышленного комплекса в разрезе заказчиков, которые затем детализировать на объемы инвестиций, направляются на строительство в сельской местности объектов социально-культурной и коммунальной сферы, энергоснабжения, путей.

В общем виде объем централизованных инвестиций за счет государственного бюджета и бюджетных ссуд в разрезе заказчиков на год разработки Государственной программы подаются в форме 2.9.

Общие объемы централизованных государственных инвестиций на каждом из направлений их направления необходимо увязывать с их объемами по конкретным важнейших строениях производственного назначения (формы 2.10, 2.11).

Расчеты показателей ввода в эксплуатацию объектов социальной сферы в год разработки Государственной программы целесообразно осуществлять исходя из Перечня важнейших объектов социальной сферы, которые предполагается строить следующем году - в том числе за счет централизованных инвестиций.

Форма 2.9

Объемы государственных централизованных инвестиций за счет средств государственного бюджета, бюджетных ссуд - по заказчикам (млн грн в действующих ценах)

Год, на который разрабатывается государственная программагосударственный бюджетбюджетные ссудыИ. На развитие отраслей и структурную перестройку экономики - всегов том числе:а) по агропромышленному комплексу - всегоиз них:по министерствам Украины - всегов том числе:по облгосадминистрациям - всегов том числе:Из общего объема государственных централизованных капитальных вложений по агропромышленному комплексуна строительство в сельской местности объектов образования, здравоохранения, культуры и спорта, водопроводов, канализационных систем и сооружений, сети газо-и электроснабжения, путей, объектов службы быта, а в труднодоступных селах, кроме этого, на строительство жилья - всегов том числе:по министерствам Украинына строительство объектов для крестьянских (Фермерских) хозяйств - всегоб) по министерствам и ведомствам Украины - всегоиз них:в) по Совету министров Автономной Республики Крымг) по облгосадминистрациям, Киевской и Севастопольской горгосадминистрации - всегоII. На мероприятия, связанные с возвращением крымско-татарского, немецкого и других депортированных народов - всегов том числе:по Совету министров Автономной Республики Крымпо облгосадминистрациям и Севастопольской горгосадминистрацииIII. На приобретение оборудования для производства ценных бумаг и документов строгого учета - Минфин УкраиныIV. На финансирование мероприятий по ликвидации последствий аварии на ЧАЭСДругие направления инвестиций Показатели ввода в действие объектов социальной сферы (форма 2.12), в частности жилищно-коммунального хозяйства, образования, культуры, здравоохранения, должны особенно тщательно прорабатываться на местах.

Указанные показатели представляются в Министерство экономики и по вопросам европейской интеграции Украины с указанием заказчиков и источников финансирования. Это даст возможность подразделениям министерства согласовывать данные показатели на центральном уровне как в разрезе регионов, так и в разрезе министерств и ведомств.

В Перечень (форма 2.10) должны включаться, прежде всего, производственные мощности, введение которых предусматривается за счет государственного бюджета и реализации целевых и приоритетных программ. В Перечень важнейших объектов (Форма 2.11) имеют также включаться объекты природоохранных мероприятий, направленные на стабилизацию и улучшение состояния окружающей среды и дальнейшее внедрение экономического механизма природопользования. Перечень важнейших строек должен быть плановым документом, в котором конкретизируются и доводятся до исполнителей задачи социально-экономического развития страны на планируемый год.

Форма 2.10

Перечень важнейших строек производственного назначения, которые сооружаются с привлечением государственных централизованных инвестиций (млн. грн .., в действующих ценах)

Министерство Украины. Наименование и местонахождение строений, наименование мощностиГод начала и окончания строительстваПроектная мощность (остаток на 01.01. Года, на который разрабатывается программа)Год, на который разрабатывается программаМинистерства, осуществляющих рования, строительствавведение мощностикапитальные вложенияв том числе за счетгосударственного бюджетабюджетных ссудВсего по Украине5. Пусковые устройства и объектыII. Переходящие стройки и объектыIII. Строения, начинающиесяВ том числе по министерствам Украины, Совету Министров Республики Крым, облдержад министрациях, Киевской и Севастопольской горгосадминистрациях Наименование отраслей, мощностей, единица измеренияГод, на который разрабатывается программапо областям, Киевской и Севастопольской горгосадминистрациях - всегов том числе:в сельской местности - всегов том числе:ЗдравоохранениеБольницы (тыс. коек) - всего по Украинев том числе:по министерствам и ведомствам - всегоиз них:в сельской местности - всегов том числе:Амбулаторно-поликлинические учреждения (тыс. посещений в смену) - всего по Украинев том числе:по министерствам и ведомствам - всегоиз них:в сельской местности - всегов том числе:Дома-интернаты для престарелых и инвалидов (Тыс. мест) - всего по Украинев том числе: по областямиз них: Для выхода из того экономического положения, в котором оказалась Украина, необходимо иметь научно обоснованную государственную программу.

На наш взгляд, достичь этой цели можно, сосредоточив свои усилия на таких направлениям:

1. Обоснование цели.

2. Определение приоритетов.

3. Формирование - подбор проектов.

4. Определение целевой программы.

5. Реализация программы.

В условиях дефицита финансовых источников государство определяет приоритетные сферы развития, выступает гарантом инвестиций в этих сферах. Обеспечение приоритетности в выборе инвестиционных проектов связано как с решением текущих задач стабилизации экономики, так и с достижением стратегических целей укрепления экономического потенциала Украины и повышением уровня жизни населения.

Появление в Украине различных форм собственности - государственной, коллективной, частной - требует пересмотра общих принципиальных подходов к расчетам эффективности инвестиций и порядка их проведения.

Необходимо разработать новую Методику определения эффективности инвестиций в рыночных условиях. К этой работе следует привлечь специалистов как Министерства экономики и по вопросам европейской интеграции Украины, так и научно-исследовательских институтов Национальной Академии наук, учебных заведений и др.. Пришло время создать Совет по проблемам эффективности инвестиций.