Электронный
методический кабинет

Инфраструктура, прозрачность, кадровое и законодательное обеспечение фондового рынка

Денисенко М.П. • Основы инвестиционной деятельности • 2003 (ru) 
Развитие инфраструктуры фондового рынка. Сегодня инфраструктура фондового рынке Украины, состоящий из фондовых бирж и информационно-торговых систем, прежде всего обслуживает приватизационные и постприватизационные процессы распределения и перераспределения корпоративной собственности.

Фондовый рынок Украины не способствует эффективному привлечению и распределению капитала. Правила можна отримани на website, де є також Pibox is a Socialized File Sharing. Как следствие:

- Размеры организованного рынка корпоративных ценных бумаг в Украине незначительными по объему рыночной капитализации, по количеству и объемам сделок с ценными бумагами;

- Неорганизованный рынок значительно превышает организован;

- На неорганизованном рынке преобладают сделки векселями.

Глобальная тенденция развития фондовых рынков требует концентрации торговли корпоративными ценными бумагами на организованном рынке на основе конструктивной конкуренции и инноваций:

- Организаторы торговли должны обеспечить эффективную торговую платформу вместе с финансовыми продуктами, которые нужны клиентам, и по цене, которую эти клиенты готовы платить;

- Альтернативой чрезмерной фрагментации может стать специализация организаторов торговли на обслуживании рынков различных финансовых инструментов или внедрение различных моделей урегулирования сделок с ценными бумагами: «поставки против оплаты »или« гарантированных расчетов ».

В будущем необходимо создать условия для налаживания информационного обмена с использованием современных технологий между организационно оформленным рынками с целью обеспечение инвестора своевременной и необходимой информацией для принятия инвестиционных решений. Создание таких условий предполагает:

- Сосредоточение торговли ликвидными корпоративными ценными бумагами на организованном рынке прежде всего с помощью экономических рычагов;

- Внедрение механизма справедливого ценообразования за счет улучшения конкурентной среды;

- Создание эффективной системы раскрытия информации об эмитентах, ценных бумагах которых включены в листинг;

- Организация системы раскрытия информации о заключенных на организованных рынках сделки с корпоративными ценными бумагами;

- Разработка мер по предотвращению манипулирования рынком, нечестной торговой практике и нарушением этики отношений на фондовом рынке;

- Обеспечение прозрачного ценообразования, когда цены организованного рынка могут быть основой для оценки активов институтов совместного инвестирования и для целей налогообложения;

- Создание через государственное регулирование и саморегулирование профессиональных участников эффективной системы контроля за торговлей с участием аффилированных лиц;

- Установление обязательности заключения договоров с крупными пакетами ценных бумаг украинских эмитентов на организованных рынках;

- Создание равных условий вторичного обращения однотипных финансовых инструментов различных организаторов торговли;

- Создание условий для торговли на организованном рынке акциями молодых компаний, роста венчурных компаний;

- Создание условий для торговли на организованных рынках иностранными ценными бумагами;

- Внедрение мероприятий для размещения украинскими эмитентами ценных бумаг на организованных рынках;

- Создание в рамках существующих организаторов торговли специализированных торговых систем для операций с новыми финансовыми инструментами;

- Развитие технологий торговли производными на организованных рынках;

- Осуществление организаторами торговли расчетно-клиринговой деятельности по производными;

- Внедрение электронного документооборота при заключении и исполнении сделок с корпоративными ценными бумагами, принятии единых стандартов и сертификатов систем электронной цифровой подписи и шифрования данных, пригодных для использования в любых технических и технологических системах, которые будут поддерживать функционирование инфраструктуры фондового рынка Украины.

Необходимым условием дальнейшего развития фондового рынка является развитие Национальной депозитарной системы Украины как целостной, прозрачной и надежной системы регистрации прав на ценные бумаги и исполнения сделок с ценными бумагами. В период становление национального фондового рынка, достижения им состояния, который обеспечивает реализацию национальных интересов, учет прав собственности на акции украинских эмитентов должен осуществляться преимущественно в Украине.

Существующая система регистрации осуществила порядок учета прав собственности приватизированных предприятий. Двухуровневая депозитарная система во главе с Национальным депозитарием Украины и функционирующим депозитарием «Межрегиональный фондовый союз »обслуживают обращение ценных бумаг в бездокументарной форме. Внедрена модель учетной системы инфраструктуры фондового рынка, базируется на выпуске именных ценных бумаг в документарной и бездокументарных формах, требует изменений и дальнейшего развития.

Национальная депозитарная система Украины должна обеспечить регистрацию прав на ценные бумаги: в реестрах владельцев именных ценных бумаг для целей главным корпоративного управления и выплаты доходов от ценных бумаг на счетах в ценных бумагах в процессе обращения эмиссионных ценных бумаг, преимущественно на организованном рынке.

При этом фиксация прав на ценные бумаги должна осуществляться и регистраторами, и депозитарными учреждениями в соответствии с едиными правилами, которые определяют порядок такой фиксации.

Национальная депозитарная система Украины должна обеспечить защиту прав владельцев ценных бумаг путем снижения рисков в процессе обращения эмиссионных ценных бумаг, четкого регулирования системы распределения рисков, связанных с осуществлением сделок. Функционирование системы исполнения сделок с ценными бумагами и регистрации прав на ценные бумаги должно предотвращать мошенничества и другим злоупотреблений при совершении сделок с ценными бумагами, повышать степень гарантированности надлежащей оплаты за приобретенные ценные бумаги, обеспечивать высокий уровень сохранности ценных бумаг.

Важным шагом совершенствования национальной депозитарной системы стало бы создание в Украине единого клирингового депозитария корпоративных ценных бумаг и предоставление профессиональным участникам рынка возможности иметь большинство голосов в наблюдательном совете депозитария, предусмотрев сохранение за государством ограниченного «права вето» по вопросам, которые могут угрожать национальным интересам и экономическому суверенитету Украины:

- Предоставление центральному клиринговом депозитария корпоративных ценных бумаг статуса финансового учреждения с получением ограниченной лицензии на соответствующие денежно-расчетные функции в Национальном банке Украины;

- Внедрение стандартов деятельности прямых участников Национальной депозитарной системы по учету прав собственности на ценные бумаги, которые базируются на современных финансовых и информационных технологиях

- Внедрение механизма урегулирования сделок с корпоративными ценными бумагами по принципу «поставка против оплаты", в том числе с возможным использованием гарантированных расчетов;

- Внедрение механизма урегулирования сделок с корпоративными ценными бумагами между инвесторами-нерезидентами по принципу «поставка при условии поступления средств от покупателя »;

- Упрощение процедуры обездвиживания ценных бумаг, выпущенных в документарной форме;

- Уменьшение чрезмерных требований ГКЦБФР в бланков сертификатов именных ценных бумаг

- Организация функционирования хранителей и регистраторов при взаимодействии с клиринговым депозитарием корпоративных ценных бумаг по единым правилам и в единой системе документооборота

- Обязательная технологическая консолидация регистраторов, ведущих реестры эмитентов, ценные бумаги которых находятся в листингах

организаторов торговли, с клиринговым депозитарием корпоративных ценных бумаг на основе электронного документооборота и электронной цифровой подписи;

- Введение ограничений на участие в уставном капитале регистратора для любого участника и одновременно запрет участникам регистратора на владение пакетом акций эмитента, чей реестр ведет регистратор, в размере, превышающем эти ограничения;

- Создание системы гарантий заверения подписи на основе двусторонних и многосторонних соглашений между профессиональными участниками Национальной депозитарной системы;

- Осуществление мероприятий, которые будут способствовать формированию финансово надежных отечественных хранителей, способных оказывать широкий комплекс кастодиальных услуг, в том числе и институциональным инвесторам;

- Осуществление мероприятий, призванных снизить системные риски при расчетах за сделкам с ценными бумагами;

- Законодательное урегулирование проблемы обязательного страхования рисков по основной деятельностью прямыми участниками Национальной депозитарной системы;

- Обязательное хранение контрольных копий систем реестров владельцев именных ценных бумаг в центральном клиринговом депозитарии корпоративных ценных бумаг в формате, что позволяет пополнить систему реестра при его потере;

- Предоставление хранителям, которые не являются банками, права проводить операции с инвестиционными денежными счетами депонентов;

- Осуществление организаторами торговли расчетно-клиринговой деятельности по производными;

- Упрощение механизма расчетов по сделкам с ценными бумагами с целью стимулирования осуществления денежных расчетов по сделкам в Украине, а не за ее пределами.

Требует законодательного закрепления положения о том, что именные эмиссионные ценные бумаги - это ценные бумаги, информация о владельцах которых должна быть доступной эмитенту в форме реестра владельцев ценных бумаг, переход прав на которые и реализация закрепленных ими прав требуют обязательной идентификации владельца. Документарная форма ценных бумаг - форма ценных бумаг, когда владелец должен устанавливаться на основании сертификата ценных бумаг или в случае депонирования - На основании записи на счете в ценных бумагах. Бездокументарная форма ценных бумаг - форма ценных бумаг, когда владелец устанавливается на основании записи в системе реестра владельцев именных ценных бумаг или в случае депонирования ценных бумаг - на основании записи на счете в ценных бумагах.

Валютное, налоговое, банковское законодательство и законодательство, регулирующее фондовый рынок, должны способствовать созданию надежной и эффективной системы регистрации прав собственности и выполнению соглашений с украинскими корпоративными ценными бумагами и производными.

Необходимо разработать программу присоединения Украины к Европейской ассоциации центральных депозитариев (ECSDA), которая бы определяла фундаментальные основы с вопросов

- Создание в Украине расчетно-клиринговой системы по сделкам с ценными бумагами, по своим организационно-техническими возможностями будет способна интегрироваться в аналогичные системы в странах ЕС; (SSS)

- Установление корреспондентских отношений между центральным клиринговым депозитарием корпоративных ценных бумаг Украины и центральными депозитариями ЕС;

- Реализации мер по интеграции расчетно-клиринговых систем по сделкам с ценными бумагами с соответствующими системами ЕС.

Инфраструктура рынка должна обеспечивать эффективную информацию и телекоммуникационную поддержку профессиональных участников в их деятельности. Общей проблемой, решение которой имеет ключевое значение для дальнейшего развития всех подсистем организованных рынков, является внедрение электронного документооборота при заключении и исполнении сделок с корпоративными ценными бумагами, принятия единых стандартов и сертификации систем электронной цифровой подписи и шифрования данных, пригодных для использования в любых технических и технологических системах, которые поддерживают функционирование инфраструктуры фондового рынка Украина.

Информационная прозрачность фондового рынка. Совершенная система раскрытия информации об участниках фондового рынка обязательное условие его эффективного функционирования, успешного осуществления на нем инвестиционной и профессиональной деятельности.

Эффективная система раскрытия информации на фондовом рынке Украины, которая способна удовлетворить информационные потребности рынка, находится в стадии формирования. В раскрытии информации на фондовом рынке существуют следующие проблемы:

- Инвестиционная общественность практически не имеет доступа к информации или получает доступ, когда информация теряет актуальность;

- Участники фондового рынка прилагают немало нерациональных усилий и затрат на выполнение существующих требований к раскрытию информации;

- Участники фондового рынка недостаточно понимают важность систематического и комплексного раскрытия информации, что приводит к дефициту на рынке регулярной, достоверной, полной, актуальной информации;

- В то время, когда на международных фондовых рынках усиливается тенденция создания общепринятой международной системы финансовой отчетности, которая является ключевым компонентом раскрытия информации, национальные положения (стандарты) бухгалтерского учета (НП (С) БУ), разработанные на основе международных стандартам бухгалтерского учета (МСБУ) с учетом национальных условий Украина, содержат значительные отличия от МСФО;

- Качество аудита публичной финансовой отчетности эмитентов требует улучшения.

Раскрытие информации на фондовом рынке должна соответствовать принципам достоверности, существенности, своевременности, понятности. Целостная система раскрытия информации об участниках фондового рынка должно охватывать:

- Операции с ценными бумагами на организованных и неорганизованных рынках (цены и объемы сделок)

- Условия эмиссии ценных бумаг, предлагаемых к открытой продаже;

- Регулярную информацию о результатах финансово-хозяйственной деятельности открытых акционерных обществ и предприятий - эмитентов облигаций;

- Сведения о фактах финансово-хозяйственной деятельности открытых акционерных обществ и предприятий - эмитентов облигаций, влияющие на стоимость их ценных бумаг (особую информацию)

- Информацию о владельцах крупных пакетов акций (10 процентов и более) открытых акционерных обществ и предприятий - эмитентов облигаций и. о владения ценными бумагами должностными лицами эмитентов;

- Условия листинга ценных бумаг

- Условия выкупа открытыми акционерными обществами собственных акций;

- Решение общего собрания акционеров открытых акционерных обществ и предприятий - эмитентов облигаций.

ГКЦБФР должна обеспечивать заинтересованным лицам свободный доступ к информации о фондовом рынке и его участниках, раскрытие которой предусмотрено законодательством и находящаяся в пределах ее компетенции.

Настало время для принятия Государственной комиссией по ценным бумагам и фондовому рынку концепции раскрытия информации на фондовом рынке в соответствии с Программой.

Необходимо внедрение на фондовом рынке международных стандартов раскрытия информации - международных стандартов бухгалтерского учета Комитета по Международных стандартов бухгалтерского учета (IASC) и международных стандартов раскрытия информации Международной организации комиссий по ценным бумагам (IOSCO) - через:

- Предоставление ГКЦБФР разрешения эмитентам применять МСФО; в первую очередь рекомендовать применение МСФО эмитентам, ценные бумаги которых находятся в официальном листинге у организаторов торговли ценными бумагами;

- Дифференцирования требований к периодичности и состав регулярной информации предоставляется эмитентами ГКЦБФР, исходя из позиции эмитентов на рынке;

- Предвидение нормативными актами ГКЦБФР возможности применения МСФО профессиональными участниками фондового рынка, инвестиционными фондами и негосударственными пенсионными фондами;

- Предоставление ГКЦБФР рекомендаций организаторам торговли ценными бумагами предусмотреть во внутренних документах по правилам листинга возможность применения эмитентами МСФО;

- Разработку методики трансформации финансовой отчетности различных категорий участников рынка, прежде эмитентов, по национальным П (С) БУ в финансовую отчетность по МСФО;

- Внесение изменений и дополнений в национальных положений (стандартов) бухгалтерского учета для их соответствия МСФО;

- Проведение учебных программ по применению международных стандартов раскрытия информации для эмитентов (в первую очередь для тех, чьи ценные бумаги находятся в листинга у организаторов торговли ценными бумагами и имеют наибольшие объемы торгов), профессиональных участников фондового рынка, инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов.

Усиление ответственности участников фондового рынка, их должностных лиц и должностных лиц регулирующего органа за невыполнение требований по раскрытию информации и внедрение действенного механизма применения санкций. Это ответственность должна наступать в случаях непредставления информации, несвоевременного представление информации либо представление недостоверной информации.

Подготовка специалистов по вопросам фондового рынка и корпоративного управления. Одной из важнейших предпосылок дальнейшего развития фондового рынка является его кадровое обеспечение. Главная цель образовательной политики в области фондового рынка и корпоративного управления - создание эффективной общенациональной системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов по вопросам фондового рынка и корпоративного управления.

Реализация этой политики позволит:

- Создать комплексную, постоянно функционирующую систему подготовки специалистов вопросам фондового рынка и корпоративного управления, применяя современные учебно-методические технологии, используя международный опыт в этой сфере;

- Довести систему подготовки и аттестации отечественных специалистов фондового рынка с международными стандартами;

- Обеспечить неотложные и на перспективу потребности национальной экономики, в частности фондового рынка Украины, в специалистах, знающих в области рыночных отношений и аттестованных на право профессиональной деятельности на фондовом рынке;

- Обеспечить координацию деятельности министерств и ведомств, научных и учебных учреждений, объединений профессиональных участников, специалистов фондового рынка в сфере подготовки специалистов по вопросам фондового рынка.

Подготовка специалистов должна осуществляться на двух уровнях: базовом и профессионально-специализированном. Базовая подготовка специалистов должна включать в себя систему предоставления базового высшего образования по направлениям «Фондовый рынок и корпоративное управление », а также систему переподготовки специалистов, имеющих базовое высшее образование по этим специальностям, с целью получения ими второго высшего образования.

Система эффективного регулирования рынка. Развитие системы государственного регулирования фондового рынка, процесс становления государственных органов, которые осуществляют его регулирования в Украине, определение их полномочий и компетенции проходили с проведением рыночных реформ и поиском оптимальных методов государственного регулирования экономики в целом.

Правовые основы государственного регулирования фондового рынка были определены Законом Украины «О государственном регулировании рынка ценных бумаг в Украине», принятым Верховной Радой Украины С октября 1996 года. Согласно этому закону государственное регулирования рынка ценных бумаг осуществляет Государственная комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку (ГКЦБФР), которая подчиняется Президенту Украины и является подотчетным Верховной Раде Украины. Другие государственные органы (Фонд государственного имущества Украина, Министерство финансов Украины, Национальный банк Украины, Антимонопольный комитет Украины) осуществляют контроль за деятельностью участников фондового рынка в пределах своих полномочий, определенных действующим законодательством.

Сегодняшнее состояние государственного регулирования фондового рынка характеризуется тем, что:

- Активное развитие фондового рынка требует увеличения административных полномочий ГКЦБФР в вопросах правоприменения;

- Действующее законодательство предоставляет органам исполнительной власти полномочия, которые дают возможность значительно влиять на деятельность участников фондового рынка через принятие нормативно-правовых актов по вопросам размещения (выдачи) ценных бумаг (Облигаций, местных займов, векселей и т.д.). Последствия такого воздействия органов исполнительной власти на фондовом рынке могут оказаться непредсказуемыми;

- ГКЦБФР располагает ограниченные финансовые, телекоммуникационные и трудовые ресурсы, страдает от значительной текучести кадров и недостаточно высокого уровня подготовки персонала.

Принципами, способствующие эффективности государственного регулирования, должны стать:

- Определение полномочий государства в целом и их распределение между отдельными органами исполнительной власти;

- Независимость органов исполнительной власти по регулированию фондового рынка от политического давления или незаконного вмешательства отдельных заинтересованных групп;

- Отчеты должностных лиц органов исполнительной власти о выполнении возложенных на них полномочий;

- Последовательность регулирования и координация деятельности отдельных органов исполнительной власти;

- Соответствие работников органов исполнительной власти по регулированию фондового рынка высоким профессиональным стандартам.

Принцип определения полномочий государства должен быть реализован через оптимальный распределение функций между конкретными органами исполнительной власти, предоставления этим органам четко определенных средств выполнения своих полномочий, налаживание взаимодействия между органами исполнительной власти, определение единого координирующего органа государства на фондовом рынке, применение механизма ответственности перед государством как должностных лиц органов исполнительной власти, так и участников рынка.

Принцип независимости органов исполнительной власти предполагает установление эффективной правовой защиты их работников, достаточность в общественно приемлемом уровне финансирования и материально-технического обеспечения, налаживание эффективного взаимодействия с правоохранительными органами с целью обеспечения независимости должностных лиц от незаконного вмешательства в их деятельность.

Принцип отчетности должностных лиц о выполнении своих полномочий может происходить путем проведения пресс-конференций с информированием о состоянии фондового рынка Украины, обнародование отчетов через средства массовой информации, налаживание связей с участниками фондового рынка.

Принцип соответствия работников органов исполнительной власти по регулированию фондового рынка высоким профессиональным стандартам предполагает соблюдение ими высоких профессиональных стандартов и четких инструкций по различным аспектам их деятельности, включая избежание ними конфликта интересов (в том числе при приобретении или отчуждении ценных бумаг и осуществлении контрольных и надзорных полномочий за участниками рынка) использования информации, полученной в ходе исполнения полномочий государства, исключительно для целей, прямо предусмотренных действующим законодательством, строгое соблюдение режима конфиденциальности в работе с информации с ограниченным доступом; недопущение разглашения информации, которая может нанести неоправданного материального и морального вреда участникам рынка или органам исполнительной власти; беспристрастность при исполнении полномочий государства. Важное значение здесь имеет внедрение механизма отвода и самоотвода (по аналогии с судебной властью), в случае выявления факта конфликта интересов при исполнении полномочий.

Государственное регулирование рынка должно быть направлено на:

- Обеспечение защиты прав инвесторов, прозрачности, справедливости и эффективности фондового рынка, снижение рисков участников рынка в операциях ценными бумагами;

- Содействие добросовестной конкуренции на фондовом рынке, увеличение рыночной капитализации и экономический рост государства;

- Создание атмосферой доверия как среди участников фондового рынка, так и среди потенциальных инвесторов;

- Создание благоприятных условий и обеспечения равных возможностей для деятельности широкого круга профессиональных участников фондового рынка, которые отвечают четко определенным критериям допуска;

- Поощрение новых участников к деятельности на фондовом рынке, оптимизация процедур вхождения на фондовый рынок;

- Усиление координации деятельности государственных органов между собой и с СРО по вопросам регулирования фондового рынка, осуществление контрольно-ревизионных и надзорных полномочий;

- Содействие процессам внедрения новых финансовых инструментов;

- Реализацию единого системного подхода к развитию законодательства о фондового рынка, согласование его с законодательством ЕС;

- Информационную открытость органов государственного регулирования, обеспечения свободного доступа к информации, находящейся в пределах их компетенции.

Следует принимать меры с целью реализации поставленных задач:

- Определить эффективную организационную структуру ГКЦБФР как настоящего коллегиального органа;

- Оптимизировать структуру, функции, полномочия ГКЦБФР с точки зрения регулирования всех структур небанковского финансового сектора;

- Установить реальное финансирование ГКЦБФР, которое является адекватным объема п задач по построения фондового рынка и его регулирования;

- Ввести процедуру рассмотрения Консультативно-экспертным советом ГКЦБФР и обнародования для получения комментариев всех проектов важных для рынка нормативно-правовых актов;

- Требования к лицензированию профессиональных участников рынка и обеспечить мониторинг их деятельности;

- Усилить контроль ГКЦБФР за соблюдением участниками рынка регуляторных требований;

- Широко привлекать участников рынка к разработке государственной политики и информировать о ней общественность.

С целью координации деятельности государственных органов по вопросам функционирования фондового рынка был создан Координационный совет по вопросам функционирования фондового рынка в Украине при Президенте Украины. В состав Координационного совета входят руководители государственных органов, которые в пределах своей компетенции осуществляют контроль и другие функции управления по фондовому рынку и инвестиционной деятельности в Украине. Возглавляет Координационный совет Глава ГКЦБФР. Состав Координационного совета и Положения о Координационном совете утверждает Президент Украины по представлению председателя Государственной комиссии по ценным бумагам и фондового рынка.

Основными проблемами координации деятельности является то, что:

- ГКЦБФР законодательно еще не стала главным координирующим органом государственного регулирования в сфере фондового рынка;

- Отсутствует реальный механизм координации деятельности ГКЦБФР с другими органами государственного регулирования;

- Значительное количество нормативно-правовых актов межведомственного характера, разработанных другими регулятивными органами по смежным вопросам развития рынке, не соответствуют ГКЦБФР.

Развитие саморегулирования на фондовом рынке. Саморегулирование деятельности профессиональных участников на фондовом рынке является составной частью системы регулирования рынка. В Украине создание саморегулируемых организаций (СРО) стало возможным с принятием Закона Украины «О государственном регулировании рынка ценных бумаг в Украине »[128, с. 292].

Государство установило правовые основы процессов саморегулирования участников фондового рынка, но на практике реальных полномочий не получила ни одна из десяти созданных саморегулируемых организаций. Определенные законодательством возможности внедрения саморегулирования остались неиспользованными как государственными регуляторами, так и участниками фондового рынка.

Анализ деятельности саморегулируемых организаций в Украине указывает на неспособность большей части существующих СРО выполнять реальные обязанности по регулированию через:

- Непоследовательную государственную политику в отношении СРО (проблема - сочетание лоббирование и саморегулирования на рынке);

- Отсутствие стандартов деятельности СРО и их координации при решении задач общего развития;

- Лоббирование некоторыми СРО в органах государственной власти интересов небольшой части своих членов, что приводит к конфликту интересов между государственными органами и саморегулируемыми организациями в системе регулирования ринита и между членами СРО;

- Недостаточную техническую и финансово-материальную базу для реального исполнения СРО своих полномочий;

- Отсутствие эффективной системы мониторинга СРО за деятельностью своих членов на предмет соблюдения действующего законодательства о ценных бумагах.

На сегодняшний день непоследовательная государственная политика по СРО выражается в том, что:

- Не проводится регулярного анализа качества выполнения СРО своих полномочий;

- Не проводятся взаимные консультации между органами государства и СРО по состоянию соблюдение участниками рынка и должностными лицами государства требований действующего законодательства;

- СРО почти не привлекаются государственными органами в осуществлении контрольно-ревизионной деятельности;

- Отсутствует координация усилий органов государства и СРО в осуществлении контрольно-ревизионной деятельности в отношении участников рынка.

Саморегулируемые организации на фондовом рынке должны стать важным инструментом для достижения целей регулирования. Статус и полномочия саморегулируемых организаций в развитии взаимоотношений участников фондового рынка и их регулирования должны быть пересмотрены в направлении существующих возможностей СРО.

Развитие и основные принципы законодательства о фондовом рынке Украины. Формой реализации целей и задач Программы является принятие соответствующих законов Украины и подзаконных нормативно-правовых актов.

При выработке специальных принципов законодательства, регулирующего фондовый рынок, необходимо исходить из следующих целей регулирования:

- Защита прав инвесторов и обеспечение эффективности и прозрачности фондового рынка;

- Сочетание гражданско-правового и публично-правового методов регулирования отношений между государством и участниками фондового рынка в зависимости от характера этих отношений и их субъектов;

- Свободный и защищенный (гарантированный) законом обращение ценных бумаг при соблюдение установленных законом (иными нормативно-правовыми актами) и контролируемых государством правил допуска ценных бумаг на рынок, порядка их размещения) правил, касающихся правового положения и деятельности профессиональных участников фондового рынка, а также правил организованного фондового рынка;

- Регулирование гражданско-правовых отношений в участниками фондового рынка (Эмитентами, инвесторами, профессиональными участниками), связанных с обращением ценных бумаг (на первичном и вторичном рынке), путем установления особенностей этих отношений специальными нормами;

- Система фиксации (регистрации) прав владельцев ценных бумаг должна разрешать, согласно тех или иных гражданско-правовых оснований, осуществлять фиксацию имущественных прав на ценные бумаги независимо от формы их выпуска;

- Фиксация права собственности на ценные бумаги в совершении сделок с ценными бумагами на организованных рынках и относительно ценных бумаг (акций), размещаемых акционерными обществами со значительным количеством акционеров, должно осуществляться только профессиональными участниками фондового рынка, специально уполномоченными на то лицами;

- Система регистрации прав на ценные бумаги должна обеспечивать защиту прав их владельцев от рисков при обращении ценных бумаг

- Государственное регулирование фондового рынка должно осуществляться путем прямого регулирования этого рынка нормами закона, а также через предоставление ГКЦБФР специальных полномочий;

- Саморегулирование участников фондового рынка должно согласовываться с его государственным регулированием;

- С целью защиты прав и интересов инвесторов к размещению на первичном рынке допускаются только ценные бумаги, выпуск которых прошел государственную регистрацию;

- Правила раскрытия информации о ценных бумагах и деятельности эмитента должны обеспечивать своевременный доступ инвесторов и профессиональных участников рынка к информации, необходимой для принятия ими обоснованных решений при заключении и выполнения соглашений с ценными бумагами, а также при реализации прав, ими удостоверенных;

- Законодательное определение видов профессиональной деятельности на фондовом рынке, а также основных требований к профессиональным участникам фондового рынка при выходе их на рынок;

- Основные требования к профессиональной деятельности участников фондового рынка должны быть четко закреплены в законе;

- Деятельность профессиональных участников фондового рынка должно осуществляться под надлежащим контролем ГКЦБФР;

- Обеспечение защиты имущественных прав и интересов клиентов профессиональных участников фондового рынка от рисков, связанных с недобросовестностью профессионального участника, а также рисков, связанных с деятельностью, осуществляется профессиональным участником в собственных интересах, либо в связи с его банкротством.

Законодательство должно устанавливать такие требования к функционированию фондового рынка Украина, соответствующих стандартам правового регулирования аналогичных правоотношений на развитых рынках.

Создание и функционирование организованного фондового рынка требует специального государственного регулирования этого рынка, призванного обеспечивать:

- Прозрачность сделок с ценными бумагами;

- Соблюдение правил, обеспечивающих равенство всех участников организованной рынка;

- Надзор и контроль за всеми участниками организованного рынка;

- Защита от недобросовестной конкуренции и злоупотребления монопольным положением;

- Прекращение действий, связанных манипулированием ценами на организованных рынках;

- Снижение рисков неисполнения обязательств участниками рынка.

Важными условиями достижения привлекательности фондового рынка Украины является сближение действующего и будущего законодательства Украины с законодательством Европейского Сообщества (регламентами, директивами, решениями, рекомендациями и выводами), принятие мер

для обеспечения того,